Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составляющие литературного процесса: художественный (творческий) метод, литературное направление, литературное течение




План

Лекция № 1

Сланцевый газ.

Угольный метан.

ГАЗ

 

Крупнейшие газовые месторождения мира:

 

Северное (Катар) 10640 млрд.м3

Уренгойское (Россия) 10200

Ямбургское (Россия) 5242

Бованенковское (Россия) 4385

Заполярное (Россия) 3532

Южный Парс (Иран) 2810

Штокмановское (Россия) 2762 (3800)

Арктическое (Р) 2762

Астраханское (Р) 2711

Гронинген (Голландия) 2680

 

Газовые гидраты – субстанция СН42О)n, в которой молекулы метана внедряются в полости кристаллических структур, составленных из молекул воды. 164 молекулы газа СН4 в 1 молекуле воды.

Запасы 02800-25000 трл.м3, извлекаемые 10%. Запасы расположены под слоем воды 100м. В России 1100трл.м3.

Технология:

Отсутствует. Мессояхское месторождение газа, содержащее газогидраты.

Идея: превращать гидраты в газ непосредственно в пласте с последующим отбором традиционными методами

Оценка: в 6 раз дороже, чем эксплуатация обычных газовых месторождений.

Перспективы: массовое внедрение к 2030г.

 

Ресурсы угольного метана в основных угледобывающих странах.

Канада 17-92 трлн.м3

Россия 17-80

Китай 30-35

Индонезия 13-15

Австралия 8-14

США 4-11

 

Технологии:

 

1.Технологии отвода метана из работающих шахт.

2. технология добычи метана из нетронутых угольных пластов за пределами шахтных полей – откачка пластовых вод и гидроразрыв пласта. (откачка воды занимает до 2 лет, требуется много скважин)

 

Добыча в 4х странах и достигла 70млрд. м3 (США – 57млрд.м3, Китай – 6млрд.м3, Канада 5млрд.м3, Австралия – 2. Начата добыча в Индии.

Себестоимость добычи метана из угольных пластов – 115-305 дол.тыс.м3.

 

 

 

Запасы:

-потенциальные -200 трл.м3

-технологически извлекаемые и коммерчески эффективные – 12трлн.м3

ОСН. Мест-я – США, Канада, Китай, Польша Франция.

Технология:

Основана на сочетании новых геофизических методов поиска полей сланцевого газа, наклонно-горизонтального бурения и гидроразрыв пласта.

Опыт: пром.разработка 1981г м-е Барнет в Техасе.

Себестоимость -80-320 доллтыс.м3. В США – 140-220.

 

Тема: История отечественной литературы как раздел науки о литературе

1. История отечественной литературы как раздел науки о литературе. Теория литературы, литературный процесс, роды и жанры, художественные методы.

2. Цели, задачи и результаты изучения дисциплины и ее освоения.

3. Тематика курса, основные разделы.

Основная литература

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. – М.: Худ. литература, 1975. – 504 с.

Волков И.Ф. Теория литературы / И.Ф. Волков. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 256 с.

Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: методологические очерки о методике. – Тула: Автограф, 2000. – 224 с.

Гуляев Н.А. Теория литературы / Н.А. Гуляев. – М.: Высшая шк., 1975. – 271 с.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. — М.: Флинта, Наука, 1998. — 248 с.

Литературный энциклопедический словарь / под общей ред. В.М. Кожевникова, П.Н. Николаева. – М.: Сов энциклопедия, 1987. – 752 с.

Манн Ю.В. Диалектика художественного образа / Ю.В. Манн. – М.: Советский писатель, 1987. – 320 с.

Основы литературоведения: Учебное пособие для филологических факультетов пед. ун-тов / Мещеряков В.П., Козлов С.А., Кубарева Н.П., Сербул М.Н.; Под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М.: Московский Лицей, 2000.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 334 с.

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. – М.: Наука, 1977.

Федотов О.И. Основы теории литературы: учебное пособие для студентов вузов: в 2-х частях. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1: Литературное творчество и литературное произведение. – 272 с.

Хализев В. Е. Теория литературы. Издание второе. – М.: Высшая школа, 2000. – С. 294 – 344.

Успенский Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский. – СПб: Азбука, 2000.

Дополнительная литература

http://ruslang.spbstu.ru/subjects/istoriya_otechestvennoi_literatury

http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Литературоведение/

http://humanitar.ucoz.ru/load/2-1-0-47

История отечественной литературы как раздел науки о литературе. Теория литературы, литературный процесс, роды и жанры, художественные методы

Литературоведение – это наука о литературе, которая имеет основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины. Ее возникновение связано с началом XIX века, хотя во времена античности появились литературные труды Аристотеля, и он был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика). Ему же принадлежит теория катарсиса и мимесиса (найти определения). Платон создал историю об идеях (идея > материальный мир > искусство). История развития литературоведения с XVII по XIX век выглядит в общих чертах так:

XVII век XVIII век XIX век
Н.Буало создал свой трактат “Поэтическое искусство”, опираясь на более раннее творение Горация. В нем обособляются знания о литературе, но это еще не была наукой. Немецкие ученые пытались создать просветительские трактаты (Лессинг “Лаокоон. О границах живописи и поэзии”, Гербер “Критические леса”). В идеологии, философии, искусстве начинается эпоха господства романтизма. В это время свою теорию создали братья Гримм.

