КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нетрадиционные формы проведения дискуссии
«Открытая кафедра» — дискуссионная форма воспитательной работы с учащимися по развитию их социальной и гражданской ориентации, которая способствует консолидации воспитанников, развитию у них способности быть соучастниками происходящих в мире событий, пробуждению их гражданских чувств. Это мероприятие заключает в себе элемент игры. Участники мысленно представляют, что перед ними стоит кафедра, с которой можно сказать свое слово всему миру, высказать свое мнение о сущности современных социальных, политических, экономи-ческих событий. При этом воспитанник может выбрать для себя любую роль: президента, депутата, директора учебного заведения, предприятия и т.п. Все желающие выступают по очереди от своего имени или от имени выбранного персонажа. «Открытый микрофон» — форма публицистической деятельности молодежи. Она способствует развитию у юношей и девушек полемических навыков, искусства выступать перед аудиторией, формирует умение высказывать свое критическое отношение к негативным сторонам жизни коллектива учебно-воспитательного учреждения (неустроенность учебных кабинетов, плохая их техническая оснащенность, отсутствие необходимых условий для проживания в общежитии, плохая организация питания в столовой, низкий уровень преподавания отдельных предметов, игнорирование решений органов самоуправления педагогами и др.). «Открытый микрофон» как форма воспитательной работы дает наиболее ощутимые результаты, если проводится регулярно. В период подготовки к проведению «открытого микрофона», прежде всего, определяется проблема для обсуждения. С этой целью оргкомитет (рабочая группа, комиссия, совет дела) заблаговременно (за 1-1,5 месяца) на видном месте вывешивает специальный ящичек для сбора анонимных записок с предложениями вопросов для обсуждения. Оргкомитет анализирует полученные материалы и определяет наиболее значимую для обсуждения проблему. Объявление оповещает членов коллектива о дне, времени, теме обсуждения. Тема, предлагаемая для обсуждения какого-то важного вопроса, начинается обычно примерно с таких формулировок: «Что я хочу сказать по поводу...», «Какие мысли возникают у меня в связи с...», «Прошу слова, так как...».
Оргкомитет в период подготовки «Открытого микрофона» также подбирает необходимое техническое оборудование, выявляет ораторов, желающих принять участие в предстоящем обсуждении. Результативность проведения данной формы воспитательной работы обеспечивается подготовленностью к ней учащихся. Чтобы выступления участников «Открытого микрофона» были лаконичными по форме и глубокими, конструктивными по своей сути, педагог, классный руководитель, куратор, воспитатель может посоветовать оратору, как, следуя известной логике (тезис — аргументы для его обоснования — иллюстрация фактами, примерами — выводы, предложения), построить выступление перед микрофоном. Особенность «Открытого микрофона» — строго ограниченное время его проведения. Это обязывает выступающих придерживаться регламента и четко, кратко излагать свои мысли, формулировать предложения. Важно также в ходе проведения «Открытого микрофона» во время выступления ораторов соблюдать необходимые условия: тишину в зале и организованность присутствующих слушателей, возможность свободно задавать вопросы ораторам после их выступления, заинтересованное и доброжелательное отношение педагогов к предложениям выступающих, открытость микрофона не только для каждого члена коллектива учащихся, но и для педагогов, администрации, технических работников учебного заведения, родителей.
Одним из условий действенности данной формы воспитательной работы является участие в ней преподавателей, особенно когда это мероприятие проводится впервые. При выступлении педагога на равных с учащимися его ораторское мастерство, смелость мысли, эмоциональность и выразительность речи служат образцом для присутствующих, повышают авторитет и значимость «Открытого микрофона» в глазах учащихся. Важно осуществлять педагогически грамотное руководство подготовкой и проведением этой формы воспитательной работы, чтобы возможное недоверие, ироническое и насмешливое отношение к возможности выступить перед микрофоном у учащихся сменялось глубоким интересом и уважением к тем, кто сумел удачно выступить в этом виде деятельности. В результате желание попробовать себя на этом поприще появляется и у других членов коллектива. «Театрализованные споры» как форма воспитательной работы способствуют формированию у молодежи умения отстаивать свою точку зрения по тем или другим вопросам искусства, находить для этого убедительную аргументацию, быстро ориентироваться в предмете спора. Содержание спора может быть связано, например, с песней. Песня для обсуждения выбирается, как правило, шуточная или лирическая. Все участники спора делятся на группы сторонников и противников этой песни. И те, и другие готовят аргументацию, подбирают соответствующий материал периодической печати. Каждая группа доказывает свой взгляд на песню, ссылаясь на подобранные аргументы, материалы прессы, текст и музыку песни. Группа арбитров решает, кто более убедительно отстаивал свою точку зрения. Споры также могут быть связаны с литературными героями или с вопросами о роли искусства в общественной жизни, о гражданской позиции деятелей искусства. На театрализованные споры могут быть приглашены гости: деятели театрального искусства, актеры, режиссеры, поэты-песенники, композиторы и т.д. Подводит итог спорам ведущий, который должен обобщить состоявшийся разговор, выделить наиболее интересные мысли, аргументы, точки зрения, предложить подумать над противоречивыми суждениями, которые остались неразрешенными в ходе спора.
