Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нетрадиционные формы проведения дискуссии




«Открытая кафедра» — дискуссионная форма воспитательной работы с учащимися по развитию их социальной и гражданской ориентации, которая способствует консолидации воспитанников, развитию у них способности быть соучастни­ками происходящих в мире событий, пробуждению их гражданских чувств. Это мероприятие заключает в себе элемент игры. Участники мысленно представляют, что перед ними стоит кафедра, с которой можно сказать свое слово всему миру, высказать свое мнение о сущности современных социальных, политических, экономи-ческих событий. При этом воспитан­ник может выбрать для себя любую роль: президента, депутата, директо­ра учебного заведения, предприятия и т.п. Все желающие выступают по очереди от своего имени или от имени выбранного персонажа.

«Открытый микрофон» — форма публицистической деятельности молодежи. Она способствует развитию у юношей и девушек полемичес­ких навыков, искусства выступать перед аудиторией, формирует умение высказывать свое критическое отношение к негативным сторонам жизни коллектива учебно-воспитательного учреждения (неустроенность учеб­ных кабинетов, плохая их техническая оснащенность, отсутствие не­обходимых условий для проживания в общежитии, плохая организация питания в столовой, низкий уровень преподавания отдельных предметов, игнорирование решений органов самоуправления педагогами и др.).

«Открытый микрофон» как форма воспитательной работы дает наиболее ощутимые результаты, если проводится регулярно.

В период подготовки к проведению «открытого микрофона», прежде все­го, определяется проблема для обсуждения. С этой целью оргкомитет (рабо­чая группа, комиссия, совет дела) заблаговременно (за 1-1,5 месяца) на вид­ном месте вывешивает специальный ящичек для сбора анонимных записок с предложениями вопросов для обсуждения. Оргкомитет анализирует получен­ные материалы и определяет наиболее значимую для обсуждения проблему. Объявление оповещает членов коллектива о дне, времени, теме обсуждения. Тема, предлагаемая для обсуждения какого-то важного вопроса, начинается обычно примерно с таких формулировок: «Что я хочу сказать по поводу...», «Какие мысли возникают у меня в связи с...», «Прошу слова, так как...».

Оргкомитет в период подготовки «Открытого микрофона» также под­бирает необходимое техническое оборудование, выявляет ораторов, же­лающих принять участие в предстоящем обсуждении.

Результативность проведения данной формы воспитательной работы обеспечивается подготовленностью к ней учащихся. Чтобы выступления участников «Открытого микрофона» были лаконичными по форме и глу­бокими, конструктивными по своей сути, педагог, классный руководитель, куратор, воспитатель может посоветовать оратору, как, следуя известной логике (тезис — аргументы для его обоснования — иллюстрация фактами, при­мерами — выводы, предложения), построить выступление перед микрофоном.

Особенность «Открытого микрофона» — строго ограниченное время его проведения. Это обязывает выступающих придерживаться регламен­та и четко, кратко излагать свои мысли, формулировать предложения. Важно также в ходе проведения «Открытого микрофона» во время выступления ораторов соблюдать необходимые условия: тишину в зале и организо­ванность присутствующих слушателей, возможность свободно задавать вопросы ораторам после их выступления, заинтересованное и доброже­лательное отношение педагогов к предложениям выступающих, откры­тость микрофона не только для каждого члена коллектива учащихся, но и для педагогов, администрации, технических работников учебного за­ведения, родителей.

Одним из условий действенности данной формы воспитательной рабо­ты является участие в ней преподавателей, особенно когда это меропри­ятие проводится впервые. При выступлении педагога на равных с уча­щимися его ораторское мастерство, смелость мысли, эмоциональность и выразительность речи служат образцом для присутствующих, повышают авторитет и значимость «Открытого микрофона» в глазах учащихся.

Важно осуществлять педагогически грамотное руководство подготов­кой и проведением этой формы воспитательной работы, чтобы возможное недоверие, ироническое и насмешливое отношение к возможности вы­ступить перед микрофоном у учащихся сменялось глубоким интересом и уважением к тем, кто сумел удачно выступить в этом виде деятельности. В результате желание попробовать себя на этом поприще появляется и у других членов коллектива.

«Театрализованные споры» как форма воспитательной работы способствуют формированию у молодежи умения отстаивать свою точку зрения по тем или другим вопросам ис­кусства, находить для этого убедительную аргументацию, быстро ори­ентироваться в предмете спора.

Содержание спора может быть связано, например, с песней. Песня для об­суждения выбирается, как правило, шуточная или лирическая. Все участни­ки спора делятся на группы сторонников и противников этой песни. И те, и другие готовят аргументацию, подбирают соответствующий материал перио­дической печати. Каждая группа доказывает свой взгляд на песню, ссылаясь на подобранные аргументы, материалы прессы, текст и музыку песни. Группа арбитров решает, кто более убедительно отстаивал свою точку зрения.

