Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортный комплекс России




 

Транспортный комплекс нашей страны является катализатором развития народного хозяйства (кровеносной системой экономики России). Он играет важнейшую роль в обеспечении международной торговли и интеграции России в мировую экономическую систему.

Потенциал России, как составной части мировой экономики и мировой транспортной системы, оценивается следующим образом: Россия занимает 1 место в мире по площади территории (17 млн.кв.км), 6 место по численности населения, 15 место по объему экспорта, в основном за счет экспорта сырьевых ресурсов, 22 место по объему импорта, основные составляющие которого – генеральные грузы (товары потребления), 171 место по плотности населения (в среднем 8,6 чел/кв.км). Россия лучше многих стран обеспечена запасами энергоносителей и других видов сырья. На РФ приходится 13% мировых разведанных запасов нефти, 36% природного газа, 12% угля, 15% мировой нефтедобычи и 31% мировой газодобычи. Россия составляет 3% населения планеты, но при этом располагает 35% мировых запасов энергоресурсов и 50% стратегического сырья. При суммарной оценке этих факторов каждый житель России оказывается богаче в 3-5 раз американца и в 10-15 раз европейца. Россия занимает важные позиции на мировом рынке природного газа, нефти, удобрений, лесоматериалов, алюминия, черных и редких металлов. Доля РФ в мировом экспорте природного газа составляет 50%, нефти – 10%, удобрений – 15%, алюминия – более 20%.

Особая роль транспортного комплекса в экономической жизни РФ определяется отдаленностью сырьевых источников от мест переработки и потребления материальных ресурсов, а для экспортируемых ресурсов – от портов и пограничных переходов.

РФ обладает развитой транспортной сетью, которая включает 170 тыс.км железных дорог, в том числе 87 тыс.км магистральных, 84 тыс.км внутренних водных судоходных путей (естественных), которые соединены 16 тыс.км каналов. Протяженность автодорог около 923 тыс.км, в том числе 748 тыс.км с твердым покрытием, кроме этого 450 тыс.км негосударственных дорог, принадлежащих различным компаниям, и 700 тыс.км грунтовых подъездных дорог. В расчете на численность населения плотность дорог с твердым покрытием составляет 5 тыс.км на 1 млн.чел., но при этом 37 тыс. населенных пунктов с населением 15 млн.чел. лишены дорог с твердым покрытием. Магистральных нефте- и продуктопроводов в России 100 тыс.км и более 210 тыс.км магистральных газопроводов. В транспортную сеть РФ входят 800 тыс.км воздушных авиалиний и множество морских трасс различной протяженности. Эксплуатируются 43 морских порта, более 2 тыс. речных причалов, 4 тыс. ж/д станций, 756 аэропортов. А для обеспечения потребностей экономики страны и решения социальных проблем протяженность автодорог должна составлять 2 млн.км, что означает недостаток более 1 млн.км дорог в России.

В общем грузообороте всех видов транспорта доля ж/д чуть ниже 40% (около38%), в пассажирообороте – 40%. В сфере грузовых перевозок наиболее ощутима конкуренция ж/д транспорта с автомобильным и водным видами транспорта в европейской части России, особенно при контейнерных перевозках скоропортящихся грузов, а также на параллельных направлениях с водным транспортом.

Решающим фактором поддержки экономики России является экспорт, в котором преобладают энергоносители, металлы, удобрения, лесоматериалы. За счет этих экспортных грузов Россия получает 3/4 всей экспортной выручки. В настоящее время 90% выплавляемого алюминия, 80% меди, 80% целлюлозы, 70% минеральных удобрений, 60% черных металлов, 20% угля идет на экспорт. У РФ 1 место по экспорту алюминия и 2 место по экспорту черных металлов.

На нашу страну приходится 50% экспорта природного газа, 25% алюминия, 20% никеля, 7% меди, 13% нефтепродуктов, 15% минеральных удобрений. Вместе с тем доля РФ во внешнеторговом обороте всех стран чуть более 1%. По объему внешнеторгового оборота Россия находится в первой двадцатке.

Геополитическое положение России между Европой и Азией – двумя крупнейшими центрами международного обмена – предопределяет важную роль транспортной системы России в мировой системе транспортных коммуникаций.

