Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное направ-ления культурно-воспитательной работы




Культурно-воспитательная работа как основа социокуль-турной деятельности учреждения образования.

Тема 6. Основные направления культурно-воспитательной работы

 

1. Культурно-воспитательная работа как основа социокультурной деятельности учреждения образования.

2. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное направления культурно-воспитательной работы.

3. Художественно-эстетическое и экологическое направления культурно-воспитательной работы.

4. Формирование гендерной культуры и здорового образа жизни учащихся средствами культурно-воспитательной работы.

5. Профориентация и социально значимая деятельность.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Байкова Л.А. Методика воспитательной работы / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина – М.: Академия, 2002. – 160 с.

2. Журлова, И.В. Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся: курс лекций / И. В. Журлова. – Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2008. – 216 с.

3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: постановление Мин. образования Респ. Беларусь, 14 дек. 2006 г., № 125 // Сборник нормативных документов Министерства образования Респ. Беларусь. – 2007. – № 2. – С. 9–40.

4. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков М.И., Л.В. Байбородова. – М: ВЛАДОС, 2000. – С. 81 – 89.

Социокультурная деятельность образовательного учреждения базируется на принципах, содержании и формах культурно-воспитательной работы с учащимися, их семьями. Участие в такой работе принимают, как правило, все субъекты учебно-воспитательного процесса.

Принципы и содержание культурно-воспитательной работы в учреждениях образования раскрыты в основном документе, регламентирующем воспитательную деятельность в нашей республике – постановлении Министерства образования РБ под названием «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006 г.). Формы культурно-воспитательной работы с учащимися представлены в документе «Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», также являющемся постановлением Министерства образования РБ.

В качестве ведущей цели культурно-воспитательной работы является формирование личности гражданина, патриота, будущего семьянина и профессионала путем приобщения к ценностям культуры.

Таким образом, в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь отражается культурологический подход к воспитательной работе с подрастающим поколением. На этой основе содержание культурно-воспитательной работы как базы социокультурной деятельности в учреждениях образования включает следующие разделы:

1. Морально-этическая культура (формирование понятий о моральных основах жизни, культуры межличностных отношений, развитие нравственных чувств и моральных качеств личности)

2. Национальная культура (приобщение молодого поколения к национальным ценностям: язык, письменность, достижения искусства, науки и техники, знание истории, традиций и обычаев)

3. Гражданская культура (формирование активной гражданской позиции, политической культуры, правосознания, воспитание уважения к законам, чувства ответственности и т.д.)

4. Психологическая культура (социальное воспитание, развитие коммуникативных способностей, способностей к самопознанию, саморегуляции и т.д.)

5. Культура труда (трудовое и экономическое воспитание, формирование творческого отношения к труду, профориентационная деятельность)

6. Культура семейных отношений (воспитание культуры семейно-родственных отношений, помощь в осознании семьи как ценности жизни)

7. Гендерная культура (формирование у детей и молодежи представлений о физиологических, психологических и этических особенностях развития юношей и девушек, культуре взаимоотношений полов, ролевых функциях в семье и т.д.)

8. Культура здорового образа жизни (валеологическое и физическое воспитание, формирование навыков здорового образа жизни)

9. Эстетическая культура (формирование эстетических идеалов, вкусов и отношений к действительности и искусству; развитие творческих способностей)

10. Экологическая культура (формирование экологического мышления, умений взаимодействия в системе «человек–природа»)

11. Культура безопасной жизнедеятельности (формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни)

12. Культура быта и досуга (формирование ценностного отношения к материальному окружению, умений целесообразно и эффективно использовать свободное время).

Такой подход базируется на следующих принципах организации культурно-воспитательной работы в образовательном учреждении:

ü обеспечение качества воспитания;

ü непрерывность и преемственность культурно-воспитательной работы;

ü соответствие содержания, форм и методов социокультурной деятельности целям и задачам воспитательного процесса;

ü реализация личностно ориентированного подхода;

ü создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;

ü педагогическая поддержка молодежных инициатив, жизне-деятельности учащихся, находящихся в социально опасном положении.

