Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Источники гражданского права

Нормы гражданского права выражены в различных правовых формах, которые в юридической науке получили название «источники гражданского права». Существуют два основных источника гражданского права: законодательство, или нормативные акты, и обычай. Кроме того, источниками гражданского права являются международные договоры и судебная практика. Рассмотрим их более подробно.

Гражданское законодательство. Систему гражданского законо­да­тельства предопределяют положения Конституции РФ, согласно кото­рой гражданское законодательство находится в ведении Российской Федера­ции (п. «о» ст. 71). Соответственно, на всей территории нашей страны действует единое гражданское законодательство.

Конституция РФ определяет также конкретные формы основных ак­тов отечественного законодательства: это федеральные законы, которые принимает Государственная Дума (ст. 105), указы и распоряжения Президента РФ (ст. 90), постановления и распоряжения Правительства РФ (ст. 115). Нормативные акты этих высших органов государственной власти, и прежде всего федеральные законы, образуют основной массив действующего гражданского законодательства.

В сфере гражданского права важнейшим федеральным законом является ГК, определяющий основные начала, понятия и главное содер­жание всех институтов этой отрасли права. Наряду с ГК и в развитие его положений действует система федеральных законов. Они дают более полное регулирование отдельных институтов гражданского права и по­степенно приобретают необходимую стабильность.

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и нормативными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК). Такие нормативные акты (их принято именовать ведомственными) направлены в первую очередь на реализа­цию предписаний ГК и федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и регламентируют преимущественно предпринимательскую деятельность в отдельных отраслях народного хо­зяйства. Несмотря на усиление роли закона, в некоторых хозяйственных сферах, например расчеты, обращение ценных бумаг, перевозки, ведом­ственные нормативные акты остаются важным правовым регулятором имущественных отношений рынка.

Единство и согласованность действующего в Российской Федера­ции обширного гражданского законодательства обеспечиваются прове­дением во всех его актах и нормах правовых начал, закрепленных в Кон­ституции РФ, и соблюдением принципа иерархии законодательных актов. В силу этого принципа нормативный акт нижестоящего государственного органа не может противоречить закону и актам вышестоящего органа. Созданию единства гражданского законодательства способствует также его кодифи­кация, важнейшей формой которой является ГК, закрепляю­щий принципы, систему актов и единую терминологию российского граж­данского права.

Основным законом гражданского права в большинстве современ­ных государств традиционно является гражданский кодекс, устанавли­вающий важнейшие нормы этой отрасли права и систему, содержание и юридическую терминологию других актов гражданского законодатель­ства. Наличие такого кодекса обеспечивает единство обширного граж­данского законодательства, устойчивость системы входящих в него актов, облегчает правоприменительную деятельность и свидетельствует о надлежащем уровне национального законодательства.

Будучи основным законом гражданского права, ГК определяет предмет гражданского права и его основные начала, закрепляет систему институтов гражданского права и большинство из них достаточно под­робно регламентирует, что ограничивает, а в отдельных случаях и ис­ключает необходимость принятия дополняющих Кодекс законодательных актов. В ГК содержится также указание о тех законах гражданского права, которые подлежат изданию.

Федеральные законы, дополняющие ГК. В статьях ГК названо около 30 федеральных законов, подлежащих принятию в развитие и дополнение норм Кодекса; большинство таких законов уже введено в действие. Некоторые новые законы были подготовлены по инициативе Президента РФ и Правительства РФ. Наиболее важными законами, дополняющими ГК, являются законы следующих групп.

В области корпоративного права это: Закон об акционерных обще­ствах, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, Закон о банкротстве, ряд законов о некоммерческих организациях.

Ряд важных законов издан о праве собственности. Это, прежде всего, Закон о приватизации государственного и муниципального имуще­ства. Особенность правового регулирования в этой области состоит в том, что в силу ст. 217 ГК положения Кодекса, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Иначе говоря, этим за­конам придан приоритет перед названными нормами ГК, что объясняется особыми целями и формами приватизации.

Важную группу законодательных источников гражданского права образуют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. ГК именует их «иные правовые акты» (п. 6 ст. 3), и этот термин используется во многих последующих статьях ГК. В юридической литературе эта группа правовых норм обозначается также термином «подзаконные акты».

