КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перевод из десятичной системы в двоичнуюПеревод из двоичной системы в десятичную Переводы целых чисел в позиционных системах Вопросы для проверки знаний. 1.Что называют системой счисления и в чем особенности позиционных систем? 2.Что называют основанием позиционной системы счисления? 3.Что называют алфавитом системы счисления и какой алфавит используют в позиционных системах с постоянными основаниями? 4.Что такое “развернутой формой представления целых чисел” в позиционной системе с постоянным основанием, равным р? 5. Какие позиционные системы с постоянными основаниями являются наиболее распространенными?
Двоичную запись числа представляют в развернутой форме как сумму степеней числа 2, переводя затем степени в десятичную систему. Показатель степени числа 2 равен номеру рассматриваемого разряда. Пример 1. Перевести в десятичную систему число 10010012. Решение. Последовательно записываем разложение числа по степеням основания 2, выражаем полученные степени в десятичной системе и суммируем: 10010012=1×26+1×23+1×20=6410+810+110=7310. Проще всего разложить десятичное число по степеням 2 последовательным многократным делением его на 2. При этом остатки от деления на каждом шаге и самое последнее частное образуют обратную двоичную запись числа. Пример 2. Перевести в двоичную систему число 2910. Решение. Последовательно делим число и получающиеся частные на 2, выделяя подчеркиванием остатки от деления на каждом шаге и самое последнее частное: 29 ½ 2 28 ½ 14 ½ 2 1 14 ½ 7 ½ 2 0 6 ½ 3 ½ 2 1 2 ½ 1 1 Двоичную запись числа получим, располагая подчеркнутые числа в обратном порядке: 2910=111012. 2.1.3. Перевод чисел из систем с основаниями р= 4, р= 8, р= 16 в десятичную систему Для компактной записи двоичной информации удобно использовать числа в системах счисления с основаниями, являющимися степенями 2: р= 4 = 22, р= 8 = 23, р= 16 = 24. Поскольку в шестнадцатеричной системе счисления в каждом разряде могут стоять величины, соответствующие значениям от 0 до р -1 = 15, то для обозначения величин, превышающих 9, в алфавите системы по общему правилу используют латинские буквы (большие и малые): 1010=А16, 1110=В16, 1210=С16, 1310=D16, 1410=E16, 1510=F16. Перевод чисел из рассмотренных систем счисления производится, как и для двоичной системы, с использованием развернутой формы представления числа по степеням числа р. Пример 3. Перевести в десятичную систему число, представленное в шестнадцатеричной системе как 8DВ416. Решение. Последовательно записываем развернутую форму представления числа по степеням основания 16, выражаем полученные степени в десятичной системе и суммируем: 8DВ416 = 8×163+D×162+11×161+4×160 = 8×4096+13×256+11×16+4 = 3276810+ 332810+ 17610+410=3627610. Пример 4. Перевести в десятичную систему число, представленное в четверичной системе как 203134. Решение. Используем развернутую форму представления числа по степеням основания 4, выражаем их в десятичной системе и суммируем: 203134=2×44+3×42+1×41+3×40=2×256+3×16+1×4+3×1=51210+4810+410+310=56710. 2.1.4. Перевод чисел из десятичной системы в системы с основаниями p= 4, p= 8, p= 16 Производится аналогично двоичной системе путем последовательного деления десятичной записи числа на p и записи в обратном порядке всех остатков от деления на каждом шаге и самого последнего частного. Пример 5. Перевести в 16-ричную систему число 153210. Решение. Последовательно делим число и его частные на 16, выделяя остатки от деления и самое последнее частное: _ 1532 ½16 1520 ½95 ½16 1280 ½ 5 15 Шестнадцатеричную запись числа получаем, переводя все подчеркнутые числа в 16-ричную систему (1210=С16, 1510=F16) и располагая их в обратном порядке: 153210=5FС16. Переходы между системами с основаниями вида р= 2 s, являющимися степенями 2, проще выполнять через двоичную систему. 2.1.5. Перевод целого числа из системы с основанием p= 2 s в двоичную Все цифры (в том числе и 0), стоящие в разрядах числа, заменяют их двоичными записями длины s. Если в самых старших разрядах двоичной записи (слева) оказались стоящие подряд нули, их можно отбросить, как незначащие. Пример 6. Перевести в двоичную систему число, представленное в восьмеричной системе: 31078. Решение. Так как 8=23, то s =3. Представляя по очереди цифры в разрядах числа их двоичными записями длины s =3, получим: 38=0112, 18=0012, 08=0002, 78=1112. Соединяя полученные двоичные выражения и отбрасывая незначащий нуль в первой записи (для цифры 3), получим искомый ответ: 31078=110010001112. Пример 7. Перевести в двоичную систему число, представленное в шестнадцатеричной системе как 2А0D16. Решение. 16=24, s =4. Все цифры в разрядах числа поочередно заменяем их двоичными записями длины s=4: 216=00102, А16= 10102, 016=00002, D16=11012. Соединяя найденные двоичные выражения и отбрасывая незначащие нули в первой записи, получим: 2А0D16=101010000011012. 2.1.6. Прямой перевод целого числа из двоичной системы в систему с основанием р= 2 s Все разряды двоичной записи числа, начиная с младших (стоящих справа), разбивают на группы длины s. Если последняя группа получилась длины, меньшей s, ее спереди дополняют незначащими нулями. Затем двоичные числа в полученных группах заменяют цифрами в системе с основанием р= 2 s и объединяют в одну запись, которая и является искомым выражением. Пример 8. Перевести в шестнадцатеричную систему двоичное число 10110100112. Решение. 16=24, s =4. Разбиение на группы длины s =4 с дополнением первой группы из двух цифр двумя незначащими нулями дает следующие двоичные числа: 0010, 1101, 0011. Заменяя их числами в шестнадцатеричной системе (00102=216, 11012=D16, 00112= 316) и записывая слитно, получаем искомую запись числа: 2D316. Пример 9. Перевести в четверичную систему двоичное число 111011110002. Решение. 4=22, s =2. Разбиение на группы длины s =2 с дополнением первой группы одним незначащим нулем дает следующие двоичные числа: 01, 11, 01, 11, 10, 00. Заменяя их числами в четверичной системе (012=14, 112=34, 012=14, 112=34, 102=24, 002=04) и записывая слитно, получаем искомую четверичную запись числа: 111011110002=1313204. 2.1.7. Перевод целых чисел из системы с основанием р= 2 s в систему с другим основанием, равным степени 2 В общем случае можно производить через двоичную систему. Для упрощенного перевода из шестнадцатеричной системы в четверичную можно использовать зависимость 42=16 и переводить непосредственно пары цифр четверичной записи, отсчитываемые от младших разрядов (справа налево) в шестнадцатеричные цифры и обратно. Пример 10. Перевести в восьмеричную систему шестнадцатеричное число C7А016. Решение. В исходной системе 16=24, s =4, поэтому каждый знак в разряде заменяем двоичным числом длины 4: (C16=11002, 716=01112, А16=10102, 016=00002). Соединяя полученные записи, получаем двоичную запись числа 11000111101000002. В итоговой системе 8=23, s =3, поэтому двоичную запись, начиная с младших разрядов, делим на группы длины 3 и записываем их в восьмеричной системе. Получим: 12=18, 1002=48, 0112=38, 1102=68, 1002=48, 0002=08. Записывая полученные восьмеричные числа слитно, получим искомую запись числа в восьмеричной системе: C7А016=1436408.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |