Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История становления клинической (медицинской) психологии как области психологической науки




Этот вопрос невозможно рассматривать без краткого напоминания истории развития психологии, как базы для клинической психологии. Условно выделяют несколько этапов развития общей психологии:

Появление первых научных представлений о психике связаны с развитием античной философии, с работами эллинов и римлян. Алкемон Кротонский (6 в. до н. э.) первым в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозге (тест1). Вслед за ним мозг как орган психики рассматривал и Гиппократ. Им разработано учение о темпераменте с классификацией человеческих типов на соматической основе. Александрийские врачи Герофил и Эразистрат проводили вскрытие человеческих тел. Они впервые дифференцировали чувствительные и нервные двигательные волокна, детально описали мозг, кору с её извилинами, более многочисленными у человека в отличие от животных. Римский врач Гален (2 в до н. э.) в своем учении высказал представления о психическом факторе как возможном источнике движения. Сочинения Галена были настольной книгой врачей вплоть до 17 в.

В средние века мистицизм, религиозный догматизмом, инквизиция, кабалистика, алхимия, доминирование томистской философии Фомы Аквинского, гибель Александрийской библиотеки тормозили развитие психологии. В Персии эллинизм воскресает в работах Авиценны, Альгазена, Аверроэса, которые ищут естественные причины психических качеств и расстройств, связь психики с условиями жизни. Большое значение имело изобретение книгопечатания (Германия, Гуттенберг, XV в, (тест), оно способствовало распространению гуманистических идей эпохи Возрождения (Италия, XIVв., Данте, Петрарка), открытий Коперника, Бруно, Галилея, новых методов лечения Працельса. В анатомической школе Везалия вернулись кантичным представлениям о неделимости психического, немецкие схоласты Гоклениус и Кассман ввели термин «психология» (1590 г.).

В средние века английский философ Бекон перешел от исследования «души», к эмпирическому описанию сознания как процесса (ТЕСТ). Французский дуалист Данте ввел понятие рефлекса на основе механистических представлений о нервном контроле периферических функций и признал источником психических проявлений внешний стимул.

Дуалистические представления Декарта преодолевает Спиноза, который наметил движение познания от абстрактного к конкретному, выделил три вида познания (абстрактное понятие отдельных вещей, существенные свойства вещей и интуитивное познание) и три основных аффекта (желание, удовольствие, неудовольствие). Это – новый этап в становлении сознания как объекта психологического изучения, который привел к формированию новых теоретических основ психологии. Развивал эмпирическую психологию Локк, который критиковал представления о врожденности знания, считая их источником опыт и индивидуальную историю жизни. Сознание он рассматривал как обязательный признак психических явлений, объединял их с переживаниями, которые совместно формируют личность. Его идеи легли в основу учения ассоционистов Беркли, Юма и Гартли.

В конце XVIII в. немецкий анатом Майер разложил психические процессы на отдельные способности, которые локализуются в коре головного мозга, интегрируются в мозжечке и мозолистом теле. Австрийский анатом Галь полагал, что их развитие влияет на форму черепа. Эти полуфантастические представления были прогрессивными для своего времени и выглядят как предсказание. Холл и Мюллер развивают учение о рефлексе, Штейнбух и Бэлл экспериментально исследуют сенсорные системы.

В России материалистические традиции в психологических взглядах развивали массоны. Ученый Новиков организовал издательское дело, профессор Шварц и писатель Радищев популяризировали идеи гуманизма, Михайлов выпустил первую книгу по психологии «Наука о душе». Немецкий физиолог Вебер внедрил математические методы в исследование психофизики, Гемгольц вычислил время протекания нервных реакций, Дондерс и Экснер (тест) выделили психологию в самостоятельную область знания с основными научными понятиями и методами. В 1863г. Сеченов (лауреат Нобелевской премии) в работе «Рефлексы головного мозга» объяснил механизмы центрального торможения.

В то же время немецкий ученый Вирхов, реализуя механистическую идею целлюлярной паталогии исследовал клеточную структуру мозга. Французский анатом и хирург Брок связывал потерю речи с поражением лобных долей мозга, это начало клинического исследования структуры мозга. Появились представления о мозговых центрах, например мозговом центре зрения (затылочная область коры мозга). Английский невролог Джексон настаивал на сложной вертикальной трехуровневой организации и невозможности отождествлять локализацию симптома с функцией.

Развитие науки в 19 веке (теория Дарвина, учение о саморегуляции и гомеостазе Бернара) привело к формированию системно-детерминистского подхода в медицинской психологии, согласно которому организм воспринимался как целостность, противостоящая среде и взаимодействующая с ней. В 1879г. в Лейпциге Вундт организовал первую в мире экспериментально-психологическую лабораторию. Он стал основателем психологии как самостоятельной науки (тест 1). Вундт подготовил многочисленных студентов, в числе которых были русские ученые: Бехтерев (открыл первую экспериментально-психологическую лабораторию в России – тест 1), Чиж, Ланге. Таким образом, психологические знания зарождались в недрах философии и естествознания. Понятие клинической психологии ввел Уитмер, организатор первой психологической клиники для душевнобольных детей в Пенсильвании (тест 1). В 1892 г. Ст. Холл организовал Американскую психологическую ассоциацию. Уитмер стал одним из первых членов этой самой влиятельной в мире и в наше время организации психологов. В истории развития собственно клинической психологии можно выделить пять этапов:

1. Психиатры конца 19 века (Э. Кречмер, З.Фрейд, Ж-М Шарко, П. Жане) пытались понять природу психической патологии, описать ее феноменологию и специфические отличия от нормы. Эти работы и стали истоком клинической психологии. Врачами использовались и лучшие традиционные методы классической психиатрии, и новые тенденции, такие как открытие гипноза.

2. Второй этап характеризуется проникновением экспериментальных методов в психиатрию и психологию. При крупных психологических клиниках стали организовываться психологические центры Э. Крепелина (1879, Германия), П. Жане (1890, Франция), В.М. Бехтерева (1885, Казань), С.С. Корсакова (1886, Москва), затем такие лаборатории создали В.Ф. Чиж (Юрьев), И.А. Сикорский (Киев), П.И. Ковалевский (Харьков). В.М. Бехтерев писал в журнале «Обозрение психиатрии: «Пренебрегать положениями современной психологии, опирающейся на эксперимент, а не на умозрения, для психиатров уже не представляется возможным». Поскольку в этот период формировалась рефлекторная теория, естественно использовались закономерности рефлекторной деятельности, установленные в опытах на животных (спинальный и коленный рефлексы).

3. Третий этап связан с началом использования тестов для исследования индивидуальных особенностей течения болезни у психических больных.

4. С 60-х годов 19 века расширяются границы понятия клинической психологии, возникает социальная психиатрия, психотерапия (в том числе и групповая, семейная) и психологическое консультирование становятся главной формой профессиональной деятельности психолога в клинике.

5. Современный этап характеризуется расширением роли психопрофилактики, использованием первичной профилактики на внесение «культуры здоровья» в массы людей, на широкую пропаганду психологически обоснованных методов борьбы с вредными навыками и привычками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.