Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 11. Тема: Технология воспитания. Воспитательные дела

1. Искусство и технология воспитания.

2. Воспитательные дела.

3.Структура воспитательного дела.

 

1. На практике теория осуществляется с помощью технологии («техне» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука). Все современные производства основываются на технологиях. Современная педагогическая теория признаёт целесообразность и рационализм, не соглашаясь с механическим переносом производственной технологии в школу.

Признаки педагогической технологии:

* Процесс воспитания имеет целостный характер, его трудно разорвать на отдельные операции; воспитательные воздействия осуществляются комплексно.

* Личность создаёт личность, поэтому воспитатель поставлен перед необходимостью вести технологический процесс от начала до конца.

* За технологией в области воспитания остаются общие для всех воспитателей этапы на пути формирования личности. Основной элемент технологии – звенья сохраняется, приобретая специфический воспитательный характер.

Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход.

Комплексность означает единство целей, задач, содержания, форм, методов воспитательного воздействия.

Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования:

1. Воздействуют на воспитанников по трём направлениям – сознание, чувства и поведение.

2. Положительный результат достигается при органическом слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности.

3. Единство и координация усилий всех социальных институтов и объединений, имеющих отношение к воспитанию (СМИ, литература, искусство, семья, школа и др.).

4. Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Они должны иметь комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания.

5. Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им, который будет успешным, если будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и их взаимосвязи:

а) сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или противодействовать ему;

б) условия жизни (традиции, обычаи, нравы, национальные особенности);

в) СМИ;

г) уровень развития и условия жизни коллектива (общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат);

д) нормы взаимоотношений, положение школьника в системе коллективных отношений;

е) индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

 

2. Воспитательное дело – это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Его главные отличительные особенности – необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.

Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными воспитательными делами (КВД) или коллективными творческими делами (КТД). Коллективные творческие дела – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью и в то же время основное воспитательное средство. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками.

В любом воспитательном деле выделяются следующие этапы:

 

1) этап целеполагания (анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей).

Источниками целеполагания и проектирования ВД выступают:

а) социальная ситуация периода, в котором осуществляется ВД. Эта ситуация обусловливается общественными событиями в стране и мире, государственными праздниками и юбилейными датами, а также событиями местной жизни;

б) диагноз сформированности необходимых качеств личности;

в) общая направленность работы учебно-воспитательного заведения на определённый период.

Взятые в единстве, эти источники наполняют воспитательные дела жизненной силой, безошибочно определяют их актуальность и направленность.

Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравственного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания (умственным, трудовым, физическим).

Задача педагога на данном этапе – учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, затем провести педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которые предусматриваются в будущем воспитательном деле. Внимание уделяется и анализу недостатков, выявленных практикой воспитательной работы в прошлом. После обработки поступившей информации формулируется цель воспитательного дела по алгоритму: состояние коллектива и отдельных личностей – возможности педагога и школьников – определение цели и конкретных задач.

 

2) этап планирования ВД отделяется от предыдущего только теоретически, практически это единый неразрывный процесс. Задача данного этапа – определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав, что и как должно быть сделано. Функция педагога состоит в организации работы воспитанников.

Сложные общешкольные дела, охватывающие множество участников, рекомендуется планировать методом сетевого графика. На нём в наглядной и удобной для восприятия форме изображаются цели, задачи, пути («маршруты») их достижения, распределяются участники, намечаются формы и методы работы, промежуточные этапы («станции»), даётся другая информация, необходимая для понимания идеи. Сетевые графики вывешиваются на видных местах, флажками отмечаются пройденные участки.

 

3) этап организации и подготовки воспитывает важные качества личности: целеустремлённость, ответственность, умение доводить начатую работу до конца, дисциплинированность, исполнительность. Участие в организации общего дела – мощное средство сплочения коллектива. Для многих школьников это проверка своих качеств, связанных с выбором профессии, а также возможность развития организаторских умений и навыков. Среди рекомендаций на данный этап следующие:

а) чётко определить права и обязанности каждого, принимающего участие в организации дела, наметить «линии власти»;

б) каждому участнику отвести одну функцию, наиболее соответствующую его возможностям и желаниям, не навязывайте поручения;

в) придерживаться правила от лёгкого к трудному, поддерживайте уверенность в успехе.

