Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Инвентаризация имуществ и обязательств

Классификация хозяйственных средств по источникам образования

Классификация хозяйственных средств по составу и размещению

Объекты и основные задачи бухгалтерского учета. Методы ведения бухгалтерского учета, их характеристика.

Бухгалте́рия — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации

· выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации

· контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций

· контроль целесообразности хозяйственных операций

· контроль наличия и движения имущества и обязательств

· контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов

· контроль соответствия деятельности утвержденным нормам, нормативам и сметам

Внутренние пользователи бухгалтерской отчётности — руководители, учредители, участники и собственники имущества организации.

Внешние пользователи бухгалтерской отчётности — инвесторы, кредиторы, государство.

Бухгалтерский учёт тесно связан с налоговым и управленческим учётом

 

 

Для осуществления хозяйственной деятельности организации необходимы средства (имущество), которые подразделяют на внеоборотные и оборотные активы.

Внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, капитальные вложения) включают виды средств, имеющих длительный период оборачиваемости. Они составляют основу производственной базы организации.

Основные средства – часть имущества предприятия, использующаяся в процессе производства, управления или для сдачи в пользование, сроком использования более 12 месяцев, переносящая свою стоимость на себестоимость готовой продукции по частям, по мере износа. Процесс переноса стоимости средств труда на себестоимость продукции (работ, услуг) по частям называют амортизацией. К таким объектам относят здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, вычислительную технику, производственный и хозяйственный инвентарь, земельные участки и объекты природопользования и т.п.

Нематериальные активы – объекты, не имеющие материально-вещественной структуры, которые используются более одного года и способны приносить доход. К нематериальным активам относят исключительные права на объекты интеллектуальной (права на изобретения, полезные модели, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных и т.п.), средства индивидуализации юридического лица (права на товарные знаки и знаки обслуживания, наименования места происхождения товара). Их стоимость также по частям переносится на себестоимость продукции через амортизационные начисления.

Капитальные вложения – вложение средств в создание (строительство) и приобретение объектов внеоборотных активов до момента ввода их в эксплуатацию.

Прочие внеоборотные активы – включают иные объекты длительного пользования (например, расходы на научно-исследовательские и конструкторские разработки, долгосрочные финансовые вложения и др.).

Оборотные активы включают запасы и затраты, отвлеченные из оборота средства и деньги. Период их оборота не превышает 12 месяцев.

Материалы – часть имущества, которая используется в качестве предметов труда, целиком включается в себестоимость продукции и составляет материальную основу готовой продукции. В зависимости от технологического процесса материалы могут быть основными и вспомогательными, комплектующими изделиями и деталями. В зависимости от назначения материалы различаются на горюче-смазочные, строительные, запасные части, тарные материалы и т.п.

Незавершенное производство – продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки. Незавершенное производство – это уже не материалы, но еще и не готовая продукция.

Готовая продукция – изделия, соответствующие стандартам качества, предназначенные для продажи.

Товары – ценности, приобретенные с целью дальнейшей перепродажи.

Дебиторская задолженность – права требования или долги других организаций и лиц конкретному предприятию.

Финансовые вложения – инвестиции в ценные бумаги, банковские вклады, займы и др. с целью получения дополнительного дохода.

Денежные средства – остатки наличных денег в кассе и безналичных денег на счетах в банках.

Все средства образованы за счет каких-либо источников. Классификация имущества по источникам образования показывает, откуда (от кого) получены средства. Источники образования подразделяют на собственные и заемные.

Собственный капитал представляет собой совокупность уставного, резервного, добавочного капитала и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Уставный капитал – сумма вкладов учредителей в денежном выражении, зарегистрированная в уставе в момент образования юридического лица.

Резервный капитал – суммы средств, образованные за счет прибыли для покрытия чрезвычайных расходов. Это «страховой фонд» организации, который создается в соответствии с решением учредителей.

Добавочный капитал – прирост имущества при переоценке, эмиссионный доход и др. Добавочный капитал дополняет уставный, но не зарегистрирован в уставе и учредительных документах.

Прибыль – это разница между доходами и расходами, полученными при продаже продукции (работ, услуг) и иного имущества (основных средств, материалов и др.), а также превышение прочих доходов над соответствующими расходами за отчетный период. Убыток (превышение расходов над доходами) – величина, уменьшающая собственные источники образования средств.

Заемный капитал – это обязательства организации, погашение которых приведет к уменьшению имущества (кредиты и займы, кредиторская задолженность).

Кредиты банка – денежные средства, полученные от кредитных организаций (банков) на определенный срок на условиях платности, возвратности, обеспеченности.

Займы – денежные средства или вещи, определенные родовыми признаками, полученные от юридических и физических лиц на возвратной основе.

Кредиторская задолженность – обязательства (долги) конкретного предприятия перед другими организациями и лицами, например поставщиками, страховыми организациями, бюджетом и внебюджетными фондами и т.п.

