Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные задачи ПУ




Среди дисциплин, которые изучают общество и общественные отношения, заметное место занимает психология управления. Она призвана интегрировать знание о психологическом содержании процесса управления и процесса принятия управленческих решений.

Мероприятия по повышению эффективности управленческой деятельности, по внедрению новейших информационных технологий не всегда приводят к успеху, поскольку не учитываются индивидуальные особенности работников, психологический аспект их отношения к порученному делу и к самим себе. Изучить и учесть эти проблемы в управленческой деятельности дает возможность психология управления.

Термин «психология управления» начал распространяться в СССР в 20-те года прошлого столетия. На II Всесоюзной конференции по научной организации работы (НОП) (март 1924 г.) одна из докладов была полностью посвященная психологии управления и связанным с ней проблемам. Психология управления была призвана решить два задачи: «подбор сотрудников соответственно выполняемым функциям и соответственно их индивидуальным особенностям; влияние на психику работников через стимулирование...»

В многочисленных роботах из научной организации работы (работы А. К. Гастєва, В. В. Добриніна, П. М. Керженцева, С. С. Чахотіна и др.), что вышли в 20- 30-х годах, содержалось немало интересных подходов к решению психологических проблем управления. Однако недостаточный уровень разработанности этих проблем не дал психологии управления возможности выделиться в самостоятельную сферу знаний. В середине 60-х лет все более активной становится взаимодействие между психологическими знаниями и теорией и практикой управления. Среди исследователей прошлого одними из первых вопрос о необходимости разработки психологии управления как науки поставили Е. Э. Вендров и Л. И. Уманский. Как основные аспекты психологии управления производством они рассматривали социально-психологические проблемы производственных групп и коллективов, психологию личности и деятельности руководителя, вопрос подготовки и каблука руководящих кадров и т.п. Другую точку зрения высказал А. Г. Ковалев, включив к сфере психологии управления лишь социально-психологическую проблематику.

Психология управления имеет два основных источника своего возникновения и развития:

1) нужды практики. Особенностью современного этапа общественного развития есть то, что человек выступает и объектом, и субъектом управления. Это требует изучения и учет психических данных о человеке из этих двух точек зрения;

2) потребности развития психологической науки. Когда психология перешла от описательного изучения психических явлений к непосредственному изучению механизмов психического, как первоочередное явилась задача управления психическими процессами, состояниями, свойствами и в целом деятельностью и поведением человека. Постепенно в разделах о трудовой деятельности выделился самостоятельный вопрос о психологии управленческой деятельности. Развитие психологии управления с того времени происходит по двумя взаимозависимыми направлениями - в недрах психологии и в сопредельных областях знания.

На рубеже XX и XXI ст. психология управления переживает особенно интенсивное развитие, ее идеи и практические рекомендации становятся модным веянием. Именно в этот период появилось большое количество книг из психолого-управленческой проблематики. Для этого периода характерный ряд черт:

прикладной характер проблем, которые исследует психология управления. Большинство выданной в этот период литературы есть, по сути дела, настольными пособиями для руководителей разных уровней;

интеграция психолого-управленческого знания, которое происходит путем объединения достижений разных областей науки. Образно говоря, своеобразное «свидетельство о рождении» психологии управления еще только заполняется, и в нем сделано лишь первые записи;

главное ударение делается на рассмотрении особенностей управления в сфере бизнеса и делового отношения, меньше внимания отводится другим областям знаний. Есть попытки свести психологию управления к психологии менеджмента. Сложились две точки зрения на объект психологии управления. Так, соответственно первой, ее объектом являются системы «человек - техніка» и «человек - человек», рассмотренные с целью оптимизации управление этими системами (функционально-структурный анализ управленческой деятельности; инженерно-психологический анализ построения и использование автоматизированных систем управление (АСУ); социально-психологический анализ производственных та управленческих коллективов; взаимоотношения людей в них; исследование психологии руководителя, отношений между руководителем и управляемыми, психологических аспектов каблука и размещение руководящих кадрів, психолого-педагогических вопросов подготовки кадров руководителей).

Соответственно другой точке зрения, объектом психологии управления может быть лишь система «человек - человек», что рассматривается также с целью оптимизации управления этой системой. Рядом с ней рассматривается еще ряд подсистем: «личность - группа», «личность - организация», «группа - группа», «группа - организация», «организация - организация».

Что же к предмету психологии управления, т.е. того, что именно изучает эта наука, то в наиболее общем виде он представляет собой психологические аспекты процесса руководства разными видами общей деятельности и межличностного общения в организациях, т.е. психологические аспекты управленческих отношений.

Конкретное проявление предмета психологии управления можно подать в таких уровнях в правленческой проблематики:

1) психологические аспекты деятельности руководителя:

: психологические особенности управленческой работы вообще, ее специфика в разных сферах деятельности;

• психологический анализ личности руководителя, психологические требования к личностным качествам руководителя;

• психологические аспекты принятия управленческого решения;

• индивидуальный стиль управления руководителя и проблемы его корректирования;

2) психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления:

• возможности использования психологических факторов для решения управленческих задач;

• закономерности формирования благоприятного социально-психологического климата в организации;

• закономерности формирования оптимальных межличностных взаимоотношений в организации, проблема психологической совместимости;

• формальная и неформальная структуры организации;

• мотивация работы членов организации;

• ценностные ориентации в организации, управление процессом; информирование;

3). психологические аспекты взаимодействия руководителя с членами организации:

• проблемы создания и функционирование системы коммуникации в процессе взаимодействия;

• проблемы управленческого общения;

• оптимизация взаимоотношений в звене «руководитель - подчиненный»;

• информированность как фактор повышения эффективности управления.

Для того, чтобы изучать эти проблемой давать обоснованные научные рекомендации, психология управления должны использовать достижение целого ряда наук. Речь идет об активном применении знаний и данных разных областей психологической науки, среди которых - общая, социальная, педагогическая, инженерная психология и психология работы.

Рядом с этим психология управления основывается на соответствующих знаниях, которые являются достоянием науки управления. Отметим также тесную связь психологии управления и социологии (особенно социологии организаций).

Общепризнанной есть мысль, которая в современных условиях рассмотрение психологических проблем управления невозможный без соответствующего экономического контекста, т.е. без использования знаний экономической теории, эргономики, менеджмента, этики, культуры и психологии делового общения и т.ін.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.