 

4) этап непосредственного осуществления дела требует от педагога управляющей деятельности:наблюдать за осуществлением намеченной программы ВД, корректируя его ход на основе подготовленного сценария

 

5) завершающий этап заключается в подведении итогов. Это может быть коллективное обсуждение или индивидуальный педагогический анализ. Ставится цель вскрыть причины успехов и неудач.

 

3.Структура воспитательного дела.

В структуру воспитательного дела входят следующие основные элементы:

 

· Тема. Возрас детей, которые будут учавствовать в воспитательном деле.

· Цель и задачи.

· Ресурсы.

· Методы воспитания, которые будут использованы в процессе осуществления воспитательного дела.

· Ход воспитательного дела.

· Анализ результатов.

 

Практическое задание:

Составить воспитательное дело, соответственно приведенной в лекции структуре и требованиям.

 

Лекция 12. Тема: Внеклассная воспитательная работа в школе.

1. Задачи и основные принципы организации внеклассной и внешкольной работы.

2. Формы и методы организации внеклассных занятий.

3. Организация воспитательной работы внешкольных учреждений.

1. Неотъемлемым компонентом системы образования является систематическая внеклассная и внешкольная воспитательная работа с учащимися.

Внеклассной работой называют специально организуемые внеучебные занятия, способствующие углублению знаний, развитию умений и навыков, способностей и обеспечению разумного отдыха учащихся.

Помимо внеклассной проводится разнообразная внешкольная воспитательная работа с учащимися, организуемая различными внешкольными учреждениями – Дворцами школьников, Домами культуры, библиотеками.

Её осуществляют специально подготовленные руководители кружков и секций. Цель внеклассной и внешкольной работы – развитие разносторонних интересов и способностей, профессионального самоопределения, привитие учащимся навыков трудовой и общественной деятельности, воспитание самостоятельности и ответственности, интереса к науке, технике, литературе, укрепление здоровья. Для целенаправленного обучения детей различным видам искусства создаются художественные, музыкальные, хореографические и другие школы.

В основе внеклассной и внешкольной воспитательной работы лежит комплекс принципов, разработанных педагогикой.

1. Добровольность внеклассной работы обеспечивается самостоятельным выбором учащимися интересующих их занятий; следует не перегружать внеклассной работой, рекомендуются не более 2-х кружков и секций.

2. Общественная направленность предполагает общественно значимый характер содержания работы, связанный с последними достижениями в различных областях.

3. Использование игровых форм деятельности, занимательности, эмоциональных ситуаций. Следует шире использовать познавательные игры, занимательные опыты, компьютерные программы.

4. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей предполагает соответствие и посильность заданий возможностям каждого ребёнка, их усложнение и изменение с возрастом детей.

5. Взаимодействие различных видов и форм внеклассной и внешкольной работы благотворно скажется на повышении научно-практической направленности занятий и укреплении связи со школьными предметами.

6. Развитие изобретательства, технического и художественного творчества. В ходе занятий должны ставиться задания поискового, изобретательского характера с созданием новых приборов и установок.

 

2. В общеобразовательных школах в тесной связи с учебно-воспитательным процессом, при активном участии детских организаций, общественности, родителей во внеурочное время проводится внеклассная работа, факультативные занятия по углублённому изучению отдельных предметов, кружки, секции, коллективы художественной самодеятельности, клубы.

Наиболее распространёнными формами и методами внеклассной работы в школе являются:

* кружковая работа может проводиться по всем учебным предметам, а также по различным направлениям спортивной, художественной, работы и технического творчества. Профиль кружка может носить профориентационный характер и содействовать получению определённых профессиональных умений и навыков. Их содержание планируется с учётом примерных программ, содержащих пояснительную записку, тематику теоретических и практических занятий, методические указания, перечень литературы, рекомендации по оборудованию материальной базы.

Общие занятия кружка проводятся еженедельно или 2 раза в месяц.

Основные методы, используемые в процессе занятий, это рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация, практическая работа по изготовлению приборов и наглядных пособий, познавательные игры, дискуссии и другие.

Наряду с кружковой работой в условиях школы широко применяются массовые формы внеклассных занятий. К ним относятся: предметные вечера и недели, олимпиады, конкурсы, смотры, выставки, выпуск стенгазет, диспуты, соревнования, слёты…

* предметные вечера являются весьма распространённой формой внеклассной работы. Их тематика разнообразна и зависит от интересов школьников, и посвящаются они выдающимся людям, литературе, искусству.

