Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика подготовки и проведения культурно-досуговой программы




Подготовка досуговых программ начинается с моделирования, под которым понимается процесс систематизации способов, приемов и средств с целью создания новых оригинальных условий включения личности в процесс инкультурации через творческую деятельность. Моделирование осуществляется на двух уровнях. Первый условно можно назвать «интуитивным», когда специалист не может объяснить методический путь, схему построения им новой модели кулътурно-досуговой программы. Второй уровень условно можно назвать «осознанным». Он фиксируется, когда человек владеет технологией моделирования и на рациональном уровне ведет поиск новой модели программы. B.C. Садовская выделяет четыре этапа моделирования досуговой программы.

1 этап предполагает анализ известных досуговых про­грамм. Здесь проявляется особая закономерность, которая состоит в том, что в основе любой «суперпрограммы» лежит традиционная форма социокультурной деятельности. В технологии моделирования это положение является аксиомой. Задача этого этапа моделирования – найти отличительные особенности разнообразных досуговых программ.

2 этап моделирования – перенесение известных досуговых программ или их элементов в местные условия. В данном слу­чае необходимо адаптировать содержание программы к местным условиям и творческим возможностям организатора.

3 этап. Необходимо ввести элементы новизны в следую­щие структурные звенья программы: содержание, организационно-методические условия, сценарный ход, использо­вание современных аудиовизуальных и других технических средств.

4 этап – создание новой (авторской) модели программы, О ней можно говорить только тогда, когда есть элементы но­визны во всех структурных звеньях.

По мнению И.П. Подласого, в процессе разработки и подготовки любой культурно-досуговой программы (воспитательного мероприятия) выделяются этапы целеполагания, планирования, организации и подготовки, реализации и анализа. В связи с этим педагога должен осуществлять действия в следующей последовательности:

1. Выбор темы на основе ее актуальности и связи с жизнью, обоснование педагогической целесообразности выбранной темы.

2. Определение формы мероприятия (конкурс, вечер, диспут и т. д.).

3. Постановка цели и воспитательных задач, решаемых в ходе подготовки и проведения мероприятия.

4. Создание творческой группы из числа учащихся по подготовке мероприятия, распределение обязанностей внутри группы. Опора на инициативу и самодеятельность учащихся.

5. Сбор материалов, необходимых для проведения мероприятия.

6. Написание и утверждение сценария. Учет интересов и склонностей учащихся, их возрастных особенностей, а также школьных обычаев и традиций при написании сценария.

7. Использование в сценарии краеведческого материала.

8. Опора на комплексный характер мероприятия в процессе написания сценария (разнообразие методов, приемов и средств, применяемых в ходе его подготовки и проведения).

9. Продумывание целостности и логики построения композиции мероприятия.

10. Подготовка художественных, музыкальных и технических средств, используемых по ходу мероприятия.

11. Определение места и времени проведения мероприятия с точки зрения педагогической целесообразности и воспитательной эффективности (класс, музей, актовый зал, спортивная площадка и т. д.; после уроков, вечером, в выходной день).

12. Выбор ведущего (критерии – коммуникативные и организа-торские умения, культура речи, общая культура и такт, находчивость и энергичность).

13. Продумывание содержания и методики проведения мероприятия:

а) соответствие содержания мероприятия поставленным целям;

б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

в) эмоциональная насыщенность информации, интерес детей к мероприятию, их активность;

г) реализация принципов воспитания;

д) сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия с учащимися в ходе мероприятия.

14. Приглашение гостей (с продумыванием формы приглашения).

15. Проведение необходимого количества репетиций.

16. Анализ наиболее удачных и неудачных моментов мероприятия после его проведения, выводы на будущее.

Однако организация некоторых мероприятий (диспут, беседа и др.), построенных на технике общения с аудиторией, имеет некоторую специфику, отражающуюся в методике их подготовки.

Несомненную ценность для продуктивного проведения досуговых программ представляет педагогическое регули­рование внутренних коммуникаций аудитории. Особый интерес в плане рассматриваемой проблемы представляют разнообразные методы, способствующие общению участни­ков программы. В зависимости от вида программы они могут быть следующие:

ü дискуссии, дающие возможность участникам програм­мы высказать свое мнение, точку зрения по интересую­щей проблеме;

ü игры-драматизации, позволяющие индивидуализиро­вать проявления творческой активности аудитории, дающие возможность «опробовать» себя в различных ролях;

ü коллективное пение, являющееся средством группового сплочения;

ü хороводно-танцевальные фрагменты, направленные на укрепление сплоченности участников программы и снятие напряжения;

ü слайд-просмотры, способствующие расслаблению и ак­тивизации творческой деятельности участников;

ü конкурсы, дающие возможность самореализации лич­ности – петь, танцевать, играть и т.д.

Немаловажным фактором в успешной организации досуговых программ является профессионализм социального педагога-ведущего. Какова функция ведущего программы? Какова его роль? Что он решает и в какие именно моменты организации и проведения досуговой программы? Все это в первую очередь зависит от жанра самой программы. Веду­щий может взять интервью у героя программы, этим укруп­нит его значение. О чем интервью и какие вопросы следует задавать – это должен решить ведущий в зависимости от особенностей аудитории, специфики ситуации, установок сценария и т.д. Герой программы может быть интересен публике как человек, могут быть интересны его увлечения, его работа, его возраст, семейное положение. А в определенной ситуации можно вообще не говорить с конкретным героем, а взять ин­тервью у его друзей, товарищей. Пусть они расскажут о нем, как о своем лидере.

Возьмем другую программу – конкурсно-игровую. Здесь ведущий, кроме представления команд, объяснения усло­вия конкурса, должен предусмотреть побочную сюжетную линию – выбрать лучшего игрока из числа зрителей, при­чем помогать выбирать будет весь зал. Все это необходимо предвидеть ведущему, надо закладывать такие возможности в структуру драматургии досуговых программ. Тогда веду­щий будет профессиональным на протяжении всего дей­ствия. Главная задача ведущего – все время находиться в контакте, следить, координировать все моменты прохождения программы.

Ведущий должен быть всегда сосредоточен на поиске своих выигрыш­ных качеств и свойств, которые определяют эффективность (и эффектность) его работы. Это и громкий и уверенный го­лос, манера держаться во время ведения программы, уровень информированности, умение петь, танцевать, играть на музы­кальных инструментах и т.д.

Разговаривая, ведущий должен следить за собой, избавляясь от вредных привычек (активно жестикулировать, гримасничать и т.д.). Ведя диалог с участниками программы, а ими часто бывают деятели искусства, ветераны войны и труда и др., необходимо уметь их слушать. Пословица гласит: «Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает».

Таким образом, специфика успешной работы ведущего досуговой программы опирается на множество средств: язык родной стра­ны, язык взглядов, язык слов, язык жестов, язык касаний, язык молчания. Успех работы ведущего во многом зависит от содержания программы, ее цели, особенностей аудитории и возможности всех ее участников реализовать свой твор­ческий потенциал.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: специфика моделирования и проведения культурно-досуговых программ предполагает раз­личное сочетание видов досуговых программ, их моделирова­ние с учетом особенностей аудитории, ее запросов и потреб­ностей, имиджа ведущего. Все это в комплексе несомненно дает положительные результаты по инкультурации и гармонизации личности в социокультурной сфере в процессе культурно-досуговой деятельности.

Специалисту следует помнить, что правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа содействует приобщению детей к миру культуры, развитию их творческого мышления и познавательного интереса, приобретению опыта самореализации в процессе совместной творческой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.