 

Международный транспортный коридор (МТК) – это международная линия, по которой выполняются экспортно-импортные и транзитные перевозки грузов, прежде всего в контейнерах и с максимально возможной скоростью, минимальным сроком доставки и максимальным упрощением пропуска грузов на пограничных переходах.

В транспортные коридоры включаются не только ж/д линии прямого международного сообщения, но и морские, речные и автомобильные потоки доставки грузов.

Географическое положение РФ способствует формированию на ее территории МТК, приносящих стабильные прибыли.

В 1994 году были сформированы Критские транспортные коридоры, ориентированные на все виды транспорта: ж/д, автомобильный, водный и воздушный.

Транспортные коммуникации, входящие в состав Критских МТК, ориентированы, прежде всего, на обеспечение внешнеэкономической связи России со странами Европы и лишь в малой степени на реализацию Евроазиатских связей. По территории РФ проходят три Критских МТК: №1, №2 и №9. Основа этих коридоров – ж/д линии, выходящие на Транссиб.

Российская часть МТК №1 (Хельсинки – Калининград) включает порт Калининград, ж/д и автомобильные подходы к нему от границ с Литвой и Польшей, а также аэропорт Калининград.

В состав российской части МТК №2 (Берлин – Москва – Нижний Новгород) входят ж/д и автомобильные магистрали от границ с Белоруссией до Нижнего Новгорода, аэропорты московского транспортного узла, аэропорт Нижнего Новгорода и терминальные комплексы в Смоленске, Вязьме, Москве и Московской области, Владимире и Нижнем Новгороде. По транспортным магистралям этого коридора осуществляется основная часть международных грузовых ж/д и автомобильных перевозок на направлении Запад – Восток.

Наибольшую протяженность на территории РФ имеет МТК №9 (Хельсинки – Санкт-Петербург). Он проходит от границ с Финляндией к Санкт-Петербургу и далее в направлении на Киев до границ с Украиной и Белоруссией. Одним из Российских участков коридора является направление Вильнюс – Калининград в пределах Калининградской области. Этот МТК включает в себя следующие участки ж/д и автодорог: Финская граница – Санкт-Петербург – Москва; Санкт-Петербург – граница с Белоруссией; Москва – Брянск – Украинская граница; граница с Литвой – Калининград; и обслуживает морские порты Санкт- Петербурга и Калининграда, а также Выборг и Высотск, плюс аэропорты Ленинградского и Московского транспортных узлов, терминальные комплексы в Санкт-Петербурге и Московском регионе.

По предложение РФ МТК №9 продолжен в направлениях: Москва – Ростов-на-Дону – Новороссийск и Москва – Астрахань. В МТК №9 включены объекты транспортной инфраструктуры этих направлений:

- Железные дороги. 1 участок: Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Новороссийск; и 2 участок: Москва – Волгоград – Астрахань.

- Магистральные автодороги: Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону и Москва – Волгоград – Астрахань.

- Внутренний судоходный путь по рекам Волга и Дон, Волго-Балтийскому и Волго-Донскому каналам и речные порты на этом пути.

- Морские порты на Азовском, Черноморском и Каспийском побережьях.

В общую схему МТК входят коридоры для транспортировки нефти и нефтепродуктов: Балтийская трубопроводная система и Каспийский трубопроводный консорциум.

Система МТК на территории России формируется в соответствии с географией, объемом и структурой существующих и перспективных МТК.

Система МТК на территории России помимо трех перечисленных коридоров включает: международные евроазиатские коридоры Север – Юг и Транссиб. Основное направление коридора Север – Юг: Финляндия – Санкт-Петербург – Москва – Астрахань – Каспийское море – Иран – страны Персидского залива – Пакистан – Индия. Идея его в том, чтобы доставлять грузы из региона Персидского залива, Индии в Иранские порты на Каспии, затем либо паромами с переходом на ж/д сеть России, либо судами река-море через внутренние водные пути на прямую потребителям Восточной и Центральной Европы и Скандинавии. В этот транспортный коридор входит достаточно мощная и разветвленная сеть российских транспортных коммуникаций, включающих ж/д, автодороги, внутренние судоходные пути, морские порты, а также транспортные сети Казахстана, Туркменистана, Ирана, Индии и других стран.