1. Указы Президента РФ. Согласно ст. 80 Конституции РФ Прези­дент РФ определяет основные направления внутренней и внешней поли­тики государства. Эта конституционная норма позволяет Президенту РФ издавать указы по широкому кругу вопросов, прежде всего в области регулирования предпринимательской деятельности, а также защиты прав граждан.

2. Постановления Правительства РФ. Законодательная компетен­ция Правительства РФ определена в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» достаточно широко и предусматривает регулирование в социально-экономической сфере (ст. 13), управление федеральной собственностью (ст. 14), обеспечение свободы экономической деятельности (ст. 14). Акты Правительства РФ нормативно-правового характера издаются в форме постановлений, акты по оперативным и текущим вопросам – в форме распоряжений.

3. Нормативные акты министерств и иных федеральных органов. Эти федеральные органы согласно п. 7 ст. 3 ГК могут принимать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, преду­смотренных ГК, другими законами, решениями Президента РФ и Прави­тельства РФ.

Иными федеральными органами являются Центральный банк РФ (Банк России), созданные в рамках новой системы государственного управления и подчиненные непосредственно Правительству РФ феде­ральные службы, прежде всего, служба по финансовым рынкам и анти­монопольная служба. В случаях, установленных законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовое регулирование вправе осуществлять по вопросам своей компетенции и вновь созданные федеральные агентства, входящие в структуру министерств.

В некоторых крупных и важных предпринимательских сферах число ведомственных актов остается значительным. По вопросам использова­ния федеральной собственности изданы приказы Министерства имуще­ственных отношений РФ (ныне – Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом); рынок ценных бумаг регламентируется пра­вилами и инструкциями, изданными ФКЦБ (ныне – Федеральная служба по финансовым рынкам); условия транспортировки грузов и пассажиров определяются правилами перевозки, утвержденными транспортными министерствами. В области кредитования и расчетов изданы важные инструкции ЦБР.

Обычай как источник гражданского права. Другим источником гражданского права является обычай, под которым понимаются правила, сложившиеся в результате их длительного применения ввиду практиче­ской целесообразности и получившие признание в актах законодатель­ства или решениях судов. Обычай в современных государствах, имею­щих развитое законодательство, не играет большой роли и применяется преимущественно во внешнеэкономических отношениях. Однако в ряде норм ГК и некоторых актах законодательства РФ содержатся ссылки общего характера на обязательность обычая.

В ст. 5 ГК дается определение обычая, которым признается сло­жившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринима­тельской деятельности правило поведения, не предусмот­ренное законо­дательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Таким образом, в суде заинтересованная сторона вправе обосновывать наличие обычая, используя общие правила граж­данского процесса и способы доказывания. Однако обычай не может противоре­чить нормам законодательства и условиям заключенного между сторо­нами договора.

В ГК неоднократно встречаются указания на то, что права и обя­занности сторон определяются обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено законом или условиями обязательства (ст. 311, 312, 315, 316 и др.). Действующие отечественные обычаи изучаются торгово-промышленными палатами и публикуются в виде соответствующих сбор­ников. В Российской Федерации были опубликованы обычаи важнейших морских портов.

Но в ст. 5 ГК не говорится о возможности обращения к обычаям, сложившимся в иных, некоммерческих сферах, что надо считать пробе­лом его общих норм. Однако в ряде последующих статей ГК содержатся отсылки к обычаям национальным (ст. 19) и местным (ст. 221). Поэтому надлежит считать, что ГК допускает применение обычая также в некоммерческих сферах, и юрисдикционные органы, обосновывая свои решения, на такие обычаи вправе ссылаться.

Особенность обычая как источника гражданского права состоит в том, что, в отличие от норм законодательства, он всегда диспозитивен, и поэтому стороны могут от него отступить. Это практически важное правило прямо выражено в п. 2 ст. 5 и п. 5 ст. 421 ГК применительно к договору (договорное условие сильнее обычая) и должно применяться также к недоговорным обязательствам.

Сложность формулирования обычаев состоит в том, что они не должны быть зафиксированы в письменном документе, хотя нередко таковые имеются и являются желательными, ибо это вносит определен­ность в отношения сторон и исключает возникновение коммер­ческих спо­ров. Иногда для установления факта наличия обычая исполь­зуют не только ссылки в законах, но и критерии норм нравст­венности, морали. Так, ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в числе признаков, характеризующих недобро­сове­стную конкуренцию, называет любые действия хозяйствую­щих субъ­ектов (группы лиц), которые противоречат обычаям, требованиям добро­поря­дочности, разумности и справедливо­сти.

По сфере действия обычаи могут быть отраслевыми, межотрасле­выми, региональными, локальными (т. е. применяемыми двумя или более партнерами по сделкам), общенациональными и т. п. Так, п/п 29 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) под ком­мерческими документами понимает счет-фактуру (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответ­ствии с международными договорами Российской Федерации, законода­тельством Российской Федерации или обычаями при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглаше­ния сторон или обычаев делового оборота используются для подтвер­ждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

По форме своего выражения обычаи могут быть устными или пись­менными, зафиксированными в каком-либо документе. Так, в качестве обычаев рассматриваются примерные условия догово­ров, опубликован­ные в печати (п. 1 ст. 427 ГК РФ). Наличие и содержание обычаев, применяемых к конкретным правоотношениям, в том числе обы­чаев, выраженных в устной форме, относится к сфере доказательст­вен­ного права, т. е. при конфликте заинтересованная сторона должна до­ка­зать, что используемое ею правило поведения хотя и не предусмот­рено законодательством, но носит устойчивый и достаточно определен­ный ха­рактер, а также широко применяется в данной сфере предприни­матель­ства и поэтому его следует квалифицировать как обычай делового обо­рота, т. е. правовой источник, который может быть основой принятия решения по спору.

В ряде статей ГК РФ имеются прямые отсылки к обычаям, например, ст. 309 устанавливает общий принцип исполнения договоров: обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соот­ветствии с обычаями или иными обычно предъявляе­мыми требованиями. В ст. 311 ГК РФ кредитору предоставлено право не принимать исполнения обязательства по частям, если иное не преду­смотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства и не вытекает из обычаев или существа обязательства. Еще более конкретное правило установлено в ст. 314 ГК РФ: «...если обя­занность исполнения договора не вытекает из закона, иных правовых ак­тов, условий обязательства, то применяются обычаи...» Статья 474 ГК РФ определяет, что если порядок проверки каче­ства товара не установлен законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, то применяются обычаи или иные обычно применяемые условия проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи.

Эти примеры свидетельствуют о том, что если стороны при заключении договора «забыли» согласовать какое-то условие, которое затем вызвало спор, то при судебном разбирательстве принимаются во внимание доказательства о наличии в данной сфере обычаев делового оборота. Вместе с тем стороны вправе включать в договор условия, противоречащие обычаям. Равным образом они могут трансформировать обычаи в условия договора, и в этом случае обычаи приобретают силу существенных условий сделки.

Применение обычаев предусматривается специальными норматив­ными правовыми актами, в частности ст. 134, 135 Кодекса торгового море­плавания Российской Федерации, и может вытекать из положений международных договоров.

Обычай и обычные требования. Наряду с обычаями во многих статьях ГК говорится об «обычно предъявляемых требованиях», кото­рыми надлежит руководствоваться. В одних случаях этот термин допол­няет отсылку к обычаям (ст. 309, 478, 992), в других употреблен самостоятельно (ст. 484, 485, 721). В литературе эти два термина иногда характеризуются как равнозначные.

Однако обычай – это дополнительный источник права, когда он соответствует указанным в ст. 5 ГК признакам и в законе это прямо и ясно оговорено. Обычно предъявляемые требования такого общего статуса в ГК не получили и не должны приравниваться к обычаям.

Вопрос о содержании и применении обычно предъявляемых требо­ваний должен решаться судом с учетом широкого круга факторов, в том числе хозяйственных возможностей должника и кредитора. На основании обычно предъявляемых требований могут складываться обычаи, однако такая их трансформация должна быть признана юридической практикой, прежде всего судебной, и получить подтверждение в наличии признаков обычая, названных в ст. 5 ГК.

Нормы морали. Близкие по своей природе обычаям нормы морали, выражающие нравственные представления и оценки основных слоев общества, источником гражданского права не являются, хотя и лежат в основе многих его понятий. Нормы морали влекут правовые последствия только при наличии о том прямого указания в актах законодательства. Например, в силу ст. 169 ГК недействительными (ничтожными) являются сделки, противные по своей цели не только основам правопорядка, но и нравственности.

