Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поучение Владимира Мономаха 2 страница




2. По способности каждого можно таких младенцев приносить ко всем приходским священникам, богадельням и монастырям, здешним мужским и женским, ночью или днем, а привратникам, принимая их по вышеописанному, ни о чем не спрашивать, кроме крещения младенцев и имени, а относить в Воспитательный дом того же часа, где за всякого принесенного младенца выдано будет за труд по два рубля. А когда таких младенцев днем или ночью понесут мужского и женского рода люди, оных полицейским и другим командам и рогаточным караулам не удерживать и, кто таковы и куда несут, не спрашивать, но всякое вспоможение и от наглостей других защищение чинить.

3. По принесении младенца надзиратель и эконом тут же должны записать: 1) день, время, пол; все что о нем от приносящего объявлено будет; 2) все, в чем младенцы, то есть одежду и пр.; 3) природные пятна и знаки, если какие усмотрены будут. Если младенцы не крещены, то священник один должен всегда крестить женский, а другой, всегда мужский пол...

Имя внести в записку и притом из него крест с выраженным номером, под коим он в книгу записан, и напоследок по осмотру лекарскому отослать его в залу новоприносимых младенцев, где принесенную с ним одежду хоть ли оная не в самых гнусных лоскутьях состоять будет, снять и, заменив младенцевым номером, положить на сохранение в особенный магазин, а ему выдать новое белье, пеленки и прочее платье из магазина главной надзирательницы, после чего отдается младенец на руки кормилице или няньке.

4. Кормилица, у которой своего собственного ребенка нет, может двух младенцев своею грудью довольствовать, но как таковое множество хороших кормилиц трудно сыскать, то по недостатку оных способнее содержать нянек, которые младенцев должны выкармливать другою приличною пищею, как им предписано будет.

5. Младенцев кормилицам или нянькам кормить до двух лет, а после переводить их в большие покои и воспитывать обще с прочими. По прошествии же третьего и до окончания шестого или седьмого года могут оба пола жить вместе, и за всякую легкую работу приниматься.

6. От седьмого до одиннадцатого года как мальчики, так и девочки ходят по одному дому каждый день в школу и учатся читать и первым основаниям веры для вкоренения в них заблаговременно страха Божия. В те же годы мальчики учатся вязать чулки, колпаки, сети и пр.,

тако привыкают к садовой работе, а девочки упражняются в пряже, в вязании, в тканье лент и тесем, в плетенье кружев и пр.

7. От одиннадцати до четырнадцати лет мальчики, по силе своей и по состоянию, пеньку, лен, шерсть и пр., чистят, чешут и приготовляют, а взрослые девочки из того делают пряжу и далее вырабатывают: так ткут шелковые и другие ленты, полотна и пр.; мальчики от часу больше привыкают к огородной и дворовой работе. Девочки по очереди стряпают, хлебы пекут, моют, гладят, крахмалят, шьют и в прочих домашних работах упражняются.

В сии годы мальчики, и девочки по час на день обучаются писать цыфры, а также катехизис; притом же за всем крайне наблюдать, чтобы юношество привыкало к трудолюбию и к чистоте.

8. По прошествии четырнадцати или пятнадцати лет должны как мужского, так и женского пола дети приготовятся к совершительному окончанию разных мастерств; и так мальчиков отдавать учиться мастерствам, какие они по склонности выберут. На обучение всего времени в простых мастерских четыре или пять лет полагается. Сих мастеров иметь честного жития при Воспитательном доме. А в построенных особенно покоях, для того, чтоб отданные им в науку дети, будучи под присмотром начальников, тем лучше могли предохранены быть от повреждения до добрых своих нравов, с которыми воспитаны были.

9. И по изучению оного, хотя бы уже кто был двадцати лет или и более, однако из границ оного дома еще не выпускаются /буде же не все то большая часть/; но по добровольной женитьбе с тутошнею воспитанницею имеют пользоваться года три или четыре в мастерских при том доме покоях, работая на себя за плату...

10. Что до пищи воспитываемых в сем Доме принадлежит, то должно их кормить по три раза в день в построенных для того залах всех вместе, под присмотром надзирателей и надзирательниц для отвращения всякого непорядка. А как всем довольно известно, что по изысканию знающих людей найдено, сколь много красная и зеленая медь здоровью и жизни вредительна и приключает многие бесчисленные беды..., почему больше обыкновенного и предосторожности иметь должно. Того ради всякая поваренная и прочая медная посуда от сего Дому совсем без изъятия отрешается, какова б звания ни была, а содержат железную.

11. Если из множества воспитываемых детей найдутся некоторые такого понятия и остроты, что государству больше пользы принести могут изучением наук и художеств, нежели каким-нибудь грубым мастерством, то дарования такового не должно пренебрегать, но и по довольном испытании особенной к тому способности отсылать их для наук (ежели низко невозможно будет) в Московский университет, а для

художеств в Академию художеств. Некоторым же того рода знаниям, а особенно садовому, должно при Воспитательном доме обучать, так как и некоторые мастерства собственно в оном доме заведены и в большее совершенство приведены быть могут. Для лучшего успеха в художествах особенно надлежит назначаемых ко оным молодых людей обучать рисовать, чтению художественных книг и писать по крайней мере столько, чтобы они приличные к сему их намерению книги в свою пользу разуметь могли, без чего они не иначе, как только посредственными художниками в век свой останутся, чему ежедневно видеть можно неоспоримые опыты.

Напротив же того, через чтения книги могут всеми новыми изобретениями пользоваться, которыми оные, как известно, всегда изобилуют. Из сего столь преполезного основания в изучении не исключается и женский пол.

12. Надеяться можно, что... многие... люди в других городах, по человеколюбию, спасения ради своего, разным образом оставленных родителями младенцев принимать и воспитывать до несколько лет не оставят; по прошествии двух, трех лет и более, не свыше пяти, могут их, для совершенного воспитания и обучения, привозить в удобное летнее время и отдавать в Москве в Воспитательный дом в число принадлежащим к оному на основании плана, с показанием, когда принят, крещен или по приеме при которой церкви крещен, и в других случающихся при том обстоятельств, исключая из оного, по ясным доказательствам, крепостных, отданных под видом обмана.

13. Буде же на содержание которого младенца обоего пола при принесении его и после того единожды пяли погодно на особое содержание от кого, хотя и неизвестного человека, давать будут деньги, то по числу оных, по изволению его, лучше других пищею и одеждою содержан и обучаем быть имеет.

Печатается по изданию: Антология педагогической мысли России XVIII в. - М., 1985. - С. 151-155.

Вопросы и задания

1. Забота о детях в истории России (исторические документы).

2. Литературные памятники о воспитании детей в семье ("Поучение Владимира Мономаха", "Домострой").

3. Государственная политика защиты детей в XVIII в.

4. Содержание воспитательной работы в воспитательных домах по "Генеральному плану Императорского Воспитательного дома".

Литература к лекции

1. Антология педагогической мысли России с древнейших времен до XVIII в. - М., 1985.

2. Антология педагогической мысли России XVIII в. - М., 1985.

3. 3. Бахрушин С. Организация попечения о беспризорных детях в Москве. - М., 1916.

4. 4. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. - М., 1993.

5. Об общественном призрении в России. - СПб., 1813.

6. Ошанин М.О. О призрении покинутых детей. - Ярославль, 1913.

7. Димова И. Русские благотворительницы//Учительская газета. - 1992. - № 9.

8. Максимов Е.Д. Начало государственного призрения в России//Трудовая помощь. - 1900. - № 1.

9. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 1995.

10. Яблоков Н.В. Призрение детей в воспитательных домах. - СПб., 1901.

1 См.: Антология педагогической мысли Украинской ССР. - М., 1988. - С. 599.

1 См.: Антология педагогической мысли Украинской ССР. - С. 59.

1 Младшие дружинники князей и бояр (X-XI вв.), принимали участие в военных походах, собирании дани, прислуживали князю, вели его хозяйство. По Пространной "Русской Правде" - это низшая княжеская администрация.

1 См.: Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза, И.А.Эфрона. - СПб., 1892. - Т. 13. - С. 276.