Ток-шоу — это дискуссия с возможно большим числом участников. Смысл проведения ток-шоу не сводится к выработке единой точки зрения на обсуждаемую проблему. Его назначение — включить молодых людей в ситуацию нравственного выбора на основе внутреннего диалога с самими собой, когда необходимо соотнести свои ценностные установки с суждениями одноклассников, с общепринятыми нравственными требованиями. Процесс подготовки к ток-шоу включает решение следующих организационных задач: 1. Выявление актуальной нравственной проблемы, ее краткая, лаконичная формулировка в теме для обсуждения. Например, «Мы и культура». «Отцы и дети», «Любовь и брак», «Мода, вкус и нрав-ственность», «Бизнес и мораль», «Культура речи и культура человека», «Мы и родители». «Дети и деньги», «Дети и вещи» и т.д. 2. Выбор ведущего ток-шоу из числа учащихся, который будет направлять ход обсуждения. 3. Определение методов ведения дискуссии: Ø рассказ человека в маске, «история маски»; Ø демонстрация фрагмента кино или видеофильма; Ø прочтение содержания ситуации из книги, журнальной, газетной статьи; Ø инсценировка ситуации и т.д. 4. Выработка правил ведения дискуссии 5. Оформление помещения, где будет проводиться мероприятие. 6. Разработка сценария дискуссии. Для этого коллектив делится на микрогруппы по 5-7 человек для разработки своего проекта проведения ток-шоу. Затем проходит коллективное обсуждение представленных проектов, одобрение наиболее удачного варианта или отдельных предложений (технология КТД). 7. Формулировка вопроса для анкетирования, позволяющего предварительно выявить позиции учащихся по обсуждаемой проблеме. Например, при подготовке к проведению ток-шоу по проблеме «Мода, вкус и нравственность» можно предложить учащимся такой вопрос: «Считаете ли вы правомерной взаимосвязь между этими понятиями? Если — да, то в чем она проявляется. Если — нет, то почему?». К теме «Отцы и дети» учащимся может быть предложен вопрос: «В каких случаях с мнением родителей вы не можете согласиться?».
8. Разделение участников предстоящего обсуждения на две группы на основе результатов проведенного анкетирования, определение в каждой из них основного оппонента. Если опрос проводился анонимно, то осуществляется подбор серии острых ситуаций (из жизни, литературы и т.д.), которые будут представлены в ходе проведения ток-шоу в виде инсценировок. 9. Составление 3-4 проблемных вопросов для обсуждения непосред-ственно на самом ток-шоу, с которыми участники предстоящего мероприятия могут быть ознакомлены заранее (выпуск спецплаката, объявления, устная информация и т.д.). Так, к обсуждению проблемы «Мы и культура» инициативная группа формулирует такие вопросы: ü Какие стороны поведения современных молодых людей противоречат требованиям культуры? ü Трудно ли стать и быть культурным человеком? ü Культура и «массовая культура». Каково их соотношение? ü Можно ли говорить о молодежной культуре? 10. Подбор литературы для самостоятельного прочтения участниками ток-шоу. Проведение ток-шоу. При любом варианте проведения ток-шоу оно содержит такие же структурные компоненты, как и любая дискуссионная форма. «Философский стол» — одна из самых сложных форм работы, ибо она требует серьезной философской подготовки педагога и достаточного уровня интеллектуального развития учащихся. Поэтому данная форма может быть использована лишь в работе с учащимися старшего возраста: старшеклассниками и учащимися колледжей, училищ, студентами. С учетом специфики данной формы работы на обсуждение «Философского стола» должны выноситься вопросы мировоззренческого характера, например: «Совесть и счастье человека», «Жизнь и смерть», «Цена и ценность», «Хорошо жить — значит жить общественной жизнью» (Плутарх), «Свобода воли и необходимость», «Смысл жизни», «Счастье и долг», «Труд и деньги», «Добро и зло», «Порядочность и богатство», «Любовь и одиночество», «Человек и его призвание», «Человек и общество», «Природа и человек», «Духовная культура и богатство» и т.