 

Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм. Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира – письменная и устная. Современное литературоведение представляет собой очень сложную и подвижную систему дисциплин.

Различают три главные отрасли литературоведения: теорию литературы, историю литературы и литературную критику.

Теория литературы История литературы Литературная критика
Цель: исследование общих закономерностей литературного процесса (законов структуры и развития литературы); литературы как формы общественного сознания; литературного произведения как единого целого; взаимодействует с др. литературоведческими дисциплинами, а также историей, философией, эстетикой, социологией, лингвистикой; рассматривает специфику взаимоотношений автора, произведения и читателя; вырабатывает общие понятия и термины Изучает развитие литературы; делится по времени, направлениям, месту. Предмет – прошлое литературы как процесс или как один из моментов этого процесса.   Литературную критику интересует относительно единовременное, последнее, "сегодняшнее" состояние литературы; для неё характерна также интерпретация литературы прошлого с точки зрения современных общественных и художественных задач; занимается оценкой и анализом литературных произведений с точки зрения эстетической ценности. Принадлежность критики к литературоведения как к науке не является общепризнанной.  

Важнейшей частью литературы является поэтика – наука о структуре произведений и их комплексов: творчества писателей в целом, литературного направления, литературной эпохи и т. д. Поэтика соотносится с основным отраслями литературоведения: в плоскости теории литературы она дает общую поэтику, т. е. науку о структуре любого произведения; в плоскости истории литературы существует историческая поэтика, исследующая развитие целых художественных структур и их отдельных элементов (жанров, сюжетов, стилистических образов и т. д.); возможно применение принципов поэтики в критике.

Во многом аналогичное положение занимает в литературоведении стилистика художественной речи: она может входить в теорию литературы, в общую поэтику (в этом случае она представляет собой исследование одного из уровней структуры, а именно – стилистического и речевого уровня), в историю литературы (например, язык и стиль данного течения и направления), а также в литературную критику (стилистические студии современных произведений почти во все времена составляли одну из излюбленных функций критики).

Для литературы как системы дисциплин характерна не только тесная взаимозависимость всех её отраслей (так, критика опирается на данные истории и теории литературы, а последние учитывают и осмысляют опыт критики), но и возникновение дисциплин второго ряда. Существуют теория критики, история критики, история поэтики (следует отличать от исторической поэтики), теория стилистики художественной речи и т. д. Характерно также передвижение дисциплин из одного ряда в другой: так, критика со временем становится материалом истории литературы, исторической поэтики и др. наук. Наряду с названными выше основными дисциплинами литературы существует множество вспомогательных: литературоведческое архивоведение, библиография художественная и литературоведческая литературы, эвристика, палеография, текстология, комментирование текста, теория и практика эдиционного дела и др. В середине 20 в. усилилась роль математических методов, особенно статистики, в литературоведении, преимущественно в стиховедении, стилистике, текстологии, фольклоре, где легче выделяются соизмеримые элементарные отрезки структуры.

Текстология – отрасль филологии, изучающая произведения письменности, литературы и фольклора в целях критической проверки, установления и организации их текстов для дальнейшего исследования, интерпретации и публикации. Изучает текст как таковой: рукописи, издания, редакции, время написания, автор, место, перевод и комментарии.

Поэтика – одна из дисциплин литературоведения, включающая: изучение общих устойчивых элементов, из взаимосвязи которых слагается художественная литература, литературные роды и жанры, отдельное произведение словесного искусства; описание и классификация исторически устойчивых литературно-художественных форм и образований; изучает состав и строение литературного произведения.

Палеография – специальная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, древних носителей текста (только рукописи), а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.

Литературная эстетика изучает литературу как вид искусства.

Библиография - вспомогательная дисциплина любой науки, научная литература по тому или иному предмету

Библиотековедение - наука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной литературы, сводные каталоги.

Вспомогательные дисциплины – необходимая база основных; вместе с тем в процессе развития и усложнения они могут выявлять самостоятельные научные задачи и приобретать самостоятельные культурные функции.

