Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дискуссия как форма культурно-досуговой программы, общая характеристика

Тема 12. Технология подготовки и проведения дискуссионных программ

 

1. Дискуссия как форма культурно-досуговой программы, общая характеристика.

2. Технология организации дискуссии.

3. Диспуты и дебаты как разновидности дискуссионных форм.

4. Нетрадиционные формы проведения дискуссии.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Дискуссионная трибуна /авт.-сост. В.Н. Пунчик, А.Р. Борисевич. —Минск: красико-Принт, 2009. — 128 с.

2. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся моло-дежью: методика подготовки и проведения: учеб.-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010. – 352 с.

3. Оганесян, Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры: метод. пособие / Н.Т. Оганесян. —М.: Академия, 2002.

4. Поляков, С.Д. Технологии воспитания / С.Д. Поляков. — М.: ВЛАДОС, 2002. —144 с.

 

Умение вести дискуссию очень важно и актуально для многих областей практики. Навыки ведения дискуссии важны для политики, бизнеса, рекламы, юриспруденции, процесса обуче­ния, науки, производственной деятельности, социально-педагогического и психо-логическо­го консультирования и просто для обыденной жизни. Использование дискуссии дает возможность субъекту получить новую информацию и повысить свою компетентность, про­верить собственные идеи и оценить их достоверность, развить коммуникативные качества и умение пользоваться своим ин­теллектом, проверить свои чувства и их интерпретацию окру­жающими, выработать привычку нести ответственность за свои слова, научиться избегать ошибок, допущенных другими в практической и учебной деятельности.

В процессе дискуссии школьники приобретают определен­ные знания (заранее готовятся статистические данные, мате­риалы периодической печати, отрывки из видеозаписей попу­лярных телепрограмм), умения и навыки (коммуникативные, высказывания собственного мнения, аргументации своей по­зиции, анализа ситуации, выделения наиболее важного, пу­бличного выступления, нахождения контраргументов в споре, цивилизованного ведения дискуссии), личностные качества (взаимопомощь, терпимость к другим мнениям — толерант­ность, умение слушать товарищей, уважение их взглядов, сво­бодное выражение собственной позиции, противостояние дав­лению окружающих).

Ведение дискуссии — особая форма учебно-воспитательной деятельности, культуре которой необходимо обучать. Именно дискуссионная трибуна является формой отработки практических умений ве­сти дискуссию. Показателями культуры дискуссии служат четкое определе­ние предмета спора, проникновение в сущность взглядов своих оппонентов, обоснованность и объективность критики. При этом в дискуссии огромную роль играют психологические факторы.

Дискуссия выступает одной из разновидностей спора, цель которой — достижение истины или нахождение взаимопри­емлемого решения спорного вопроса.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) имеет три значения: 1) способ организации совместной дея­тельности с целью интенсификации процесса принятия ре­шения в группе; 2) метод обучения, повышающий интенсив­ность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины; 3) психотерапевтический прием воздействия на позиции и установ­ки субъекта в специально созданной дискуссионной группе.

Под дискуссией в педагогическом процессе обычно понимают конструктивное, содержательное, рациональное обсуждение противо-положных точек зрения по определенной проблеме с целью найти более правильное мнение или взаимоприемле­мое решение проблемы.

Дискуссия может проходить в разных формах, например:

• мозговой штурм (А. Осборн) — метод группового стимулирования познавательной активности, основан­ный на процессе совместного решения поставленных про­блем, когда учащихся побуждают к свободному выдвижению идей с последующим их критическим рассмотрением;

• метод синектики (У. Гордон) — схож с «мозговым штур­мом». Для выработки решения группа делится на генераторов идей и критиков. Задача генераторов идей — выработать как можно больше идей, задача критиков — оценить предложен­ные идеи и выбрать наиболее рациональные. При этом в ме­тоде синектики стремятся прийти к тому, чтобы возникли две крайности в решении проблемы; часто используют аналогии и метафоры;

• опрос (беседа, анкетирование, интервью);

• диспут (публичный спор на предложенную тему при на­личии основных докладчиков);

• дебаты (прения, обмен мнениями, выработка аргумен­тов и контраргументов);

• дискуссия в «Аквариуме» (класс делится на две группы — одни непосредственно принимают участие в дискуссии, дру­гие следят за соблюдением правил обсуждения).

По внешней форме дискуссия может быть скрытой или яв­ной. Скрытая дискуссия — это аргументация оратором своей позиции перед аудиторией и согласие или возражения со сто­роны аудитории, явная дискуссия — коллективное обсуждение спорного вопроса. Для педагогического процесса представляет особую цен­ность явная дискуссия, которая может быть организована в форме дискуссионной трибуны.

Применение дискуссий в процессе обучения и воспитания способствует удержанию внимания и мотивированию, уста­новлению социальных норм, влияет на установки, взгляды и знания учащихся. Обсуждая определенную проблему, учитель или ведущий мероприятия сам может рассказать о несколь­ких точках зрения на данную проблему, сравнить эти позиции и оценить обоснованность каждой из них. Постепенно для освещения различных точек зрения на проблему необходимо привлекать учащихся.

Групповую дискуссию можно рассматривать как одну из форм обучения и воспитания. В ходе дискуссии учащиеся оценивают идеи, задают свои собственные вопросы и наблю­дают за ответами других, учатся отстаивать и аргументировать свою точку зрения. Ведение дискуссий способствует разви­тию интеллектуальных способностей, критичности и строго­сти мышления.

Ведение дискуссии — особая форма деятельности, которой необходимо обучать. Она предоставляет возможность выразить свое мнение практически каждому ученику, выработать толерант­ность при столкновении противоположных мнений, умение аргументированно построить свою речь, самостоятельно най­ти информацию при подготовке к дискуссии, выступить перед публикой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Презентации и информационно-познавательные сайты: их роль в развитии информационной культуры школьников | Технология организации дискуссии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.