д. «Философский стол» можно посвятить и выдающимся философам: Сократу, Платону, Гегелю, Сенеке, Спинозе, Фейербаху, Канту и др. Успех проведения «Философского стола» зависит от того, насколько тщательно была его подготовка, в ходе которой важно предусмотреть следующие моменты: 1. Четко определить основную проблему для обсуждения, придав ей дискуссионную формулировку. Например, если решено обсудить проблему совести, то, вероятно, привлекательной для молодежи будет такая формулировка «Нужна ли человеку совесть?». Для разговора о счастье - «От чего зависит счастье человека?», при обращении к проблеме свободы и ответственности - «Как совместить «хочу» и «надо»?». 2. Задолго до проведения дискуссии предложить учащимся ряд вопросов, конкретизирующих проблему дискуссии. Последний вопрос должен быть таким, чтобы ответы на него подвели итог всему разговору. Вот примерный перечень вопросов к дискуссии на тему «Достоинство человека. В чем оно проявляется?»: ü Каким может быть отношение человека к самому себе? Назовите варианты. ü Какой смысл вы вкладываете в понятие «достоинство»? ü Установите связь между понятиями «достоинство», «скромность», «гордость», «честь». ü Можете ли вы привести пример (из жизни или книг) влияния на судьбу человека его личного отношения к себе? ü Считаете ли вы, что человек должен осознавать свое отношение к себе и целенаправленно его воспитывать? 3. Помочь участникам «Философского стола» подобрать философ-скую и другую литературу по теме. Следует порекомендовать, во-первых, философский словарь, книги по философии и соответствующие статьи, во-вторых, подобрать художественно-литературный материал для иллюстрации своих суждений-выводов. Кроме того, готовясь к дискуссии, учащиеся должны найти в качестве опоры своих суждений конкретные житейско-обыденные факты. Проведение «Философского стола» требует серьезной философской подготовленности ведущего, поэтому лучше, если им будет педагог. Нельзя допустить, чтобы обсуждение проблемы свелось к прочтению заранее заготовленных докладов, выступлений. Следует порекомендовать учащимся пользоваться интересными фактами и примерами из жизни. Первоначально время проведения «Философского стола» должно быть непродолжительным: от 30 до 40 минут. Постепенно, по мере накопления опыта участия в данной форме работы, оно может быть увеличено до 1,5 часов. Однако важно не допустить переутомления участников разговора, чтобы они не потеряли интерес к нему. Поведение педагога, помогающего организовать «Философский стол», имеет чрезвычайно важное значение для его успешного проведения. С одной стороны, педагог не должен подавлять мысль выступающих, как бы ошибочна она ни была, с другой — он обязан направлять движение рассуждений присутствующих, чтобы дискуссия была продуктивной. Искусство педагога проявляется в данном случае и в том, чтобы своевременно связать суждения воспитанников, поддержать их смелую мысль, заметить тех, кто не обрел еще решимости сказать свое слово. Целесообразно, чтобы результаты дискуссии подвел кто-то из педагогов. Вопрос, по которому участники не смогли прийти к единому мнению, можно предложить в качестве темы для следующей встречи. Атмосфере активного обсуждения проблемы способствует и оформление помещения, где проводится «Философский стол», размещение участников дискуссии. Наиболее благоприятные условия для непринужденного разговора создаются, если участники расположились за круглым столом или составленными кругом столами. Стены помещения, где проходит дискуссия, могут быть оформлены портретами философов, плакатами с афоризмами по теме разговора. Если удалось найти изречение одного из философов по обсуждаемой проблеме, оно может стать эпиграфом к предстоящему разговору. Например, к дискуссии о счастье можно взять высказывание Д. Дидро: «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» или Л.Н. Толстого «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь». На «Философский стол» могут быть приглашены гости: учащиеся параллельных классов, младших классов (групп), учителя, мнение которых для участников стола особенно важно, специалисты (философы, журналисты, психологи, писатели и др.). Нет ничего страшного в том, если в итоге длительных размышлений «Философский стол» не придет к окончательному и единому решению поставленной проблемы. Важнее, чтобы он способствовал пробуждению мысли учащихся, стимулировал их стремление к анализу, обобщению жизненных явлений, к самостоятельному размышлению.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |