Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальность экологической науки




СОВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ

ТЕМА 1.

 

1. Актуальность экологической науки

2. История развития экологической науки

3. Определение науки экологии

4. Предмет, объект, цель и задачи науки экологии

5. Экологизация современного общества

6. Структура современной экологии

7. Значение экологического образования

 

Что мы понимаем под природой? Всё то, что нас окружает; элементы живой и неживой природы (горные породы, почвы, растительный и животный мир, реки, озера, моря, воздух, Солнце). Всё в природе находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Ничто само по себе не существует, начиная от мощных деревьев и крупных животных до невидимых невооруженным глазом микроорганизмов.

Природа, человек и общество - неразрывное целое и на всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Люди не могут существовать на земле без окружающей их природы. Она дает им пищу, одежду, обувь, свет, кислород для дыхания, воду, солнечное тепло.

Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, повлекшее за собой стремительный росту хозяйственной активности и технических возможностей, человек стал «творцом» своей среды обитания. Его опасное вмешательство в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества.

Если двадцать-тридцать лет назад экология оставалась сугубо специальной научной дисциплиной, мало известной широкой публике, а экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о катастрофическом состоянии нашей планеты знают даже дети. Однако с конца 1960-х го­дов экологи все чаще стали предупреждать о неблагоприятных изменениях в окружающей среде, вызванных быстрым ростом населения и развитием про­мышленных технологий. Состояние среды обитания стало волновать обще­ственное мнение, а природоохранные и государственные организации начали обращаться к экологам за помощью в решении проблем, вызванных загряз­нением воды и воздуха или бездумным применением гербицидов и пестици­дов. Экологические проблемы стали всеобщими проблемами населения Земли.

Масштабы мирового экономического развития породили безответственное, хищническое отношение людей к окружающей природе. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, частые аварии и другие негативные воздействия человека на биосферу - это проблемы, которые касаются каждого государства и в совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Поэтому многообразие болезней, постигшее людей в последнем столетии – одна из основных причин отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.

Это в свою очередь негативно отразилось на биологическом видовом качестве. Для людей характерны наследственные заболевания, хронические болезни, низкий иммуно-биологический статус и т. д., что не мыслимо для представителей дикой природы.

Человек на несколько порядков превысил биологическую видовую численность и объём использования ресурсов и энергии для удовлетворения как биологических, так и надбиологических потребностей. По самым приблизительным подсчетам численность населения на планете составляет 6,8 млрд. человек.

Угроза экологической катастрофы является второй по значению после ядерной войны и с развитием научно-технической революции в промышленности, интенсификацией сельского хозяйства экологическая напряженность возрастает.

Дело в том, что экологическая система нашей планеты, формировавшаяся миллионы лет и приспособленная к естественным условиям эволюции на Земле, оказалась под натиском бурной и необузданной человеческой деятельности, перед угрозой деградации. Истребляя гигантские лесные массивы, загрязняя воды, человек ежегодно делает непригодными для жизни огромные пространства суши и Мирового океана. За этими безнравственными действиями часто стоит преступный перед будущими поколениями, недальновидный взгляд: «На наш век хватит». Однако отрицательные факторы антропогенного воздействия могут быть в ближайшей перспективе губительными для экосистемы и всех живых обитателей Земли, включая человека.

Природа отвечает на возрастающее антропогенное давление непредвиденными изменениями, создающими экологическую опасность. Химическое и радиационное загрязнение среды приводит к появлению новых биологических форм. Избирательное воздействие на отдельные виды организмов нарушает устойчивость экосистем, а также ведёт к нарушению многих из них.

Повседневно нарастающий процесс необратимых экологических изменений можно остановить лишь незамедлительными действиями по охране окружающей среды в масштабах всей планеты.

Существование человека неразрывно связано с определенными условиями среды (температура, влажность, состав воздуха, качество воды, состав пищи и другие).

Эти требования вырабатывались в течение многих тысячелетий существования человека.
Понятно, что при резком изменении этих факторов или отклонении от нормы, требуемой организму, возможны нарушение обмена веществ и как крайний случай - несовместимость с жизнью человека.

Невозможно охранять природу, пользоваться ею, не зная как она устроена, по каким законам существует и развивается, как реагирует на воздействие человека.

Хотя проблемы качества среды для человека, безусловно, имеют очень важное практическое значение, а решение их невозможно без знания экологии, круг задач этой науки гораздо более широкий. В своих работах специалисты-экологи стараются понять, как устроена биосфера, какова роль организмов в круговороте различных химических элементов и процессах трансформации энергии, как разные организмы взаимосвязаны между собой и со средой своего обитания, что определяет распределение организмов в пространстве и изменение их численности во времени. Поскольку объекты экологии - то, как правило, совокупности организмов или даже комплексы, включающие наряду с организмами неживые объекты, ее определяют иногда как науку о надорганизменных уровнях организации жизни (популяциях, сообществах, экосистемах и биосфере), или как науку о живом облике биосферы.

Ежегодно, 5-го июня, отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. Этот день установлен решением Организации Объединенных Наций (ООН) в 1972 году для мобилизации усилий всех народов стран мира на защиту природы и её ресурсов, укрепления международных контактов в области охраны окружающей среды.

 

 

Эрнст Геккель 16.11. 1834 - 09.08. 1919 (Фото 1905 г)  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.