Любое предприятие имеет столько средств, сколько источников их образования, так как это классификация одного и того же имущества, но по разным основаниям (признакам). Например, вид имущества – токарный станок, источник его образования – кредит банка и т.п.

 

7. Бухгалтерский баланс. Его содержание, структура и назначение.

 

В соответствии с данным ПБУ в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны отражаться в зависимости от срока обращения как кратко- и долгосрочные. Краткосрочными являются активы и обязательства, если срок обращения (погашения) по ним составляет не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

В соответствии с ПБУ 4/99 активы должны быть сгруппированы в балансе в два раздела:

внеоборотные активы;

оборотные активы.

По каждому из этих разделов выделены группы статей и отдельные статьи актива.

По внеоборотным активам выделены следующие группы статей и статьи баланса:

1. Нематериальные активы:

права на объекты интеллектуальной собственности;

патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы;

организационные расходы;

деловая репутация организации;

2. Основные средства:

земельные участки и объекты природопользования;

здания, машины, оборудование и другие основные средства;

незавершенное строительство;

3. Доходные вложения в материальные ценности:

имущество для передачи в лизинг;

имущество, предоставляемое по договору проката;

4. Финансовые вложения:

инвестиции:

в дочерние общества;

в зависимые общества;

в другие организации;

займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев;

прочие финансовые вложения.

В разделе оборотные активы выделены следующие группы статей и статей баланса:

запасы (сырье, материалы и другие аналогичные ценности, затраты в незавершенное производство, готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные, расходы будущих периодов);

налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям;

дебиторская задолженность (покупатели и заказчики, векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, участников по вкладам в уставный капитал, авансы выданные, прочие дебиторы);

финансовые вложения (займы, предоставленные организациям на срок до 12 месяцев; собственные акции, выкупленные у акционеров; прочие финансовые вложения);

денежные средства (расчетные счета, валютные счета, прочие денежные средства).

В пассиве баланса обязательства организации сгруппированы в три раздела:

1) капитал и резервы;

2) долгосрочные обязательства;

3) краткосрочные обязательства.

По разделу капитал и резервы выделены следующие группы статей и статьи баланса:

уставный капитал;

добавочный капитал;

резервный капитал (резервы, образованные в соответствии с законодательством и в соответствии с учредительными документами);

нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

По разделу долгосрочные обязательства выделены:

заемные средства (кредиты и займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты);

прочие обязательства.

В составе раздела краткосрочные обязательства выделены следующие группы статей и статьи баланса:

заемные средства (кредиты и займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты);

кредиторская задолженность (поставщикам и подрядчикам, перед дочерними и зависимыми обществами, персоналом организации, бюджетом и государственными внебюджетными фондами, участникам (учредителям) по выплате доходов, векселя к уплате, авансы полученные, прочие кредиторы);

доходы будущих периодов;

резервы предстоящих расходов и платежей.

При обобщении содержания актива и пассива отчетного баланса можно сделать следующие выводы. В активе баланса отражено имущество организации и ее овеществленные и неовеществленные права. Овеществленные права связаны с владением ценными бумагами (акциями, облигациями и др.), а неовеществленные - с долговыми требованиями в виде дебиторской задолженности, исключительными правами (патент, право на фирменный знак и др.), с правами, возникающими из незаконченных хозяйственных операций. В активе имущество организации отражено в порядке возрастающей ликвидности.

В пассиве баланса размещены обязательства организации перед собственником (собственный капитал) и перед третьими лицами (долго- и краткосрочные).

Сопоставление стоимости имущества организации и ее прав с ее обязательствами позволяет определить финансовый результат деятельности организации.

 

  1. Понятия, виды и сроки проведения инвентаризации.
  2. Этапы и отражение результатов в бухгалтерском учете

 

1. Инвентаризация: понятие, функции и цели

 

Методологическую базу проведения инвентаризации составляют следующие нормативные документы:

1. Федеральный закон от 21 ноября 1996г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями от 23 июля 1998 г. N 123-ФЗ);

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н;

3. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению";

4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49;

5. Постановление Госкомстата России "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" от 18 августа 1998 г. N 88;

6. Постановление Госкомстата России "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией" от 27 марта 2000 г. N 26 (вводится в действие с 1 января 2001 г.).

 

Инвентаризация - это проверка фактического наличия и состояния имущества организации, ее финансовых обязательств на определенную дату и последующее сопоставление полученных данных с данными бухгалтерского учета.

Имущество организации включает ее основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовую продукцию, товары, прочие запасы, денежные средства и иные финансовые активы; финансовые обязательства включают кредиторскую задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Кроме того, инвентаризации подлежит имущество, не принадлежащее организации, но числящееся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах (находящееся на ответственном хранении, арендованное, полученное для переработки и т. п.), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации.