Кроме того, начала морали и нравственности важны для примене­ния норм гражданского права. В ряде статей ГК об этом содержатся пря­мые указания как общего характера (п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 6), так и примени­тельно к отдельным группам гражданских правоотношений (п. 2 ст. 1101). Особое значение нормы морали имеют при возмещении вреда, причи­ненного личности, а также компенсации морального вреда (ст. 151 ГК).

Значение норм международного права. Согласно ч. 4 ст. 15 Кон­ституции РФ и ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации, причем применяются непо­средственно. Такая общая и четкая формулировка появилась в отечест­венном праве впервые и имеет принципиальное значение.

Общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, решениях Международного суда. Для гражданского права особое значение имеет международно-правовой принцип уважения прав и свобод человека, выраженный во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Международными договорами признаются соглашения, заключае­мые Российской Федерацией с иностранными государствами либо меж­дународной организацией в письменной форме, независимо от того, со­держатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного их наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных дого­ворах Российской Федерации»). Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными.

Подписанные Российской Федерацией международные договоры публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации» (если они требуют ратификации) и в ежемесячном «Бюллетене междуна­родных договоров». Издаются также тематические сборники междуна­род­ных договоров.

В настоящее время Российская Федерация является участником всех важнейших универсальных международных договоров в области международных экономических отношений (о купле-продаже, перевозках грузов и пассажиров, лизинге, векселях, патентном и авторском праве и др.). Кроме того, наше государство – участник многочисленных междуна­родных договоров, заключенных в рамках СНГ, а также двусторонних соглашений со многими странами о правовой помощи.

Международные договоры РФ имеют своим предметом прежде всего отношения отечественных предпринимателей и граждан с ино­странными юридическими лицами и гражданами. Однако они применя­ются и к отношениям между российскими лицами, например, в вексель­ном обороте, при перевозках отечественных грузов и пассажи­ров за рубеж, нарушении авторских и патентных прав на территории Рос­сийской Федерации. Кроме того, многие положения международных дого­воров, участником которых является Российская Федерация, воспроизве­дены в нормах российского гражданского законодательства.

Ряд важных норм о договоре купли-продажи сформулирован в гл. 30 ГК на базе положений Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция), которая получила ныне широкое признание (более 60 стран-участниц). Ряд положений этой Конвенции воспринят также в нормах гл. 37 ГК о договоре подряда. Но­вые транспортные уставы и кодексы, прежде всего Кодекс торгового мо­реплавания РФ и Воздушный кодекс РФ, широко используют соответст­вующий международный опыт, закрепленный в действующих транспорт­ных конвенциях.

Возникающие между субъектами гражданского права споры, число которых за последние годы заметно возросло, разрешаются судами общей юрисдикции (споры с участием граждан) и арбитражными судами (споры предпринимателей). Высшие органы этих судебных систем – Пле­нумы – наделены правом давать нижестоящим судам руководящие разъ­яснения о правильном применении норм действующего законодатель­ства, которые имеют форму постановлений.

После введения в действие ГК на основании его норм высшими судебными инстанциями Российской Федерации был издан ряд важных разъяснений. Особое значение имеет Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8.

Ранее в теории и практике преобладало мнение, что правовые нормы могут создаваться только уполномоченными на то государствен­ными органами, а задача суда и арбитража – применять действующие правовые нормы, и их решения источником права не являются, а пред­ставляют собой акты толкования закона. В случае неполноты или несо­гласованности правовых предписаний должен ставиться вопрос о допол­нении действующего законодательства.

Для такого вывода имеются основания в современных условиях, ко­гда в России идет становление рынка и не исключена возможность того, что в отдельных случаях обновляемое гражданское законодательство не в полной мере учитывает особенности рыночных отношений и имеет пробелы. В таких случаях разъяснения Пленумов высших судебных и ар­битражных органов по применению законодательства могут приобретать и фактически приобретают характер дополнительного источника граж­данского права.