Учащиеся готовят сообщения с целью вовлечь собравшихся в активную беседу, по возможности проводится демонстрация наглядных пособий, диафильмов, слайдов.

* предметные недели проводятся с целью вызвать заинтересованность к отдельной области науки. В это время внимание учащихся приковывается к определённым учебным предметам проведением предметных вечеров, выставок, выпуском стенгазет, демонстрацией фильмов, организацией встреч с интересными людьми.

* предметные олимпиады бывают очные, заочные и комбинированные. Их программа включает решение задач, выполнение практических заданий по языкам, написание сочинений. По ходу олимпиады оформляется стенгазета с заданиями и информацией об участниках и победителях.

* конкурсы чаще посвящаются изготовлению приборов юными техниками и показу своего мастерства, декламированию произведений.

* индивидуальная внеклассная работа проводится с учётом конкретных интересов учащихся и включает задания по изготовлению приборов и наглядных пособий, изучению научно-популярной литературы, обучению игре на музыкальных инструментах, развитию индивидуального спортивного мастерства. Главная цель данной работы – выявление творческих способностей учащихся, их развитие с учётом индивидуальных задатков и особенностей личности. Активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся способствуют помощь учителя, оценка успехов, организация смотров, конкурсов, выставок работ. Индивидуальная внеклассная работа должна перерастать в самовоспитание учеников, намечать перспективы самостоятельной работы по развитию способностей.

 

3. К внешкольным учреждениям относятся Дома школьников, станции юных техников, натуралистов, туристов, детские парки и лагеря, спортивные, музыкальные, художественные школы, детские театры, клубы а так же сейчас стала появляться новая форма внешкольных организаций – молодежные центры, реабилитационные центры, которые создаются усилиями общественных организаций. Важнейшая их задача – помощь школе в организации внеклассной воспитательной работы с детьми.

Требованиями к деятельности внешкольных учреждений являются:

- постоянная связь внешкольных учреждений с воспитательной деятельностью школы;

- согласованность действий с семьёй, детскими организациями;

- массовый охват детей при соблюдении добровольности;

- свободный выбор детьми характера творческой деятельности;

- сочетание массовой, групповой и индивидуальной форм работы;

- сочетание методов просвещения, организации деятельности, стимулирования и контроля за эффективностью воспитания детей.

Во внешкольной воспитательной работе применяются:

· массовые формы работы в Домах школьников, станциях юных натуралистов, техников. Это могут быть лекции о достижениях в науке, технике, искусстве и литературе; встречи с интересными людьми, коллективный просмотр кинофильмов, проведение выставок, олимпиад, смотров, конкурсов.

· групповые формы охватывают кружки, секции, клубы, студии.

· индивидуальные формы воспитательной деятельности включают выполнение учащимися творческих индивидуальных заданий, занятия по обучению игре на музыкальных инструментах, изобразительную деятельность в художественных студиях, спортивных школах, работу с компьютером.

К основным методам воспитательной работы во внешкольных учреждениях относятся:

а) метод информирования – лекции, рассказы, диспуты, беседы;

б) метод наглядных демонстраций и иллюстраций – показ плакатов, наглядных пособий, диафильмов, слайдов, картин, схем, чертежей;

в) метод практической деятельности – выполнение трудовых заданий, изготовление приборов, моделей, технических устройств, тренинги;

г) метод стимулирования творческой деятельности – поощрение, создание ситуации успеха, порицание недостатков;

д) метод контроля за эффективностью воспитания детей – наблюдения, беседы, анкетирование, сочинения по итогам деятельности в кружке.

е) активные методы – мозговой штурм, работа в группах, ситуативный анализ и т.д.

Задача воспитателей и руководителей состоит в том, чтобы разнообразить методы воспитательной работы, выбирать те средства и формы, которые позволят кратчайшим путём сформировать необходимые знания, умения и навыки. Постоянный анализ результативности занятий помогает подтянуть слабые звенья при опоре на сильные. Сравнительная оценка возможностей тех или иных методов по решению определённой задачи обусловливает выбор наиболее эффективных в данной ситуации.

 

 

Практическое задание:

1. Охарактеризовать структуру и деятельность одного внешкольного воспитательного учреждения (место расположения, кол-во сотрудников, кол-во воспитанников, основное направление деятельности).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы стимулирования | История зарождения бухгалтерского учета. Принципы бухгалтерского учета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 7447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.