Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты социально-культурной деятельности




Тема 3. Характеристика социально-культурной деятельности. Субъекты социально-культурной сферы

 

1. Основные черты социально-культурной деятельности.

2. Субъекты социально-культурной деятельности.

3. Понятия «социально-культурная сфера» и «социально-культурная среда».

4. Институты социально-культурной деятельности. Социокуль-турные институты в современной Беларуси.

5. Функции институтов социокультурной сферы.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Аксюцiк, М. I. Сацыяльна-культурная дзейнасць: гiсторыка-тэарэтычныя уводзiны: вуч. дапаможнiк / М. I. Аксюцiк, Л.В. Каралькова. – Вiцебск: УА «ВДУ iмя П.М. Машэрава», 2004. – 114 с.

2. Грыгаровiч, Я.Д. Прыкладная культуралогiя: вучэб. дапам. для студэнтаў спеыяльнасцi «Культуралогiя»/ Я.Д. Грыгаровiч, А. I. Смолiк. – Мiнск: Адукацыя i выхаванне, 2005. – 216 с.

3. Наумчик, В.Н. Социально-культурная деятельность: словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2008. – 96 с.

4. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности: пособие для соц. педагогов и рук. учреждений образования / В.Н. Наумчик [и др.]; под общ. ред. В.Н. Наумчика. – Минск: Выш. школа, 2004. – 143 с.

 

Опираясь на принципы социально-культурной деятельности, выделим ее следующие характерные черты.

Во-первых, следует особо выделить гуманистический, культурологический, развивающий характер социокультурной деятельности, поскольку в основе она имеет культурные цели.

Социально-культурную деятельность отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива, что обеспечивает ей гуманный характер. Эта деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей, что определяет ее культурологический характер. В то же время, участвуя в социокультурной деятельности, человек не только создает и сохраняет культурные ценности, но и обогащается духовно сам, что несомненно свидетельствует о его культурном развитии.

Во-вторых, социокультурная деятельность осуществляется в большей мере в свободное время. Исследование культурной деятельности в сфере свободного времени показало, что эта сфера имеет довольно развитую инфраструктуру, различные формы и виды деятельности, уровни и ступени ценностей для развития личности. Субъектами этой деятельности являются любительские кружки и сообщества, различные общественные объединения и учреждения культуры. Сфера свободного времени дает возможность индивидуального выбора средств, способов и форм деятельности. Социологические исследования показывают, что только городская культура предлагает человеку около 500 разных видов культурно-творческой деятельности.

В-третьих, социокультурная деятельность характеризуется глубокой личностной направленностью, потому что позволяет реализовать человеку его индивидуальные интересы, обусловленные его биологическими особенностями и социально-психологической структурой личности. Для нее характерна конкретная целенаправленность, которая определяет характер самой деятельности человека.

В-четвертых, социокультурная деятельность реализуется в институциональных и неинституциональных формах. Институци-ональные формы представляют деятельность различных социальных институтов (образовательно-воспитательных, культурно-просветительских и др. учреждений) в социокультурной сфере. Неинституциональные формы основываются на добровольности, активности в социокультурной деятельности разных групп населения и отдельных людей. В социально-культурной сфере свободного времени происходит не только формирование способности к творческой деятельности, но и развитие личностных качеств человека, передача жизненного опыта от старших младшим, осуществляется рад социально значимых функций. В настоящее время наблюдается тенденция к самоорганизации культурной деятельности, росту количества профессиональных и молодежных клубов, любительских объединений, культурных сообществ, в том числе и сообществ национальных меньшинств в РБ.

В-пятых, в социально-культурной деятельности взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятельности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художественной самодеятельности, клубной практике и т.п. В то же время, например, для участника самодеятельного коллектива освоение азов искусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей – не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом: творческий – преобладание творческих моментов в деятельности; репродуктивно-творческий – открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым; репродуктивный – простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т.п.

Таким образом, социально-культурную деятельность в определенном смысле можно отождествить с целенаправленно организованной активностью человека, связанной с сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей. Такую активность, мотивированную определенными интересами, потребностями, а также задачами, правилами и требованиями, человек проявляет и в сфере труда (в рамках своего рабочего времени), и в сфере досуга, свободного времени. Именно поэтому выделяются два параллельно функционирующих вида индивидуальной и групповой (коллективной) социально-культурной деятельности – профессиональная (производственная) деятельность и непрофессиональная (любительская), что обусловливает наличие различных групп субъектов социально-культурной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.