Культурно-воспитательная работа, прежде всего, должна быть направлена на формирование у учащихся адекватного восприятия и отношения к системе общечеловеческих ценностей (автор – В.А. Караковский), в числе которых:

1. Земля – общий дом человечества (помощь школьникам в понимании целостности мира и взаимосвязи всех мировых процессов, осознании себя частью большого целого);

2. Отчизна – формирование уважительного отношения к истории своего народа, активной жизненной позиции;

3. Семья– начальная структурная единица общества (воспитание уважения ребенка к семье, помощь в осмыслении семьи как величайшей моральной ценности);

4. Труд – основа человеческого бытия (развитие трудовых навыков, воспитание трудолюбия, деловитости и др.);

5. Знания –результат творческой деятельности (формирование системы знаний – один из путей развития личности школьника);

6. Культура– помощь учащимся в овладении материальной и духовной культурой своего народа;

7. Мир –покой и согласие между людьми, народами и государствами (включение детей и взрослых в миротворческую деятельность, формирование доброжелательного отношения к любым народам и нациям);

8. Человек – высшая ценность (выявление и развитие творческих потенций ученика, содействие в реализации воспитанником его способностей.

Исходя из этого, основными направлениями культурно-воспитательной работы с обучающимися выступают: гражданско-патриотическое; духовно-нравственное;художественно-эстетическое; экологическое; формирование правовой культуры; приобщение учащихся к здоровому образу жизни; профориентация; организация социально значимой деятельности.

Гражданско-патриотическое направление культурно-воспитатель-ной работы предполагает формирование гражданской культуры.

Гражданственность выражается в знании гражданских прав и обязанностей, готовности трудиться на общую пользу, решимости и умении отстаивать общественные интересы, в выполнении гражданского долга, непримиримости к антигосударственным проявлениям, умении сочетать личные интересы с общественными, проявлении патриотизма и знании национальной культуры.

Гражданская культура – понятие интегративное, одним из его компонентов является правовая культура личности, характеризующая степень усвоения личностью правовых знаний, овладения умениями их правильной реализации в разных сферах жизнедеятельности. Таким образом, одно из направлений культурно-воспитательной работы – это формирование правовой культуры личности, формирующейся в ходе правового воспитания. К задачам правового воспитания школьников относят:

1. Добиваться усвоения учащимися знаний по вопросам государства и права.

2. Воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства, убеждать в необходимости их выполнения.

3. Прививать учащимся навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права, как личные, так государственные и общественные.

4. Вырабатывать у воспитанников активную гражданскую позицию, нетерпимость к нарушителям правопорядка.

С учащимися среднего и старшего школьного звена эффективными будут в плане правового воспитания следующие социокультурные формы работы: беседы, диспуты, конференции, просмотр фильмов, встречи с работниками правоохранительных органов, круглые столы, тематические вечера, выставки литературы по правовым вопросам, конкурс стенгазет, викторины и конкурсы на правовую тематику. Эффективными являются и систематические формы правового воспитания, например, деятельность кружка «Юный юрист» или клуба «Правопорядок».

Приведем примерную тематику представленных форм работы формированию правовой культуры.

Беседы (для 5- 8 классов):

1. Каждый из нас – будущий хозяин своей страны

2. Ты в ответе за себя и за других

3. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»

4. Наш труд охраняется законом

5. Общественный порядок и безопасность граждан

Тематические вечера (для 8–11 классов):

1. Право и мораль в нашем обществе

2. Твой образ жизни

3. Твои права и обязанности

4. Верный долгу (посвящен Дню милиции)

5. Преступления могло и не быть

Дискуссии (для 9–11 классов):

1. Общественное достояние и личное благополучие. Как совместить эти понятия?

2. Что значат для тебя гражданский долг и честь?