Многообразны связи литературы с другими гуманитарными науками, одни из которых служат его методологической базой (философия, эстетика), другие близки к нему по задачам и предмету исследования (фольклористика, общее искусствознание), третьи общей гуманитарной направленностью (история, психология, социология). Многоплановы связи литературы с языкознанием, основанные не только на общности материала (язык как средство коммуникации и как строительный материал литературы), но и на некотором соприкосновении гносеологических функций слова и образа и некоторой аналогичности их структур. Слитность литературы с другими гуманитарными дисциплинами фиксировалась прежде понятием филологии как синтетической науки, изучающей духовную культуру во всех её языково-письменных, в том числе и литературных проявлениях (в середине 20 в. это понятие передаёт обычно общность двух наук – литературы и лингвистики; в узком же смысле оно обозначает текстологию и критику текста).

Литературный процесс

Литературное развитие обладает своими закономерностями, которые отражены в системе понятий, группирующихся вокруг основного понятия – «литературный процесс».

Литературный процесс – историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации, страны, региона, мира.

Сдвиги в сфере художественного сознания происходят, как правило, при смене социально-экономических формаций или в периоды революционных потрясений. Основные вехи истории европейского искусства – античность, Средневековье, Возрождение (Ренессанс), Барокко, классицизм, Просвещение, романтизм, реализм. Экономический и социальный строй влияет на литературный процесс через идеологию.

Литературный процесс в каждую историческую эпоху включает в себя социально, идеологически и эстетически неоднородные (разнокачественные) литературно-художественные произведения – от высоких образцов до эпигонской, бульварной или массовой литературы. Кроме того, в него входят и формы общественного бытования произведений искусства слова: публикации, издания, литературная критика, эпистолярная литература и мемуары.

Важнейшей закономерностью литературного процесса выступает появление новых эстетических идей, новых критериев художественности, которые свидетельствуют об утверждении в истории нового класса со своими особенными эстетическими потребностями и идеалами. Однако искусство не умирает вместе с породившим его классом, т. к. содержит в себе общечеловеческое.

 

Художественный (творческий) метод – идейно-эстетическая общность, свойственная ряду писателей и выражающаяся в их творчестве.

Художники разных эпох могут быть близки друг другу по миропониманию, идейной направленности творчества и принципам изображения жизни.

Метод определяет и содержание и форму в искусстве. Он получает воплощение как в идейном строе произведения, так и в принципе построения образа, сюжета, композиции, языка. Метод – это понимание и воспроизведение художником действительности в соответствии с особенностями его художественного мышления и эстетического идеала.

Метод определяется тремя факторами: действительностью, мировоззрением писателя, художественным мышлением писателя.

Будучи аналогом структуры самого искусства, структура творческого метода имеет четыре соответствующие грани: познание жизни, ее оценка, преображение жизненной данности в образную ткань искусства, построение его образного языка.

Социально-историческая обусловленность искусства порождает существенную общность основных творческих установок больших групп художников одной эпохи, одной общественно-экономической формации, и историческую преемственность этих установок. Творческий метод выступает как система принципов, формирующих определенные направления (течения) в искусстве, художественные стили.

Понятия «литературные направления» и «течения» обозначают совокупность основополагающих духовно-содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества многих писателей, ряда группировок и школ, а также обусловленные этими важнейшими принципами совпадения и соответствия программно-творческих установок, тематики, жанров и стиля. Борьба и смена направлений и течений является важнейшей закономерностью литературного процесса.

Понятие «направление» характеризуют следующие признаки: общность глубинных духовно-эстетических основ художественного содержания, обусловленную единством культурно-художественных традиций; однотипность миропонимания писателей и стоящих перед ними жизненных проблем; сходство эпохальной социально- и культурно-исторической ситуации.

При этом миропонимание художников одного направления, их отношение к поставленным проблемам, представление о путях и способах их разрешения, идеологические и художественные концепции, идеалы могут быть различными.

Литературные течения, группировки предполагают непосредственную идейно-художественную близость и программно-эстетическое единство их участников: например, “лейкисты” в английском романтизме; “философское”, “психологическое”, “гражданское” течения в русском романтизме; “психологическое” и “социологическое” течения в русском реализме;. группа “Парнас” во Франции, кубофутуризм в России и др.

Литературное течение, в которое входят ближайшие творческие последователи какого-либо выдающегося писателя, называют литературной школой; например, “натуральная школа” в русской литературе, которая объединила сторонников реалистического направления, развивавших традиции Гоголя и боровшихся за критическую направленность литературы, ее демократизацию, изображение человека в единстве с социальной средой.

Стиль в литературе – устойчивая общность образной системы, средств художественной выразительности, характеризующая своеобразие творчества писателя, отдельного произведения, литературного направления, национальной литературы.

Предмет литературоведения – это только такая словесность, которая относится к области искусства, художественного творчества. Изучая художест­венную словесность, литературоведение становится тем са­мым в ряд искусствоведческих наук, таких, как искусствоведение, музыковедение, театроведение и др. Оно не может развиваться вне связи с другими науками об искусстве, без учета их наблюдений и обобщений о художественном творчестве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.