Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гостиная как культурно-рекреационная программа

Гостиная — это форма организованного, дружеского, непринужденного общения участников в соответствии с темой. Предметом свободного обсуждения могут стать вопросы философии, политики, экономики, культуры, искусства, спортивных достижений, важных научных открытий.

Тематика гостиной определяет круг приглашенных гостей и сам харак­тер гостиной. Общий интерес к поэзии или музыке, астрологии, психологии, археологии и т.д. вызывает потребность в организации соответствующей поэти­ческой, музыкальной, астрологической, психологической и др. гостиной.

Цель гостиной: способствовать укреплению дружеских взаимо-отношений между присутствующими, содействовать творческой самореализагщи каждого участника.

Требования к оформлению помещения при проведении гостиной следующие. Исходя из лексического значения слова «гостиная» — комната для приема гостей, следует продумать интерьер убранства помещения, где будет организована гостиная. Так как гостиная не предполагает мас­совости участников, то целесообразно так расставить столы и стулья, чтобы участники видели друг друга и могли свободно передвигаться по комнате.

Комната может быть оформлена ярко, красочно и необычно. Так, уместным элементом оформления поэтической гостиной могут стать све­чи на столах. Важно подумать также о костюме «хозяйки», музыкальных заставках, необычности угощения и процедуре чаепития.

Общий для любой гостиной алгоритм проведения включает следующие моменты:

1. Радушная встреча гостей «хозяйкой» гостиной под звуки тихой мелодичной музыки и помощь им в определении места в гостиной.

2. Оригинальное, необычное представление «хозяйкой» — ведущей гостиной — гостей, в котором в шутливой, остроумной форме ярче предстает облик каждого гостя. Главное на этом этапе — создать обстановку раскованности, непри­нужденности, благоприятный психологический климат взаимного интереса, доброжелательности.

3. В качестве визитной карточки каждый гость по очереди, обраща­ясь к воспоминаниям, рассказывает в соответствии с тематикой гостиной историю, связанную с эпизодами его жизни (с музыкой, поэзией, коллек­ционированием и т.д.). Важно, чтобы короткие рассказы гостей были веселыми, с элементами шутки, юмора. Допустимо, если при этом используются остроумные, тематически связанные с характером темы гостиной анекдоты, забавные случаи.

4. Возможным моментом в ходе проведения гостиной могут стать дру­жеские сувениры гостям. В этом качестве может быть исполнение музы­кальных произведений, чтение авторских стихов, слайды, отражающие хобби гостей или их творческие работы, любительские фильмы, фото­графии, коллекции и др.

5. Содержание гостиной может включать также творческую часть, представленную в виде театра-экспромта по тематике гостиной, импро­визированного концерта, творческой игры (литературная, музыкальная, спортивная и т.д.).

6. Завершающим моментом является лаконичное последнее слово каж­дого гостя, произнесенное под тихие звуки мелодичной музыки.

Одной из популярных форм проведения гостиной является литературно-краеведческая гостиная, которая относится к созидательно- продуктивным формам. Участники такой гостиной:

Ø исследуют судьбу писателя или деятеля культуры, изучают эпоху, окружение, те исторические события, свидете­лем и участником которых он был;

Ø анализируют творчество в целом и конкретные произ­ведения, созданные в данном месте или навеянные им;

Ø исследуют судьбу места, «культурного пространства» как своеобразного фона исторического события или как «дей­ствующего лица» истории;

Ø собранный материал отбирается, анализируется, исходя из тех проблем, которые выносятся на обсуждение, и из эмо­ционально-образной и коммуникативной возможностей самого материала;

Ø отобранный материал организуется самими участниками гостиной в целях игрового общения определенным сценарно-режиссерским ходом.

Литературно-краеведческая гостиная относится к диалогическим формам, она вовлекает аудиторию не только в разговор, но и в процесс исследования, актив­ного сотворчества, которое позволяет в итоге сделать сов­местные выводы. Следовательно, говоря об использовании в гостиной диалога и межличностного общения, мы подразу­меваем, что они выступают как формообразующие принципы.

Литературно-краеведческая гостиная использует все ви­ды духовной культуры, в первую очередь все виды искус­ства. Слово и музыка, слово и живопись, слово и пласти­ка — этот синтез должен усложнять восприятие, так как их взаимодействие строится на пересечении, взаимопроникно­вении, подчинении одного вида искусства другому, на конт­растах и повторах, резких стыках произведений отдален­ный культур в их пространственно-временной характеристи­ке, Каждый из элементов этого синтеза может иметь само­стоятельное значение, но их соприкосновение насыщает об­раз, — интеллектуально и эмоционально обогащает действие, что способствует формированию эстетического вкуса и цен­ностно-духовного мира устроителей гостиной и аудитории.

Само название формы – «литературно-краеведческая гос­тиная» предполагает особую роль в ней литературы. Через литературу мы познаем историю страны, ее приро­ду, ее социальные и культурные богатства, самобытность народа. Литература помогает нам понять и внутренний мир писателя, мы проникаемся его мыслями, идеалами, худо­жественными, эстетическими концепциями, впитываем в себя, его видение мира.

Очень важно, чтобы в структуре гости­ной были заложены не только представления о пути худож­ника, но и сами его произведения.

Включение литературных произведений в сценарий дает возможность прикоснуться к истории конкретной эпохи, со­бытиям общественной и политической жизни, делает исто­рию не просто фоном канвой «для узоров биографии» пи­сателя, а активным, действующим лицом, героем гостиной, «основным партнером в жизненной драме человека». Героями гостиной также могут выступать современники писателя или деятеля культуры — его близкие, друзья, соратники, единомышленники и антагонисты (участники, играющие их роли).

Анализ структурного своеобразия исследуемой формы позволяет сделать выводы о том, что воспитание социо­культурной активности в рамках литературно-краеведческой гостиной возможно лишь при условии соблюдения следующих принципов ее создания:

а) историзм — является основополагающим при организации материала и предполагает соблюдение трех важнейших условий: рассмотрение социально-культурного явления в развитии, в связи с другими явлениями социально-культурной и общественной жизни эпохи, изучение и сопоставление анализируемого в свете современности;

б) документализм — в основе содержания сценария лежат социально-культурные явления, связанные с жизнью конкретного региона, раскрываемые через документы и факты реальных судеб исторических личностей;

в) проблемность — историко-культурные явления конкретного периода эпохи раскрываются и анализируются под углом социально-нравственных аспектов, актуальных для конкретной аудитории;

г) образность — образное решение и введение игровой ситуации диктуется самим документом, местом проведения, составом участников и социальной значимостью материала. Ролевая функция документа диктует и ролевую деятельность ведущих и аудитории;

д) импровизационность — это изменяемость содержания сценария в процессе проведения гостиной в зависимости от социально-демографического уровня, культурного и интеллектуального потенциала аудитории, реальная динамика мнений, эмоций и игрового поведения;

е) диалогичность — это открытость авторской позиции, активное включение аудитории в анализ исторических судеб, формирование совместно с аудиторией общественного мнения по проблемам защиты, сохранения и пропаганды памятников материальной и духовной культуры
конкретного места, связанного с жизнью и творчеством
деятеля культуры.

Таким образом, литературно-краеведческая гостиная — это форма, в основе которой лежат факты и документы, ос­вещающие историко-культурные события, непо­средственно связанные с духовной жизнью конкретного регио­на, это своеобразное празднество, построенное на партнерстве, межличностном общении, игровом и зрелищном нача­лах, коллективном обсуждении актуальных проблем, формиру­ющих социокультурную активность личности.

4. Фестивали, концерты и конкурсные программы: особенности содержания и проведения.

Фестиваль (франц. festival,от лат. festivusпразднич­ный), массовое празднество, показ (смотр)достижений му­зыкального, театрального, эстрадного, циркового или кино­искусства. Фестивали по масштабу проведения бывают всемирные, международные, республи­канские, областные и районные. Рассмотрим самые распространенные по жанру виды фестивалей.

Фестиваль искусств. Является своеобразным смотром талантов учащих­ся: поэтов, певцов, танцоров, музыкантов, чтецов. Он проводится между классами (учебными группами) один раз в год, так как требует длитель­ной подготовки. При умелой организации фестиваль может выступать хоро­шим средством эстетического воспитания учащихся. В процессе его под­готовки можно провести викторины по литературе, живописи, музыке, организовать экскурсии по литературным местам города, провести вече­ра прослушивания звукозаписей, подготовить художественные выставки. Радиоузел учебного заведения может организовать передачу «В мире прекрасного».

Участникам драматических, хоровых, танцевальных коллективов и от­дельным исполнителям необходимо помочь в определении репертуара, на­метить дни консультаций и репетиций для каждого коллектива, которые проведут опытные педагоги, музыкальные руководители. Лишь после тща­тельного отбора номеров можно назначить день проведения фестиваля. В оценках, которые будут давать жюри, прежде всего, нужно учитывать качество исполнения.

Фестиваль рисованных фильмов. Это творческое познавательное делообозрение. Фестиваль представляет простор для находчивости, фантазии, возмож­ности продемонстрировать свои творческие, индивидуальные и органи­заторские способности. Помогает создать атмосферу непринужденности, творческого всплеска и эмоционального подъема. Он предусматривает использование элементов ролевых игр, развивает организаторские спо­собности, эстетический вкус участников, прививает навыки коллектив­ной деятельности.

Рассмотрим подготовку к этому виду фестиваля.

Выход на фестиваль рисованных фильмов определяется на сборе-старте. Дальнейший разговор посвящается процессу работы над фильмом, чтобы дать основные представления об этой форме. Для этого можно использо­вать мини-викторину (или составление словаря кинолюбителя), пресс-конференцию-летучку, турнир-викторину, в процессе чего все вместе ищут ответы на вопросы:

ü Какие киностудии страны вы знаете?

ü Какие кинофильмы наиболее популярны сегодня, где снимались?

ü Кто принимал участие в создании кинофильма?

ü Каких кинорежиссеров вы знаете?

ü Чем занимается сценарист?

ü Чем занимаются режиссер, помощник режиссера?

ü Для чего нужен директор картины?

ü Чем занимаются оператор, звукооператор, звукорежиссер?

Коллективно обсуждается порядок проведения фестиваля. Избирается ху­дожественный совет или жюри фестиваля. Коллектив делится на 3-5 твор­ческих групп, которые проводят небольшие совещания, где избирается режиссер (лидер группы), директор картины (материально обеспечиваю­щий выход картины-фильма), сценаристы, художники-оформители, звуко­режиссеры (обеспечивают шумы, тексты, музыкальное сопровождение), исполнители ролей и т.д. Все члены микроколлектива получают поруче­ние и вносят свой посильный вклад в реализацию замысла. По итогам совещания группы называют всех, кто работает над фильмом, название фильма и приступают к работе над ним. В фильм могут входить от 10 до 15 кадров определенного размера.

Темы фильмов могут быть разными и одинаковыми для всех групп Это устанавливается на сборе-старте. Например:

ü «Ехали мы ехали...» (впечатления от дороги, от путешествия или экскурсии;

ü «Покорители исхоженных троп» (об итогах турпохода);

ü «День за днем» (о жизни коллектива);

ü «Вот и стали мы на год взрослей» (о планировании работы или при анализе прожитого года);

ü «Слово и дело!» (об итогах выполнения коллективом социально значимой работы — благотворительной, волонтерской деятельности);

ü «О дружбе и друзьях» (о возможностях коллектива) и др.

Работа над фильмом осуществляется следующим образом.

Все вместе придумывают сюжет фильма. После того как он готов, каж­дый приступает к выполнению своих обязанностей согласно ролям. Художники рисуют кадры на продольных полосках бумаги, согласовав все

иллюстрации с режиссером. Сценаристы пишут литературный материал к фильму (в стихах, песнях), вступительное слово, заключение. Звукорежис­серы подбирают музыку, делают шумовое оформление, готовят и записы­вают фонограмму на магнитофон. Директор картины обеспечивает бума­гой, красками, необходимыми предметами для шумовых эффектов. Все это воедино сводит режиссер. Он думает и о представлении фильма худсовету.

Работа худсовета («совета дела»). В него входят по одному представителю от микроколлектива, а также пе­дагоги, родители. Кто-то из взрослых возглавляет худсовет. Худсовет руково­дит всем фестивалем. Он определяет критерии оценки каждого фильма:

ü содержательность и остроумность сценария;

ü художественность (т.е. оформление);

ü режиссура (оригинальность воплощения идеи сценария, организа­ция демонстрации фильма);

ü преподнесение фильма (озвучивание, сценарий);

ü актуальность фильма;

ü использование технических средств.

Худсовет выносит решение о достоинствах и недостатках фильмов, анализирует фестиваль и подготовку к нему.

Помимо фестивалей одной из популярных культурно-рекреационных программ являются концертные программы.

Концерт (итал. сoncerto — согласие, от лат. concertoсостязаюсь) 1) музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра; 2) публичное исполнение музыкальных произведений по за­ранее объявленной программе. Бывают концерты литератур­ные, хореографические, эстрадные.

Концерт — одна из наиболее популярных и общедоступных форм социально-культурной деятельности. Главная функция концерта — формирование эстети­ческого вкуса, приобщение человека к миру прекрасного. Учащиеся образовательных учреждений могут выступать как в роли участников концертной программы, так и в роли зрителей.

Как правило, концертные программы посвящаются знаменательным датам и праздникам. Например, учащимися может быть подготовлена концертная программа ко Дню матери, Дню учителя, Новому году, Дню 8-го марта и т.д.

Подготовка концертной программы основывается на применении шоу-технологии и предполагает помимо вокальных и хореографических номеров включение приемов театрализации, демонстрации видеофраг-ментов, клоунады, цирковых трюков, декламации поэтических произ-ведений, обращение ведущих к присутствующим с поздравлениями и т.д.

Не менее популярными являются в рамках культурно-рекреационной деятельности и конкурсные программы.

Конкурс (от лат. concursusстечение, столкновение), познавательно-развлекательная форма отдыха, позволяющая выявить лидирующих участ-ников или их группы в какой-либо области знаний или социально полезной деятельности. Конкурс — это соревнование, борьба, проявление вы­думки, изобретательности и мастерства, демонстрация лучших качеств участ-ников, их знаний, умений и навыков. Конкурс — это насыщенное и содер-жательное общение, поиск способов реше­ния каких-либо задач, специально разработанный ритуал. По своей сути конкурс — это соревнование на лучшее выполнение заданий в области науки, литературы, искусства.

Цель конкурсов — выявление и развитие интересов и способностей уча­щихся, проверка их склонностей и возможностей. В коллективной борьбе за победу формируются моральные убеждения учащихся, их взгляды, закрепляются положительные установки на овладение теоретическими знаниями и практическими умениями. Конкурс может входить составной частью в массовые мероприятия, а также быть самостоятельным мероприятием. В нем могут участвовать как отдельные учащиеся, так и целые коллективы.

Конкурс имеет свои правила и условия. В основе конкурса лежит игра, т. е. модель жизненной ситуации, воображаемым участником которой является человек, способ­ный испытать чувства, переживания, соответствующие этой си­туации. Игровые условия борьбы, соперничество проявляют ка­чества личности,её волю, целеустремлённость, темперамент.

Игровые конкурсы почти всегда носят комплексный характер, требуют от участников эрудиции, сообразительности, ху­дожественно-исполнительских способностей, физической лов­кости, изобретательности. Высокий зрелищный престиж этих мероприятий объясняется их оригинальностью. В конкурсе практи­чески отсутствует шаблонность в исполнении заданий, а, сле­довательно, и в содержании развивающегося действия. Структура конкурсной программы весьма динамична, её варианты могут быть самыми различными, но основные элементы всегда остаются неизменными. Рассмотрим основные элементы конкурса:

• вступительная часть: музыкальная или зрелищная за­ставка, создающая атмосферу конкурса;

• представление и приветствие команд или отдельных участников: обычно выполняется в театрализованной форме на местную тематику;

• различные задания, расположенные по возрастающей степени сложности; в ход состязаний включаются и задания для болельщиков, итоги подводятся после каждого вида со­стязания;

• подведение общего итога и церемония награждения ко­манд и участников.

Виды конкурсных программ чаще всего бывают следующие:

• конкурсы-аукционы;

• конкурсы весёлых и находчивых;

• конкурсы типа «А ну-ка, парни», «А ну-ка, девушки» и др.;

• конкурсы красоты;

• конкурсы профессионального мастерства;

• конкурсы самодеятельного художественного творчества.

По содержанию конкурсы бывают предметными (физико-математическими, историчес­кими, литературными и др.), художественного и технического творчества, краеведческими.

Литературные конкурсы посвящаются творчеству отдельных писате­лей, целым периодам отечественной и зарубежной литературы, могут быть литературно-творческими (на лучшее сочинение, стихотворение, рассказ, очерк на свободную или заданную тему), литературно-краеведческими, литературно-музыкальными, литературно-искусствоведческими и др.

Художественные конкурсы включают в себя конкурсы исполнитель­ского мастерства (песен, танцев, вокала, чтецов и т.д.) и кон­курсы творческих работ: авторских рисунков, песен, картин, скульптур, предметов прикладного искусства (изделий из соломки, ткани, бумаги, природного материала и т.п.), материалов устного народного творчества (пословиц и поговорок, песен, частушек своего края).

Конкурсы технического творчества могут быть общими (на лучший прибор, макет, модель, на лучшее выполнение операций технического об­служивания) и тематическими (на лучшую модель сельскохозяйственных машин, автомобилей, образцов изучаемой техники и т.п.).

На краеведческий конкурс могут быть представлены изготовленные учащи­мися карты, отражающие жизнь своего края, его полезные ископаемые, лечеб­ные травы и т.д.; фотографии памятных мест, редких животных Республики Беларусь, любительские фильмы («Чудесные уголки природы Беларуси», кол­лекции природных богатств своего края, гербарии ценных растений и т.д.).

В колледжах и профессионально-технических училищах проводят­ся конкурсы профессионального мастерства («Лучший по профессии», «Лучший механизатор», «Лучший пахарь», «Лучший строитель», «Учи­тель (воспитатель) года (XXI столетия)» и др.

Программу, творческие задания, перечень оборудования и материалов, необходимых для проведения конкурса, разрабатывает оргкомитет.

Для оценки выполнения участниками конкурса каждого элемента теоретического и практического задания создается жюри. При оценке учитывается время, затраченное на выполнение задания, качество его выполнения, умение рационально организовать свою деятельность, вы­брать оптимальные средства и методы решения стоящих задач. Для этого разрабатывается система оценок по каждому элементу конкурса. Перед началом конкурса председатель жюри знакомит его участников с усло­виями, проводит жеребьевку. В функцию жюри входит также подведение итогов в конце конкурса. Рассмотрим некоторые примеры конкурсов.

Конкурс «живых» картин.

Конкурс «живых картин» направлен на выявление и развитие актерских способностей учащихся, их фантазии, воображения. Он чаще всего являет­ся частью большого воспитательного мероприятия (вечера, КВН и т.д.).

На этот конкурс каждый коллектив готовит по одной «живой» картине на основе известных произведений живописи, либо по определенным темам из области искусства и т.д. «Живые» картины декорируются и костюмируются. Конкурс проводится очень быстро и вносит разнообразие в проводимое ме­роприятие.

Конкурсно-развлекательные программы — это раз­влекательные программы с элементами конкурса.Такие программы пользуются популярностью у населения всех возрастов. Их цель — организация отдыха и создание атмосферы хорошего на­строения, что часто проходит в игровой форме.

Познавательные конкурсные программы — программы, целью которых слу­жит получение новых знаний по определённым темам, расши­рение кругозора участников.

Конкурсные шоу-программы зрелищные концертные программы, целью которых служит выявление победителей в определённых номинациях.

Формы и методы развлекательных и познавательных конкурсных программ весьма разнообразны: викторины («Эрудит»), игровые программы (проведение конкурсов по определённому сценарию — «В гостях у весёлых клоунов», «Лукоморье», где ведущие становятся главными героями программы). В наши дни большое распространение получили игры по сюжетам популярных телепередач — «Угадай мелодию», «Музыкальный ринг» и др.

Эффективность конкурсов в значительной мере зависит от продуман­ности программы, которая должна включать не только чисто информа­тивные моменты, но, главным образом, отработку важных интеллекту­альных и практических умений, развитие и демонстрацию учащимися творческих способностей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Балы и дискотеки: технология подготовки и проведения | Социально-педагогический и воспитательный потенциал праздников. Типология праздников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.