3. Труд, карьера, стяжательство. Твое отношение к этим понятиям.

4. Жить – Родине служить! Как мы это понимаем? и др.;

Также составной частью гражданской культуры является политическая культура личности, характеризующая степень овладения политическими ценностями государства и общества, опытом социально-значимой деятельности.

Воспитанию политической культуры способствуют следующие условия: ознакомление учащихся с основами политических знаний; изучение истории белорусского народа и народов других стран; формирование умений жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму; проведение информационных часов, работа информационно-пропагандистских групп в учреждениях образования; включение школьников в социально значимую деятельность с учетом индивидуальных особенностей; педагогическая поддержка социальных инициатив учащихся.

Формирование политической культуры должно быть ориентировано на возрастные особенности учащихся. Рассмотрим это.

Средний школьный возраст. Формирование интереса к политике, к участию в общественно значимых мероприятиях. Накопление знаний о политических процессах в стране и мире, институтах государственной власти. Помощь педагогов в образовании и работе детских и юношеских объединений и организаций социальной инициативы. Организация диалогов на политические темы, разъяснение смысла политических терминов. Общее политическое просвещение. Индивидуальная работа с учащимися – участниками неформальных объединений, а также деструктивных групп и организаций.

Юношеский возраст. Просвещение политико-правового характера, систематизация политических знаний (об устройстве государственной власти Республики Беларусь и др.), ознакомление с названиями политических партий, процедурой выборов, правами избирателей. Проведение культурно-воспитательной работы через организационные формы, связанные с демократизацией работы выборных органов самоуправления. Выработка умений противостоять чуждому идеологическому влиянию и воздействию деструктивных групп и организаций. Привлечение к конкурсам политических рефератов, дискуссиям на политические темы.

Третьим компонентом гражданской культуры выступает национальная культура, которая включает:

– развитое национальное самосознание (осознание представителями нации своей социально-этнической общности и единого происхождения;

– уважение культуры, как национального большинства, так и национального меньшинства страны;

– интерес к языку, истории и культуре своей страны;

– знание достижений своей страны в различных областях жизни (наука, спорт, техника, искусство и др.);

– уважение традиций и обычаев, законов жизни людей других национальностей, проживающих в республике;

– наличие желания освоения культурно-исторического опыта и поддержания доброжелательных отношений со старшими поколениями;

– участие в созидательной, преобразующей деятельности на благо национальной культуры.

Формирование национальной культуры в школе предполагает осуществление патриотического воспитания детей. В этом аспекте культурно-воспитательную работу с учащимися целесообразно осуществлять по следующим программам:

· «Дорогами войны» (военно-историческая программа);

· «Край любимый, край родной» (краеведческая программа);

· «Спадчына» (фольклорная программа);

· «Беларусь синеокая» (экскурсионно-туристическая программа);

· «Свет их таланта» (художественно-театральная и литературно-музыкальная программы);

· «Беларуская скрабнiца» (программа приобщения к декоративно-прикладному творчеству);

· «Зарница» (спортивно-игровая программа).

В рамках обозначенных программ, как показывает педагогическая практика, будут эффективны следующие формы воспитательной работы:

тематические дни, посвященные Дню независимости Беларуси, знаменательным событиям в истории страны, связанным с периодом Великой Отечественной войны и т.д.;

проведение деловых игр («Я – директор», «Я – лидер молодежной организации» и т.д.);

проведение бесед (темы «Мы – Белорусы! Что это значит для каждого из нас?»; «Жыву у Беларусi i тым ганаруся!» и др.);

– проведение конкурсов на лучшего исполнителя белорусской песни, на лучшего чтеца произведений белорусской поэзии;

– проведение фестивалей бардовской песни, белорусского народного творчества, национальной песни и танца;

– устные журналы и классные часы на темы: «Белорусский край – партизанский край», «Беларусь – страна лесов и озер» и др.;

– оформление стенгазет, альбомов и т.д. на темы: «Мозырь древний и современный», «Полесский край – родина Ивана Мележа» и др.;

– краеведческие и культурно-познавательные экскурсии, туристические походы;

– субботники и воскресные трудовые акции под девизом: «Сделаем город красивей»;

– благотворительные акции: «Внимание – ветеранам!», «Герои труда – наша гордость!» и др.;

– форумы и слеты, проводимые участниками детских и молодежных общественных объединений; тематические акции в рамках молодежного движения;

– систематические занятия кружков и студий народного танца, декоративно-прикладного творчества (плетение из лозы и соломы, макраме), фольклорного творчества, игры на народных музыкальных инструментах (цимбалы) и др.

Следует отметить, что только комплексное использование представленных программ сможет обеспечить эффективность патриотического воспитания в целом.

Духовно-нравственное направление культурно-воспитательной работы.

Нравственные нормы – это «выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни» (И.Ф. Харламов).

Мораль понимают как систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Следовательно, нравственность – это личностная характеристика, отражающая отношение человека к нормам морали и демонстрирующая такие его качества, как доброта, честность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность и т. д.

Система нравственного воспитания, по мнению передовых педагогов, должна строиться на разумном сочетании вербальных и действенно-практических форм нравственного воспитания. Разумное в данной трактовке означает специфическое для каждого классного коллектива (исходя из уровня этических знаний конкретных учащихся) реальное применение нравственных знаний на практике.

Способность действовать на нравственной основе развивается в результате усвоения определенной суммы знаний о нравственных категориях, о задачах и способах нравственных действий, чему способствуют этические беседы, дискуссии, диспуты, тематические вечера, круглые столы, встречи, основанные на методе убеждения.

Специфика нравственного воспитания заключается также в том, что уровень сформированности нравственного сознания учащегося зависит от его индивидуально-психологических особенностей. Исходя из этого, важнейшим элементом нравственного воспитания должно быть обучение школьников нравственному самоанализу, который рассматривается в педагогике как побуждение учащихся к самооценке своих действий и поступков на основе нравственных критериев. Наиболее доступные методы самоанализа – анкетирование, интервьюирование, тестирование, сюжетно-ролевые игры. Эти методы позволяют выявить как педагогам, так и самим ученикам приоритетные мотивы их поведения в различных ситуациях морального выбора. Так, например, учащимся можно предложить тест «Мотивы нравственного выбора», составленный на основе исследования известного психолога Лоренса Кольберга.

В процессе нравственного воспитания важен не только учет индивидуальных, но и возрастных особенностей школьников.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности, однако мировоззрение, нравственные идеалы, система ценностей, моральные принципы подростков еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнение товарищей и жизненные противоречия. Поэтому на данном возрастном этапе ведущая роль в педагогическом процессе принадлежит правильно организованному нравственному воспитанию учащихся. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретет подросток, такой и будет формироваться его личность. Эффективной формой работы выступают беседы с анализом представленных и реальных жизненных ситуаций.

Ранний юношеский возраст характеризуется не меньшими проблемами, чем подростковый период. Этот возраст связан с трудностями поиска ответа на вопрос «Кем быть? Каким быть?»

Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются интенсивно, отчетливыми становятся моральные понятия, оценки, укрепляются этические убеждения, проявляется усиленный интерес к этическим проблемам в связи с возникновением сильных эмоциональных переживаний (первая любовь, дружба), возникает интерес к «вечным» проблемам: смысл жизни, счастье, долг, противоборство добра и зла, свобода личности, собственное достоинство, гуманизм и т. д. В этот период усиливаются сознательные мотивы поведения.

Эффективными формами нравственного воспитания старшеклас-сников являются диспуты, конференции, круглые столы. Из действенно-практических форм наиболее целесообразно привлечение старших школьников к организации и проведению акции «Милосердие», направленной на оказание помощи социально неблагополучным категориям граждан (дети-сироты, дети-инвалиды, престарелые граждане).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.