Что касается решений, выносимых судами общей юрисдикции и ар­битражными судами по конкретным гражданско-правовым спорам, то они не могут считаться источником гражданского права, поскольку имеют ин­дивидуальный характер и отражают особенности отдельных споров. Од­нако такие решения дают материал для правильного понимания и приме­нения действующих правовых норм и должны внимательно изучаться. Наиболее важные судебные и арбитражные решения публикуются в ежемесячных журналах «Бюллетень Верховного Суда Российской Феде­рации» и «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». В необходимых случаях к ним даются комментарии специалистов.

В осуществлении судебной власти в Российской Федерации участ­вует ныне также Конституционный Суд РФ. Согласно ст. 125 Конституции РФ и закону об этом суде он разрешает дела о соответствии Конституции РФ актов законодательства РФ, а также актов ее субъектов по вопросам, относящимся к ведению государственных органов Федерации.

Правовая природа решений Конституционного Суда РФ оценива­ется в литературе по-разному: как акты толкования и как акты норматив­ного характера в области конституционного права. Преобладающей ста­новится вторая точка зрения, которую подтверждает содержание многих вынесенных Конституционным Судом РФ постановлений.

Правовая сила гражданско-правовых норм. Содержащиеся в зако­нодательстве нормы гражданского права могут быть императив­ными и диспозитивными. Первые строго обязательны, и стороны не могут отсту­пать от них при заключении договора или принятии односторонних обяза­тельств. Вторые позволяют сторонам устанавливать в договоре или одностороннем обязательстве иные условия и действуют, если такой специальной оговорки сделано не было.

Однако в гражданском праве имеется большое число императив­ных норм, введение которых обусловлено общегосударственными инте­ресами и технической сложностью ряда гражданско-правовых институтов. Примером первых являются императивные нормы о недействительности неправомерных сделок и их последствиях; примером вторых – импера­тивные правила о перевозках грузов на воздушном, железнодорожном и других видах транспорта.

Императивная сила гражданско-правовых норм может быть прямо в них выражена. Например, согласно ст. 198 ГК сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон. В силу п. 4 ст. 401 ГК заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязатель­ства ничтожно. Однако такие прямые указания имеются лишь в отдель­ных случаях, и для определения правовой силы нормы необходимо дать ей правильное толкование.

Толкование норм права. Толкование правовой нормы – это уяс­нение ее правовой силы (действия), сферы применения и действитель­ного содержания. Толкование может даваться компетентными государст­венными органами, в том числе высшими судебными инстанциями, и тогда оно является обязательным. Толкование нормы издавшим ее государственным органом именуется аутентичным. Научное толкование, именуемое доктринальным, носит рекомендательный характер.

Сам процесс толкования норм подчинен определенным правилам, которые в российском законодательстве прямо не закреплены, но выра­ботаны теорией и судебно-арбитражной практикой и являются важным средством правильного и единообразного применения правовых предпи­саний. Прежде всего необходимо выяснить правовую силу (действие) и сферу применения соответствующей правовой нормы.

Дата введения нормативного акта в действие определяется в нем са­мом или согласно общим правилам вступления нормативных актов в силу. По общепринятому правилу, «закон обратной силы не имеет», од­нако из этого правила, по прямому указанию закона, допускаются исклю­чения. Сфера применения правовых норм обычно достаточно четко опре­деляется в соответствующем нормативном акте. Это чаще всего акты об­щего дейст­вия, которые распространяются на всю территорию Российской Федерации и всех субъектов гражданского права. Однако некоторые акты и нормы действуют в отношении определенной территории (например, Крайнего Севера) или определенного круга лиц (только для юридических лиц, только для граждан или определенной их группы, например, малолетних).

Более сложные вопросы могут возникать при толковании содержа­ния правовой нормы и определении условий ее применения. При толко­вании правовой нормы применяются различные приемы. Толкование мо­жет быть грамматическим, логическим, систематическим и историческим.

Грамматическое толкование – это уяснение нормы с помощью об­щих правил грамматики. Логическое толкование предполагает использо­вание общепринятых правил и аргументов логики. При систематическом толковании смысл нормы устанавливается посредством ее сопоставле­ния с другими нормами. Историческое толкование дается на основании ознакомления с историей принятия нормы путем учета факторов, обу­словивших введение и изменение нормы, и сопоставления ее с ныне действующими нормами по тому же вопросу.