Маршрут перевозок международных транзитных грузов из стран бассейна Индийского океана и Персидского залива через Иран, Каспийское море и Россию в страны Северной и Восточной Европы в 3 раза короче, чем при перевозке этих грузов Южным морским путем через Суэцкий канал. Это создает благоприятные предпосылки для переключения на коридор Север – Юг части грузопотоков между указанными выше странами, а также грузов внешней торговли России с этими странами. 16 млн.тонн груза в год – возможный потенциал коридора Север – Юг.

Коридор Транссиб – это контейнерный мост от японских и корейских морских портов до пограничных переходов и портов северо-запада России. Это коридор должен взять на себя перевозку грузов в Японию и Корею с северо-восточного Китая в Финляндию, страны Восточной Европы и Скандинавию. Основное направление коридора: Берлин – Варшава – Минск – Екатеринбург – Владивосток – Находка. Основу коридора Транссиб на территории России составляют наиболее технически оснащенные ж/д линии, магистральные автодороги федерального и регионального значения, к которым примыкает разветвленная сеть внутренних глубоководных путей. Эти глубоководные пути связывают транссибирскую магистраль с Северным Морским Путем и обеспечивают транспортные подходы к важнейшим источникам природных ресурсов России, а также к регионам, по которым осуществляются перевозки российских внешнеторговых и международных транзитных грузов. В сочетании с разветвленной системой морских портов образуется мощная система национальных коммуникаций, обеспечивающая высокий уровень ее конкурентоспособности.

Базовым маршрутом коридора Транссиб является Транссибирская ж/д магистраль. Использование Транссиба для перевозки транзитных грузов обеспечивает существенное сокращение сроков их доставки в сообщениях стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и стран Европы. Это достигается за счет значительно меньшей протяженности маршрута по сравнению с Южным Морским Путем вокруг Евроазиатского континента. Сейчас к Транссибу тяготеют потоки транзитных контейнеров в объеме более 300 тыс. единиц в год.

Помимо этих основных международных направлений в систему МТК на территории РФ включен также Северный Морской Путь, имеющий значительный нереализованный потенциал в обеспечении российского севера и международного транзита.

В экономических интересах России МТК дополнены рядом направлений, расширяющих зоны действия коридоров:

1. Санкт-Петербург – Киров. Обеспечивает кратчайшую связь Транссибирской магистрали с морскими портами и пограничными переходами на северо-западе России.

2. Граница Украины (от Харькова) – Пенза – Самара – Курган. Обеспечивает связи Украины с Казахстаном и далее по Транссибу с Китаем, Монголией и другими странами.

3. Единая глубоководная система в европейской части России, включая Волго-Донской и Волго-Балтийский водные пути. Обеспечивает перевозки водным транспортом между Балтийским и Азовско-Черноморским бассейнами, а также Каспийским морем.

Приоритетными направлениями транспорта России являются:

- ж/д транспорт – развитие наиболее грузонапряженных участков сети путем электрификации и сооружения вторых путей; модернизация и строительство новых подходов к морским портам и припортовым станциям.

- трубопроводный транспорт – развитие трубопроводной транспортной инфраструктуры в северных и восточных регионах страны.

- морской транспорт – модернизация портов, наращивание мощностей для обеспечения экспорта наливных грузов, угля, удобрений, а также переработки контейнеров.

- автомобильный транспорт – строительство автодорог и завершение формирования единой федеральной автодорожной системы; модернизация и развитие подходов к крупным городам и сооружение их транзитных обходов; развитие автомагистралей для транзитных перевозок.

- внутренний водный транспорт – модернизация лимитирующих участков на основных внутренних водных путях, реконструкция гидросооружений для обеспечения безопасности эксплуатации внутренних водных путей.

- воздушный транспорт – оптимизация количества международных и узловых аэропортов, переход к единой системе опорных аэропортов, модернизация системы управлений воздушным движением в соответствии с международными требованиями.

В современных условиях ЕТС – это сочетание единого транспортного пространства, единого правового поля транспортной деятельности, эффективного государственного регулирования транспортной деятельности на рынке транспортных услуг и единого информационного пространства.

 

 

ЛЕКЦИЯ 2

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.