Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные черты основных моделей рынка




Классификация и характеристика рыночных структур. Совершенная и несовершенная конкуренция.

Равновесие и предложение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

Спрос, предложение и режимы работы фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Классификация и характеристика рыночных структур. Совершенная и несовершенная конкуренция.

Тема 5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ КАК РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ

Правило минимизации издержек

Решение проблемы минимизации издержек можно решить теоретически с помощью метода изоквант и изокост (рис.16). Так, движение по изокванте предполагает замену одного фактора другим при сохранении заданного объема выпуска. Математически это движение выражается формулой:

 

– ∆ L MPL = ∆ K MPК (1)

 

Данное равенство показывает, что уменьшение объема выпуска за счет сокращения фактора L должно быть компенсировано за счет другого фактора K.

Разделим равенство (1) на выражение ∆К MPL и получим правило замещения одного фактора другим:

 

∆L MPK

– ──── = ──── (2)

∆ K MPL

 

Отметим также, что отношение – ∆L / ∆K представляет собой предельную норму технологического замещения (MRTS) и измеряет угол наклона кривой равного продукта, т.е. изокванты.

Информацию о затратах содержит изокоста, т.е. линия равных затрат.

Движение по изокосте предполагает соблюдение следующего равенства:

 

– ∆L PL = ∆K PК (3)

 

Разделим данное равенство на выражение ∆K PL и получим угол наклона каждой из изокост к оси абсцисс. Он отрицателен и выражается как обратное соотношение между ценами двух ресурсов, т.е.

 

∆L PK

– ─── = ─── (4)

∆K РL

 

Наша задача сводится к тому, чтобы отыскать такую комбинацию K и L, принадлежащую одновременно и изокосте и изокванте, которая при данных ценах на ресурсы и данном объеме выпуска обеспечит минимальные средние издержки производства.

Решение этой задачи выражается равенством:

 

MPK PK MPK MPL

─── = ─── или ─── = ─── (5)

MPL PL PK PL

 

Его легко получить путем сравнения равенства (2) и равенства (4). Смысл этого равенства состоит в том, что в точке равновесия, где изокоста является касательной к изокванте, углы наклона обеих линий совпадают. Практически это означает, что если совместить изокосту и изокванту, то станет очевидным, что фирма остановится на линии затрат, которая является касательной к изокванте.

Таким образом, равенство (5) и будет являться правилом минимизации издержек. Математически необходимо так подобрать комбинацию ресурсов и цен, чтобы результат одной дроби был равен результату другой дроби.

 

4. Применение конкурентной модели: долгосрочный результат изменения налогов, лицензионной оплаты. Эффективность совершенно- конкурентных рынков.

 

 

Детальное изучение современной экономики показывает множество различных рыночных ситуаций. На одном полюсе мы можем встретить единственного производителя, господствующего на рынке. На другом – обнаруживаем тысячи и тысячи фирм, каждая из которых поставляет незначительную часть рыночной продукции. Между этими крайностями располагается большое разнообразие рыночных структур.

Актуальность знания особенностей рыночных структур заключается в том, что на поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Принятие любого управленческого решения, его эффективность будет зависеть от знаний, умений, навыков менеджеров, адаптированных к тому или иному типу, структуре рынка.

Структура, тип рынка – это специфические черты рынка, к которым можно отнести: вид продукции, степень сходства либо различия товаров различных предприятий, число и размер фирм, наличие или отсутствие ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступность информации о ценах, нововведениях и т.д. Существуют различные критерии классификации рынков.

1. Так по виду товара различают:

1) рынок товаров и услуг; 2) рынок недвижимости; 3) рынок средств производства;4) рынок труда; 5) финансовый рынок или рынок капитала (рынок ссудного капитала); 6) рынок ценных бумаг (рынок кредитных ресурсов); 7) рынок ноу-хау и другой информации.

2. По территориальному признаку различают рынки:

1) местные; 2) национальные; 3) региональные; 4) мировой.

 

 

3. В зависимости от состояния конкурентной среды на рынках экономисты различают два типа рынка:

1) Рынок совершенной (чистой) конкуренции.

2) Рынок несовершенной конкуренции, включающий в себя следующие виды: чистую монополию; монополистическую конкуренцию и олигополию.

Кроме того,

Таким образом, мы рассмотрим четыре рыночные структуры (совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию), каждая из них отличается большим разнообразием черт, особенностей, которые и необходимо учитывать менеджерам в своей деятельности.

Дадим сначала лишь общую характеристику этим рыночным структурам. Сразу отметим, что среди них есть как идеальные (чистая конкуренция и чистая монополия), так и реальные типы рынков (монополистическая конкуренция и олигополия). С точки зрения экономической теории, каждая модель рынка выполняет свою познавательную роль, функцию.

Так, совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, как модели, призваны служить тем фоном, на котором наиболее отчетливо видны черты реальных рынков: монополистической конкуренции и олигополии.

Основные черты указанных типов рынков приведены в таблице 8. Эти четыре модели отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

Опираясь на таблицу 8, кратко охарактеризуем основные черты этих четырех моделей, учитывая, что более подробные разъяснения последуют в других вопросах темы.

В условиях чистой конкуренции существует большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или кукурузу, яблоки и т.п.). Новые фирмы могут легко войти в отрасль.

На другом полюсе – чистая монополия, под которой подразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги (например, местная электрическая компания). Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции.

Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (мебель, одежду, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое.

Наконец, олигополия отличается небольшим числом продавцов, и эта «немногочисленность» означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объема производства. Продукты могут быть стандартизированы (такие, как сталь или алюминий) или дифференцированы (автомобили, пишущие машинки и т.п.). Как правило, вступление в олигополистические отрасли – дело очень сложное.

 

Таблица 8.

Характерная черта МОДЕЛИ РЫНКА
Чистая конкуренция Монополистичес- кая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое Много Несколько Одна
Тип продукта Стандартизиро- ванный Дифференцирован- ный Стандартизированный и дифференцированный Уникальный: нет близких заменителей
Контроль за ценой   Отсутствует Некоторый, но в довольно узких рамках Ограниченный взаим- ной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значитель- ный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнительно легкие Наличие сущест- венных препят- ствий Блокировано
Неценовая конкуренция   Отсутствует Реклама, торговые марки и т.д. Типична, особенно при дифференциации товара Используется мало.
    Примеры   Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви Производство стали, автомобилей, бытовых электроприборов, инвентаря Местные предприятия общественного пользования: коммунальные, электрические



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.