Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Барьеры педагогического общения по Арону Абрамовичу Брудному и К.А. Шестопалову




1. Эффект (барьер) незавершенного действия (влияние результатов предыдущего урока, лекции личности предыдущего учителя, события макро- и микросреды и т.д.).

2. Эффект (барьер) предстоящего действия (преждевременная установка на последующий урок, лекцию или систему общения с последующим учителем, предстоящую перемену и т.д.).

3. Эффект (барьер) отвлекающего фактора (присутствие руководства школы, комиссий, съемочной группы, родителей, излишнее оборудование, посторонний шум, отвлекающие внимание отдельные ученики и т.д.).

4. Барьер несовпадение позиций учителя и учеников (отсутствие авторитета учителя, несоответствие его внешнего вида психологическим ожиданиям учеников, его высокомерие, бестактность, недостаточная компетентность).

5. Барьер несовпадение предыдущих (ориентировочных) этапов учителя и учеников.

Процесс преодоления барьеров педагогического общения строго индивидуален, но в нем, но в нем существуют общие моменты на которых стоит остановится более подробно.

Для преодоления этих барьеров необходимо:

1. Развитие профессионально-педагогической рефлексии критичности, эмпитии и последующей корректировки собственной педагогической деятельности. Самоанализ своих успехов, неудач, планирование деятельности и.т. д..

2. Встать на путь выработки собственного индивидуального стиля педагогической деятельности;

3. Расширения знаний об индивидуальных особенностях учеников и учета их в реальном процессе обучения;

4. Овладения специальными приемами и техниками педагогического общения.

5. Развитее таких профессионально важных качеств как гибкость, мобильность, чуткость и перцептивных и коммуникативных педагогических способностей.

6. Развитие профессионально-педагогической толерантности и педагогической культуры в целом.

7. Бороться избегать субъективизма, штампов, трафаретного восприятия студентов, всевозможных приписываний (псих., защита), ложных стереотипов, установок и заблуждений, манерности дистанционности, дидактизма.

8. Не выяснять отношения с обучающимися, а тщательно анализировать как они развиваются.

На мой взгляд, достаточны эффективные и в тоже время очень простые специальные правила и техники, касающиеся конструктивного общения, приводят Артур Александрович Реан и Яков Львович Коломинский:

1. Старайтесь говорить на языке партнера, вернее, на языке, понятном всем партнерам по общению. Для этого следует избегать узкопрофессиональных терминов, избытка иностранных слов и т. п. при общении не с коллегами, а со студентами младших курсов, обучающийсяами, при чтении популярных лекций.

2. Постоянно проявляйте уважение к партнеру, подчеркивайте его значимость.

3. Максимально демонстрируйте разнообразные формы общности с партнерами по общению (общность интересов, целей, задач, точек зрения и даже индивидуальных особенностей).

4. Проявляйте искренний интерес к проблемам партнера по общению и, по крайней мере, давайте ему возможность высказаться до конца, прежде чем сформулируете свою точку зрения.

5. Иногда полезно прибегать к вербализации своего эмоционального состояния или состояния партнера. Например: «То, что вы сказали сейчас, меня очень расстроило, и я даже не знаю, что делать дальше»; «Мне кажется, вы напряжены» и т.п.

6. При возникновении конфликтной ситуации предлагайте конкретные меры по ее урегулированию, не ограничиваясь формулированием абстрактных требований.

7. По возможности избегайте «подчиняющих позиций», когда педагог подчеркивает свое превосходство, право на навязывание решения и т.п.

8. Чаще используйте приемы активного слушания. При этом выделяется три уровня активного слушания: простое подтверждение факта восприятия информации («ага», «понятно», «согласен» и т.п.); переформулирование идеи, высказанной партнером по общению (насколько я понял, вы утверждаете, что...); развитие идеи, высказанной партнером.

9. Негативный ответ лучше начинать не со слова «нет» с последующим объяснением, почему «нет», а со слов «да, но...». Обычно после слова «нет» партнер по общению резко теряет интерес к тому, что вы скажете дальше.

10. Во время дискуссии старайтесь сначала зафиксировать все пункты, по которым у вас с партнером есть согласие (даже если это вполне тривиальные и общепринятые позиции). После ряда ответов «да, согласен» партнер с большей вероятностью ответит «да» и на вопрос, по которому у него нет полного согласия с вами.

11. Даже в случае несогласия с тезисом партнера начните с положительной оценки этого тезиса, а уже затем переходите к обоснованию невозможности принятия его в данных (конкретных) условиях. Этим готовится почва для обоснования предлагаемого вами решения.

12. Давая негативную оценку идеи, поступка или действия партнера по общению, никогда не переносите ее на личность человека.

Предыдущая рекомендация является частным случаем более общего правила, которое гласит, что расширение зоны конфликта затрудняет его конструктивное решение. Если человек совершил логическую ошибку и мы хотим его в этом убедить, то сделать это будет гораздо сложнее, если в ходе дискуссии мы позволим себе замечание, что у человека плохо с логикой или что он вообще не очень умен.

Но все эти правила и рекомендации требуют «творческого» применения с учетом конкретных условий, личностных особенностей партнеров по общению. Их механическое применение может не дать никакого результата. И если педагог постоянно сталкивается с трудностями в общении, значит, ему не удается самостоятельно выработать свой оптимальный стиль педагогического общения и стоит пройти специальный тренинг общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.