Споры также могут быть связаны с литературными героями или с во­просами о роли искусства в общественной жизни, о гражданской пози­ции деятелей искусства. На театрализованные споры могут быть приглашены гости: деятели театрального искусства, актеры, режиссеры, поэты-песенники, компози­торы и т.д.

Подводит итог спорам ведущий, который должен обобщить состояв­шийся разговор, выделить наиболее интересные мысли, аргументы, точ­ки зрения, предложить подумать над противоречивыми суждениями, ко­торые остались неразрешенными в ходе спора.

Ток-шоу — это дискуссия с возможно большим числом участников.

Смысл проведения ток-шоу не сводится к выработке единой точки зре­ния на обсуждаемую проблему. Его назначение — включить молодых людей в ситуацию нравственного выбора на основе внутреннего диалога с самими собой, когда необходимо соотнести свои ценностные установки с сужде­ниями одноклассников, с общепринятыми нравственными требованиями.

Процесс подготовки к ток-шоу включает решение следующих органи­зационных задач:

1. Выявление актуальной нравственной проблемы, ее краткая, лаконич­ная формулировка в теме для обсуждения. Например, «Мы и культура». «Отцы и дети», «Любовь и брак», «Мода, вкус и нрав-ственность», «Биз­нес и мораль», «Культура речи и культура человека», «Мы и родители». «Дети и деньги», «Дети и вещи» и т.д.

2. Выбор ведущего ток-шоу из числа учащихся, который будет направ­лять ход обсуждения.

3. Определение методов ведения дискуссии:

Ø рассказ человека в маске, «история маски»;

Ø демонстрация фрагмента кино или видеофильма;

Ø прочтение содержания ситуации из книги, журнальной, газетной статьи;

Ø инсценировка ситуации и т.д.

4. Выработка правил ведения дискуссии

5. Оформление помещения, где будет проводиться мероприятие.

6. Разработка сценария дискуссии.

Для этого коллектив делится на микрогруппы по 5-7 человек для раз­работки своего проекта проведения ток-шоу. Затем проходит коллектив­ное обсуждение представленных проектов, одобрение наиболее удачного варианта или отдельных предложений (технология КТД).

7. Формулировка вопроса для анкетирования, позволяющего предва­рительно выявить позиции учащихся по обсуждаемой проблеме. Напри­мер, при подготовке к проведению ток-шоу по проблеме «Мода, вкус и нравственность» можно предложить учащимся такой вопрос: «Считаете ли вы правомерной взаимосвязь между этими понятиями? Если — да, то в чем она проявляется. Если — нет, то почему?». К теме «Отцы и дети» учащимся может быть предложен вопрос: «В каких случаях с мнением родителей вы не можете согласиться?».

8. Разделение участников предстоящего обсуждения на две группы на основе результатов проведенного анкетирования, определение в каж­дой из них основного оппонента. Если опрос проводился анонимно, то осуществляется подбор серии острых ситуаций (из жизни, литературы и т.д.), которые будут представлены в ходе проведения ток-шоу в виде инсценировок.

9. Составление 3-4 проблемных вопросов для обсуждения непосред-ст­венно на самом ток-шоу, с которыми участники предстоящего мероприя­тия могут быть ознакомлены заранее (выпуск спецплаката, объявления, устная информация и т.д.). Так, к обсуждению проблемы «Мы и культура» инициативная группа формулирует такие вопросы:

ü Какие стороны поведения современных молодых людей противоре­чат требованиям культуры?

ü Трудно ли стать и быть культурным человеком?

ü Культура и «массовая культура». Каково их соотношение?

ü Можно ли говорить о молодежной культуре?

10. Подбор литературы для самостоятельного прочтения участниками

ток-шоу.

Проведение ток-шоу. При любом варианте проведения ток-шоу оно содержит такие же структурные компоненты, как и любая дискуссионная форма.

«Философский стол» — одна из самых сложных форм работы, ибо она требует серьезной философской подготовки педагога и достаточного уровня интеллектуального развития учащихся. Поэтому данная форма может быть использована лишь в работе с учащимися старшего возраста: старшеклассниками и учащимися колледжей, училищ, студентами.