 

Инвентаризация выполняет две основные функции:

- Учетная функция проявляется в том, что инвентаризация является элементом метода бухгалтерского учета. При проведении инвентаризации можно в натуральном измерителе сравнить правильность ведения документации всех хозяйственных операций.

- Контрольная функция инвентаризации заключается в том, что она является методом фактического контроля за деятельностью материально-ответственного лица, и ее проведение необходимо для проверки сохранности товарно-материальных ценностей, качественного состояния сырья, материалов, готовой продукции, правильного ведения складского хозяйства и текущего учета. В ходе ее проведения выявляются изменения в составе средств, которые получают затем отражение в записях бухгалтерского учета. Качественное проведение инвентаризации оказывает предупредительное воздействие на лиц, склонных к нарушению и запутыванию учета, а также совершающих подготовительные действия для последующего расхищения или растраты материальных ценностей.

Основными целями инвентаризации являются:

- выявление в натуре фактического наличия имущества;

- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

- проверка полноты отражения в учете обязательств;

- проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния.

Примечание: В Законе о бухгалтерском учете подчеркивается необходимость подтверждения правильности и достоверности оценки имущества и обязательств, а не возможность для руководителя организации устанавливать по результатам инвентаризации оценку учитываемого объекта, которую он считает правильной и достоверной.

 

- проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств;

- определение виновных лиц в случае обнаружения недостач, излишков, порчи материальных ресурсов.

 

 

2. Виды инвентаризации

 

По характеру проведения различают плановые и внеплановые инвентаризации.

Плановые инвентаризации - это инвентаризации проводимые на предприятии в определенные сроки в течение года по плану-графику, утвержденному руководителем организации.

Примечание: Графики проведения инвентаризаций хранятся как документы, неподлежащие оглашению, и составляют служебную тайну, так как осведомленность материально-ответственных лиц о дате проведения инвентаризации может значительно снизить эффективность либо привести к ее полной безрезультативности (при наличии сведений о возможных злоупотреблениях).

 

Внеплановая инвентаризация - это инвентаризации, проводимые вне графика, по распоряжению руководителя организации или вышестоящих организаций, следственных, правоохранительных и других контрольных органов..

 

В зависимости от объема охватываемых проверкой видов ценностей различают полные и неполные (частичные) инвентаризации.

Полная инвентаризация - это инвентаризация, предполагающая охват всех видов хозяйственных средств организации и их источников.

Цель полной инвентаризации обеспечить реальность бухгалтерского баланса на конец года и тем самым реальность показанных в них финансовых результатов.

Неполная (частичная) инвентаризация - это инвентаризация, предполагающая охват отдельных видов хозяйственных средств организации и их источников (например, инвентаризация денежных средств в кассе и т.д.).

 

По виду охватываемых средств различают:

- Инвентаризацию основных средств

- Инвентаризацию нематериальных активов

- Инвентаризацию финансовых вложений

- Инвентаризацию товарно-материальных ценностей

- Инвентаризацию денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности

- Инвентаризацию расчетов и т.п.

 

3. Случаи обязательного проведения инвентаризации

 

Согласно пункту 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года, т.е. если после 1 октября отчетного года проводилась инвентаризация какого-либо имущества, это имущество не включается в перечень имущества, проверяемого при инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, и для составления годовой отчетности используются результаты уже проведенной инвентаризации этого имущества.).

Примечание: Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

 

- при смене материально ответственных лиц;

Примечание: При смене материально ответственного лица инвентаризация, как правило, проводится по имуществу, закрепленному за данным лицом.

 

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1.6 Методических указаний по инвентаризации при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации обязательна также в следующих случаях:

- при смене руководителя коллектива (бригадира)

- при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов

- по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Примечание: В соответствии со ст. 245 ТК РФ установлено, что коллективная материальная ответственность может вводиться при совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием переданных им ценностей. И только в том случае, когда невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба и заключить с ним договор о возмещении ущерба в полном размере.

Письменный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности за причинение ущерба заключается между работодателем и всеми членами коллектива (бригады). По указанному договору ценности вверяются заранее установленной группе лиц, на которую возлагается полная материальная ответственность за их недостачу. Для освобождения от материальной ответственности член коллектива (бригады) должен доказать отсутствие своей вины.

Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества, утвержден постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002г. № 85.

 

Для организаций общественного питания рекомендации по проведению инвентаризации изложены в отдельном отраслевом документе - Методике учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности, утвержденная Роскомторгом 12.08.1994 N 1-1098/32-2. Методикой предприятиям предложено проверять наличие и состояние продуктов (сырья) и готовых изделий:

- в кладовых - не реже одного раза в квартал;

- на кухнях и производственных цехах - не реже одного раза в месяц;

- в буфетах - не реже двух раз в квартал.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы бухгалтерского учета. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий | Этапы и отражение результатов в бухгалтерском учете
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.