Доктрина и судебная практика выработали ряд общепринятых формул толкования. Наиболее важные из них: последующий закон отме­няет ранее изданный; специальные нормы превалируют над нормами общего характера; специальные нормы не подлежат расширительному толкованию; если предлагаемое понимание нормы ведет к явно неразум­ному выводу, такое ее понимание неправильно.

По результатам толкования нужно различать буквальное, ограничи­тельное и расширительное (распространительное) толкование. В боль­шинстве случаев толкование правовой нормы показывает, что подлинный смысл нормы полностью соответствует ее словесной формулировке. Так и должно быть, ибо содержание закона и его редакция должны совпа­дать. Такое толкование является буквальным.

Иногда словесная формулировка правовой нормы оказывается шире ее подлинного смысла. Здесь на помощь приходит ограничитель­ное толкование, т. е. делается вывод о том, что правовая норма должна пониматься и применяться ограничительно.

Аналогия права и закона. В законодательстве неизбежны от­дельные пробелы, и оно не всегда поспевает за возникновением и разви­тием новых гражданско-правовых отношений. Между тем и в таких ситуа­циях права и обязанности сторон должны быть определены, а возникший между ними спор разрешен судом. Для устранения юридических трудно­стей, которые могут при этом возникать, в гражданском праве выработан институт аналогии закона и аналогии права.

Согласно ст. 6 ГК, в случаях, когда отношения прямо не урегулиро­ваны законодательством или соглашением сторон и отсутствует приме­ни­мый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможно­сти использования аналогии закона права и обязанности сторон опреде­ля­ются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справед­ливости.

Ввиду разработанности актов гражданского законодательства слу­чаи аналогии закона и права на практике встречаются нечасто. Примером аналогии закона может служить обращение к нормам законодательства о банкротстве при осуществлении ликвидации юридического лица по ре­шению суда (п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8).

Верховным Судом РФ было опубликовано разъяснение, согласно которому к отношениям по уплате пени за несвоевременное внесение налогов (таможенных платежей) суд может по аналогии закона применять ст. 333 ГК, позволяющую снизить размер взыскиваемой неустойки (пени). Здесь аналогия закона использована судом в отношении однородных норм разных отраслей права.

Публикация законодательных актов – необходимое и важнейшее общее условие доведения их до сведения всех государственных органов, учреждений, организаций и граждан, изучения и последующего правиль­ного применения. В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применя­ются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, сво­боды и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно Федеральному закону от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных зако­нов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» датой принятия федерального закона считается день его принятия Государст­венной Думой. Официальным опубликованием федерального закона счи­тается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Феде­рации». Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после офици­ального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В отношении публикации актов Президента РФ и Правительства РФ действует Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликова­ния и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Пра­вительства Российской Федерации и нормативных правовых актов феде­ральных органов исполнительной власти», согласно которому указы и решения Президента РФ и Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их опубликования. Тот же срок установлен для вступле­ния в силу актов Правительства РФ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ, а это, прежде всего, решения по хозяйст­венным вопросам, вступают в силу со дня их подписания.

Официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постанов­ления и распоряжения Правительства РФ, является «Собрание законо­дательства Российской Федерации», выходящее еженедельно. Публи­куемые в нем акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера.

Помимо изложенных общих норм о времени вступления в силу законов Российской Федерации специальные правила по этому вопросу могут предусматриваться в самих законах, а также в законах о введении в действие крупных законодательных актов (вводных законах). Вводные законы к частям первой и второй ГК определяют не только общую дату введения ГК в действие, но также особые даты вступления в силу некоторых его положений и, кроме того, придают отдельным нормам обратную силу. Некоторые крупные законы могут вводиться в действие поэтапно, например, Градостроительный кодекс.

Для нормативных правовых актов федеральных органов исполни­тельной власти установлен порядок их регистрации и опубликования. Со­гласно названному Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. нормативные акты министерств и других федеральных органов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие право­вой статус организаций или имеющие межведомственный характер, под­лежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и всту­пают в силу по истечении десяти дней после их официального опублико­ва­ния. Публикация производится в газетах «Российские вести» и «Россий­ская газета», а также в еженедельном «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Неопубликованные акты не влекут правовых последствий.

 

Раздел 2. Гражданское правоотношение

Тема 3. Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отличие гражданского права от других отраслей российской системы права | Виды гражданских правоотношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.