Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных элементов сценарной разработки




Как правило, сценарная деятель­ность основывается на «трех китах»: формирование замыс­ла и выстраивание сюжетно-событийного ряда; сценарно-режиссерский ход и его образное решение; поиски способа подачи разнообразных средств выразительности и приемов активизации аудитории. Остановимся на содержании каждого из них более подробно.

Замы­сел сценария – по В.И. Далю – «есть намерение, задуманное дело». Как начальная ступень работы над сценарием он состо­ит из следующих взаимосвязанных элементов: темы, идеи, проблемы, жанра программы, особенностей аудитории.

В широком смысле «тема» рас­сматривается как круг жизненных проблем, явлений, событий и т.д. Но общую тему необходимо конкретизировать, найти у нее проблемный аспект, интересный данной аудитории, рас­крыть поступки и характеры конкретных людей, знакомых и узнаваемых зрителями, используя для этого жизненные факты, их судьбы, местный материал. Так, сценарий «Поче­му они это делают?» (о подростковом суициде), разработанный в одной из Минских школ, был постро­ен на конкретном событии, которое произошло в г. Минске. В сценарии были использованы и другие реальные события: выступление мамы одного из подростков, самоубийство кото­рого удалось предотвратить.

В основе информационно-дискуссионной программы всегда лежит реальное событие, реальная жизнь человека. Узнаваемость, жизненность, реальность той или иной ситуа­ции заставляет зрителя сопереживать тому, что происходит в программе. Создать коллективное восприятие, коллективное внимание, коллективный интерес, активность, будь то весе­лое или драматичное весьма непросто.

Идеей в свою очередь называется тот результат, который, по мнению сценариста, должен быть достигнут в ходе раскрытия той или иной проблемы. В идее выражена та мысль, которая будет со­звучна с чувствами тех, кто придет на программу и кому она посвящается. В сценарии «Почему они так делают?» основная мысль и боль автора заключается в финальном монологе о том, как важно вовремя прийти на помощь и не оттолкнуть человека, когда он в беде, что может подтверждаться в сценарии отрывками из литературных произведений:

Падает снег, падает снег –

Тысячи белых ежат. А по дороге идет человек

И губы его дрожат.

А если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок.

Рванись к нему сквозь людской поток,

Останови! Подойди!

Э. Асадов «Падает снег»

 

Каждая форма КДП имеет свою идею. Например, в сценарии программы «Женский портрет в интерьере любви» основ­ная мысль автора заключается в том, как много может женщи­на, если она окружена любовью, на какие поступки она спо­собна ради любви, как она расцветает, когда ее любят.

Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы. Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценария культурно-досуговой программы в одном русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а, наоборот, соединяя их в единое целое, углубляя основную тему и идею, усиливая впечатление при восприятии.

Внушить идею способом эмоционального воздействия, со­переживания и активного участия невозможно без художественно-образного решения сюжета сценария. Сюжет – это сумма событий (элементов), связанных в определенной пос­ледовательности и раскрывающих в намеченном объеме тему программы. Полностью выстроить сюжет – это разработать событийный ряд, его композиционное построение, судьбы людей, жизненные ситуации, объединенный глубокой внут­ренней связью отобранного разнофактурного материала.

Разработка сюжета и событийного ряда требует особо­го драматического хода, который красной нитью проходит через весь сценарий и связывает все события воедино. Так, в сценарии познавательно-развлекательной программы «Шесть струн моей души» основные события следующие:

Ø О, Испания, черный топаз! – зарождение гитары как инструмента;

Ø Поет гитара о любви – место гитары в салонах;

Ø Цыгане шумною толпою... – гитара в жизни цыган;

Ø Коснулась гитары рука виртуоза – мастера гитары;

Ø Изгиб гитары желтой – авторская песня немыслима без гитары.

Все представленные события связаны единым сценарным ходом –монологом са­мой «гитары» как символом создания единого художествен­ного образа.

Правы многие авторы, раскрывающие особенности сцена­рия культурно-досуговых программ, в том, что готовых сюжетов не бывает. Даже если сценарист разработает какой-нибудь известный сюжет (сказки, путешествия, полета на самолете и т.д.), он трансформирует его для раскрытия своего замысла, решая задачи конкретного воздействия на публику.

Следующая важная конструктивная деталь замысла – содержание и форма. Идейно-тематический план цепко держит фантазию и воображение автора, направляя творческий поиск содержательного материала по заданному маршруту. Просмотр концертных номеров художественной самодеятельности или профессиональных артистов, увиденный спектакль, танцевальная сюита, услышанная музыка, прочитанная книга – все оказывает влияние на отбор содержания. Авторская мысль ищет наиболее выразительные жанры литературы и искусства, документальные материалы, способные адекватно отразить идейно-тематическую направленность будущей программы.

Выбранная форма предстоящей культурно-досуговой программы активно влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, формирует, как бы лепит форму. Ответ на вопрос, в какой форме будет написан сценарий, не менее важен, чем вопрос о том, каково содержание, то есть основная сущность будущей программы. Работа над содержанием и формой часто идет одновременно. Форма – это способ существования содержания. Поиск известной личности, изучение ее творческой биографии, личное знакомство с ней, окружающими ее людьми – все это может служить своеобразным импульсом к выбору формы. И, наоборот, выбранная форма, ее жанровая окраска заставляют автора сценария более требовательно подходить к отбору содержания, помогают сценаристу наиболее полно раскрыть идею с чувством меры, вкуса и избежать эклектики.

Сценарий праздничных массовых культурно-досуговых программ обязательно предусматривает способы активизации посетителей учреждений культуры. Необходимо, чтобы они чувствовали себя не зри­телями, а соучастниками программы. Для этого используют различные сценарные ходы и решения. Это могут быть вопросы, обращенные к за­лу, коллективное исполнение песен, разбрасывание в зале листовок, выход актеров в зрительный зал и т.д.

Содержание сценария базируется, как правило, на различных видах деятельности (игровых, драматических (условных и безусловных), утилитарно-практических, коммуникативных и т.д.), что предполагает большое разнообразние приемов активизации аудитории: художественно-коллективное исполнение песен, танцев, речевок, мелодекламаций и др.; игровые конкурсы, ролевые игры, игры-драматизации и т.д.; режиссерские решения – кол­лективные выходы, шествия, рапорты, переклички, церемони­альные действия; журналистские опросы, интервью, беседы, диалоги, «свободный микрофон».

В качестве приема, активизирующего аудиторию культурно-досуговых программ, специалисты используют и так называемую под­садку. Прием заключается в следующем: в зрительном зале находятся несколько активистов или участников художественной самодеятельности, которые задают ведущим заранее подготовленные вопросы, вступают с ними в спор, побуждая зрителей высказать свое мнение о вопросах, затрагиваемых в программе.

Включение аудитории в коллективную художественную деятельность связано с эмоциональной насыщенностью, сти­мулирующей коллективные эмоции. В зависимости от жанра программы, его идейно-тематического замысла и аудитории отбираются те или иные приемы активизации. Так, например, церемониальные действия характерны для общественно-поли­тических мероприятий, журналистские – для информационно-дискуссионных, художественные и игровые – для конкурсно-развлекательных, рекреационных, коммуникативных и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.