Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование социальных государственных внебюджетных фондов




Бюджетная система Российской Федерации включает в себя, как отмечалось ранее, бюджеты государственных внебюджетных фондов (с БК РФ). В Кодексе дано определение государствен­ного внебюджетного фонда как фонда денежных средств, образуе­мого вне федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и предназначенного для реализации конституционных прав граждан на: пенсионное обеспечение, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Создание подобных внебюджетных фондов денежных средств позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических целей и задач. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое определяет также и порядок их расходования. Средства этих фондов находятся в федеральной собственности. Одновременно средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Правовой основой формирования и использования внебюджетных фондов являются БК РФ и другие нормативные акты.

К государственным внебюджетным фондам Российской Федерации относятся:

— Пенсионный фонд Российской Федерации;

— Фонд социального страхования Российской Федерации;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Государственные внебюджетные фонды управляются органами государственной власти. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты названных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Аналогичный порядок составления, представления и утверждения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предусмотрен БК РФ.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

По окончании бюджетного года органом управления фонда составляется отчет о его исполнении, который представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Федерации на рассмот­рение и утверждение законодательному (представительному) орга­ну субъекта Федерации в форме закона субъекта Федерации.

Наиболее значимым и крупным является Пенсионный фонд РФ, правовой режим которого определен Федеральными законами от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обес­печении», от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию. Фонд и его территориальные органы представляют собой единую централизованную систему органов управления средствами обязатель­ного пенсионного страхования в РФ. Государство несет субсидиар­ную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицам.

Средства этого фонда направляются на выплату пенсий и некоторых видов пособий. Пенсионный фонд — это самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения, сред­ства которого не входят в состав федерального бюджета. В настоя­щий момент Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности.

Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне, в республиках, входящих в состав Федерации, краях, областях, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.

К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие:

— целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования;

— участие на долговременной основе в финансовых федеральной и региональных программах по социальной поддержке населения;

— расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и др.

К источникам образования Пенсионного фонда РФ относятся:

— страховые взносы: на обязательное пенсионное страхование в РФ; в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсион­ный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии; обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату нако­пительной части трудовой пенсии;

— средства федерального бюджета в виде субвенций и иных поступлений;

— суммы пеней, недоимок и иных финансовых санкций по взносам в Пенсионный фонд РФ;

— доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

— добровольные взносы;

— средства федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату пенсий и пособий;

— средства федерального бюджета, передаваемые Фонду в соответствии с законодательством РФ;

— иные неналоговые доходы;

— безвозмездные перечисления.

Средства Пенсионного фонда расходуются в соответствии с названными ранее целями на выплату пенсий и некоторых социаль­ных пособий, в том числе выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органам социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обес­печение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, а также на другие цели.

Непосредственное руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и исполнительная дирекция, которая с участием Министерства финансов РФ разрабатывает проект бюджета пенси­онного фонда, утверждаемый Правлением. Затем проект бюджета обсуждается и утверждается Государственной Думой.

В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, право­вой базой функционирования которых являются соответствующие Положения, утвержденные постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г., а также Уставом федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным поста­новлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г.

Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительст­вом РФ, а территориальные фонды — соответственно представительными и исполнительными органами власти республик в соста­ве РФ, автономной области, автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Средства, поступающие в данные фонды, являются собственностью государства и не включаются в состав бюджетов.

Основным источником образования федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются: бюджетные ассигнования, доходы от ис­пользования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса, добровольные взносы и иные поступле­ния.

Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого стра­ховыми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования, другие мероприятия. В 2005 г. структура расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования включала в себя: здравоохранение и физическую культуру; обязательное медицинское страхование; фи­нансирование целевых программ оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; расходы на вырав­нивание финансовых условий деятельности территориальных фон­дов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас; и иные расходы.

Особое место среди государственных внебюджетных фондов занимает Фонд социального страхования Российской Федерации, созданный в соответствии с постановлением Правительства РФ «О фонде социального страхования Российской Федерации» от 12 февраля 1994 г. с последующими изменениями и дополнения­ми, для финансирования расходов по социальному страхованию.

Источником образования фонда социального страхования являются: страховые взносы по установленным тарифам согласно закону на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний, доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады, ассигнования из федерального бюджета на по­крытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, по­страдавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиаци­онных аварий на других атомных объектах, добровольные взносы граждан и юридических лиц, прочие доходы.

Аккумулированные таким образом средства направляются на: выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет; оплату путевок для работников и их детей в санатор­но-курортные учреждения, а также на лечение, питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санатори­ев-профилакториев; частичную оплату путевок в детские загород­ные оздоровительные лагеря; частичное содержание детско-юно­шеских спортивных школ и иные цели социального страхования. Например, в 2004 г. средства Фонда направлялись на: государственные капитальные вложения на развитие центров реаби­литации Фонда социального страхования РФ; социальную полити­ку, социальную помощь, в том числе на выплату компенсаций и предоставление льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской и других радиационных аварий; пособия по временной нетрудоспособности по обязательно­му социальному страхованию, по беременности и родам, по уходу за ребенком, при рождении ребенка, другие социальные пособия; единовременные страховые выплаты для медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств Фонда; оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников, оздо­ровление детей, частичное содержание детско-юношеских спор­тивных школ и т. д.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено расходование средств Фонда как страховщика и на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Помимо названных социальных государственных внебюджетных фондов законодательством предусматривается возможность создания экономических государственных внебюджетных фондов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.