Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Тема: Методы воспитания




1. Методы и приёмы воспитания.

2. Выбор методов воспитания.

3. Различные классификации методов воспитания.

 

1. Метод воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать, что методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Процесс перевода воспитанника с более низкого уровня на более высокий называется процессом воспитания. Практика воспитания использует, прежде всего, те пути, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути называют общими методами воспитания. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания – вершина педагогической профессии. Задача совершенствования методов решается путём разработки частных изменений, дополнений, соответствующих конкретным условиям воспитательного процесса. Такие частные совершенствования методов называются приёмами воспитания. Приём – это часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение. Знание методов и приёмов воспитания, умение правильно их применять – одна из важнейших характеристик уровня педагогического мастерства. Совокупность приёмов есть средство воспитания (труд – средство; показ, оценка труда – приём).

 

2. На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший – оптимальный. Выбор метода – это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели. При выборе методов должны быть учтены следующие причины.

 

1. Цели и задачи воспитания. Какова цель, такими должны быть и методы её достижения.

2. Содержание воспитания.

3. Возрастные особенности воспитанников.

4. Уровень сформированности коллектива.

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.

6. Условия воспитания.

7. Средства воспитания.

8. Уровень педагогической квалификации.

9. Время воспитания.

10.Ожидаемые последствия.

 

3. Классификация методов – это упорядоченная по определённому признаку система методов. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций. Любая классификация начинается с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Таких признаков много.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г.И. Щукиной). В соответствии с этой характеристикой выделяется 3 группы методов воспитания:

1. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации).

2. Методы формирования сознания личности – убеждение (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример).

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание).

 

Общие методы воспитания

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.