Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Муниципальные системы в зарубежных странах

Лекция №12

Управление местными делами в демократических странах может осуществляться как посредством назначаемых центральной властью органов и должностных лиц государственной администрации на местах, так и через представительные и исполнительные органы, избираемые непосредственно населением административно-территориальных единиц. Такие представительные органы именуются органами местного самоуправления или местного (муниципального) управления.

В современном виде система местных органов власти, развитых в демократических странах Европы и Америки сложились в основном в результате муниципальных реформ XVIII-XIX вв. и в последствии XX в. Исторически становление местного самоуправления в его современном виде было связано с процессами перехода от сословного общества к индустриальному. Оплотом нарождавшейся буржуазии явились малые и большие города, требовавшие все большей самостоятельности в управлении местными делами, свободы городского самоуправления от надзора и вмешательства со стороны центральных органов государственной власти. И с середины XIX в. подобного рода управление на местах стало именоваться в некоторых странах местным самоуправлением.

Система правовых актов, устанавливающих организацию местного управления, по разному структурно построена в различных странах. В Европе интегрирующую роль выполняет Европейская хартия местного самоуправления, подписанная большинством европейских государств. С 1988 г. подписание Хартии является обязательным условием в Совет Европы. Однако, до сих пор Хартия не подписана, подписана с оговорками или не ратифицирована такими государствами как Франция, Бельгия, Нидерланды, Дания, Австрия.

Организация и деятельность местного управления регулируется Конституцией, а также актами, издаваемыми центральными законодательными органами или легислатурами отдельных субъектов федераций. В странах с федеративном устройством общенациональная Конституция обычно регулирует лишь основные принципы формирования и деятельности местных органов, возлагая правовое регулирование местного самоуправления на субъекты федераций, например, Германия п.1 ст.28.

В США функционирование местного управления регулируется исключительно самими штатами. Объем конституционного регулирования местного управления в унитарных государствах также неодинаков. Конституция Франции 1958г. отнесла лишь 1 ст. 72. А в ряде других отведены специальные разделы и главы. Конституция Италии гл. V, Японии (VII), Польши 1997г. раздел VII и т.д.

Конституционные положения о местном самоуправлении конкретизируются в текущем законодательстве. Например, во Франции принят в 1996г. Кодекс территориальных сообществ. Кроме этого, местное управление регулируется актами, посвященными другим конституционно-правовым институтам, например – институту выборов местных органов власти.

Также относят акты, регулирующие другие отрасли права (администрации, финансы), закон о коммунальных налогах в Швеции 1969г. Могут регулироваться и подзаконными актами: министерскими циркулярами.

Важную роль играет судебная практика в определении прав и характеристик местных органов в США, Великобритании.

Многие вопросы внутренней организации и деятельности местные органы управления решают самостоятельно, издавая правовые акты самостоятельно.

Местные органы действуют на основе закрепленной за ними компетенции, т.е. полномочий и предметов ведения.

В англосаксонских странах действует позитивное регулирование компетенции местных органов власти. Их действия правомочны только в том случае, если такие действия непосредственно указаны в законе, тогда местные власти действуют в рамках полномочий.

В странах континентальной Европы компетенция определяется через негативное регулирование, т.е. местные органы могут предпринимать любые действия, не запрещенные законом и не входящие в сферу компетенции других органов власти.

В большинстве стран распределение компетенции осуществляется при участии и под контролем государства, которое, обладая суверенитетом и выступая верховным гарантом осуществления публичной власти на своей территории, обязывает органы самоуправления выполнять определенный минимум компетенции. Такая компетенция называется обязательная. Компетенции, не входящие в число обязательных, считаются факультативными.

Выделим 3 группы компетенции местных властей, существующих повсеместно.

1) группа, существующая на муниципальном уровне: коммунальные услуги, дорожное строительство, строительство и т.д.

2) в социальной сфере – медицинское обслуживание и охрана здоровья;

3) привлечение местной власти проблемам, решаемым государством (область охраны окружающей среды, участие в экономическом развитии).

 

К трем основным добавляем компетенции, делегированные органам самоуправления государством.

Способы реализации компетенции:

- местная администрация непосредственно занимается реализацией;

- специально созданным учреждением, подотчетным органу самоуправления;

Учебные заведения:

- путем передачи полномочий в концессии частным предприятиям на определенных условиях (транспортные и коммунальные услуги);

- полностью переданы частным организациям в результате приватизации муниципальных служб (служба уборки мусора);

- могут создаваться предприятия мо смешанной формой собственности, т.е. бюджет формируется за счет частных и общественных инвестиций.

Органы самоуправления обладают своей внутренней организационной структурой.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Правительство в зарубежных странах | Тема: Основы конституционного права США
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.