С учетом специфики данной формы работы на обсуждение «Философ­ского стола» должны выноситься вопросы мировоззренческого характера, например: «Совесть и счастье человека», «Жизнь и смерть», «Цена и цен­ность», «Хорошо жить — значит жить общественной жизнью» (Плутарх), «Свобода воли и необходимость», «Смысл жизни», «Счастье и долг», «Труд и деньги», «Добро и зло», «Порядочность и богатство», «Любовь и одиночество», «Человек и его призвание», «Человек и общество», «При­рода и человек», «Духовная культура и богатство» и т.д.

«Философский стол» можно посвятить и выдающимся философам: Сократу, Платону, Гегелю, Сенеке, Спинозе, Фейербаху, Канту и др.

Успех проведения «Философского стола» зависит от того, насколько тщательно была его подготовка, в ходе которой важно предусмотреть сле­дующие моменты:

1. Четко определить основную проблему для обсуждения, придав ей дис­куссионную формулировку. Например, если решено обсудить проблему совести, то, вероятно, привлекательной для молодежи будет такая форму­лировка «Нужна ли человеку совесть?». Для разговора о счастье - «От чего зависит счастье человека?», при обращении к проблеме свободы и ответ­ственности - «Как совместить «хочу» и «надо»?».

2. Задолго до проведения дискуссии предложить учащимся ряд вопро­сов, конкретизирующих проблему дискуссии. Последний вопрос должен быть таким, чтобы ответы на него подвели итог всему разговору.

Вот примерный перечень вопросов к дискуссии на тему «Достоинство человека. В чем оно проявляется?»:

ü Каким может быть отношение человека к самому себе? Назовите варианты.

ü Какой смысл вы вкладываете в понятие «достоинство»?

ü Установите связь между понятиями «достоинство», «скромность», «гордость», «честь».

ü Можете ли вы привести пример (из жизни или книг) влияния на судьбу человека его личного отношения к себе?

ü Считаете ли вы, что человек должен осознавать свое отношение к себе и целенаправленно его воспитывать?

3. Помочь участникам «Философского стола» подобрать философ-скую и дру­гую литературу по теме. Следует порекомендовать, во-первых, философский словарь, книги по философии и соответствующие статьи, во-вторых, подобрать художественно-литературный материал для иллюстрации своих суждений-выводов. Кроме того, готовясь к дискуссии, учащиеся должны найти в ка­честве опоры своих суждений конкретные житейско-обыденные факты.

Проведение «Философского стола» требует серьезной философской под­готовленности ведущего, поэтому лучше, если им будет педагог. Нельзя допустить, чтобы обсуждение проблемы свелось к прочтению заранее заго­товленных докладов, выступлений. Следует порекомендовать учащимся поль­зоваться интересными фактами и примерами из жизни.

Первоначально время проведения «Философского стола» должно быть непродолжительным: от 30 до 40 минут. Постепенно, по мере накопления опыта участия в данной форме работы, оно может быть увеличено до 1,5 часов. Однако важно не допустить переутом­ления участников разговора, чтобы они не потеряли интерес к нему.

Поведение педагога, помогающего организовать «Философский стол», имеет чрезвычайно важное значение для его успешного проведения. С одной стороны, педагог не должен подавлять мысль выступающих, как бы ошибочна она ни была, с другой — он обязан направлять движение рассуждений присутствующих, чтобы дискуссия была продуктивной. Ис­кусство педагога проявляется в данном случае и в том, чтобы своевре­менно связать суждения воспитанников, поддержать их смелую мысль, заметить тех, кто не обрел еще решимости сказать свое слово.

Целесообразно, чтобы результаты дискуссии подвел кто-то из педаго­гов. Вопрос, по которому участники не смогли прийти к единому мне­нию, можно предложить в качестве темы для следующей встречи.

Атмосфере активного обсуждения проблемы способствует и оформление помещения, где проводится «Философский стол», размещение участников дискуссии. Наиболее благоприятные условия для непринужденного разго­вора создаются, если участники расположились за круглым столом или со­ставленными кругом столами. Стены помещения, где проходит дискуссия, могут быть оформлены портретами философов, плакатами с афоризмами по теме разговора. Если удалось найти изречение одного из философов по обсуждаемой проблеме, оно может стать эпиграфом к предстоящему раз­говору. Например, к дискуссии о счастье можно взять высказывание Д. Дидро: «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» или Л.Н. Толстого «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь».

На «Философский стол» могут быть приглашены гости: учащиеся па­раллельных классов, младших классов (групп), учителя, мнение которых для участников стола особенно важно, специалисты (философы, жур­налисты, психологи, писатели и др.).

Нет ничего страшного в том, если в итоге длительных размышлений «Философский стол» не придет к окончательному и единому решению поставленной проблемы. Важнее, чтобы он способствовал пробуждению мысли учащихся, стимулировал их стремление к анализу, обобщению жизненных явлений, к самостоятельному размышлению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.