2 Наказание - в XVI в. слово означало "учить", "поучать", "наставлять" и т.д.

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1978. - С. 661.

2 Максимов Е.Д. Начало государственного призрения в России//Трудовая помощь. - 1900. _ № 1. - С. 58.

3 См.: Беляков В.В. Указ. соч.

1 См.: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1963. - Кн. IX. - С. 507.

2 См.: Яблоков Н.В. Призрение детей в воспитательных домах. - СПб., 1901. - С. 24.

1 См.: Российское законодательство X-XX вв. - Т. 5. - С. 260, 261, 316.

2 Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. - М., 1993. - С. 10-11.

3 Там же.- С. 12.

ЛЕКЦИЯ 8. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Ведомство императрицы Марии, воспитательные и сиротские дома. Приюты. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах, его "Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами". Статья В.Я. Стоюнина "Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского Воспитательного дома".

Социальная политика в России XIX в. в значительной мере отражает ее историческое развитие. Это век бурного роста всех отраслей хозяйства, развития промышленности, средств связи, путей сообщения, массового применения техники, промышленного переворота.

Русская промышленность к 1800 г. выдает больше всех в мире чугуна и выходит на первое место по производству металла, вооружения и военной техники. Закон о вольных хлебопашцах, подписанный Александром I, был первым этапом освобождения крестьян (22 млн); при Николае I была освобождена еще треть крепостных крестьян, окончательно же завершила этот процесс реформа 1861 г.

В интересах народа Александром III был проведен ряд реформ. Отмена подушной подати, сокращение платежей крестьян за ссуды, которые давались на выкуп земли, закон о труде батраков, ослабление налогов, создание крестьянского банка, переселение

крестьян в Сибирь и на Дальний Восток - все это способствовало упорядочению экономики.

Появились новые промышленные города. Возник новый тип помещика-капиталиста, который активно участвовал в делах земств, занимал ведущую роль в просвещении и здравоохранении, благотворительности.

Проведенная Александром I реформа образования определила государственную систему образования в стране: приходские училища, уездные училища, губернские гимназии и университеты. Чтобы разрушить искаженную устоявшуюся картину безграмотной России, надо отметить, что приходские училища открывались при каждой церкви - и в городах, и в селах. Специальные профессиональные училища создавались в зависимости от требований регионов, потребностей хозяйства и промышленности. Достаточно широкое образование давало домашнее и частное обучение и воспитание. В 1882 г. была запрещена ночная работа детей до 12 лет, введено обязательное посещение школы работающими подростками. С 1884 г. обучение в школе малолетних тружеников входило в их рабочее время. Детский труд ограничивался 8 часами.

Во время подготовки крестьянской реформы было разработано "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", которое возлагала на крестьянские общины обязанность призрения детей-сирот1.

Вторая половина XIX в. - период развития капиталистических отношений, роста городского населения - сопровождалась обострением социальных проблем, усилением социального расслоения, ростом числа обездоленных.

Ведомство учреждений императрицы Марии Судьбой детей-сирот, вдов, слепых и глухих занималась жена Павла I, императрица Мария Федоровна. Она была назначена "начальствовать над воспитательным обществом", а позже и над воспитательными домами. В поданном докладе императору (декабрь 1797 г.) она обращала внимание на состояние в России воспитательных домов и предлагала расширить тактику передачи младенцев из воспитательных домов в крестьянские семьи в "государевы деревни". За их воспитанием и содержанием был установлен надзор инспекторами, которых отбирала сама императрица. В Манифесте Александра I (1802) об учреждении министерств было предусмотрено предоставление особому попечению императрицы Марии Федоровне всех женских учебных заведений. После ее смерти (1854) было

создано Ведомство учреждений императрицы Марии1, которое занималось сиротскими приютами, институтами благородных девиц, женскими училищами и гимназиями, школами для глухонемых и слепых. Впоследствии Ведомством управляли другие императрицы.

В составе Ведомства были Московский и Петербургский воспитательные дома, а также подобные дома в других городах России.

В воспитательных домах юноши находились до 21 года, а девушки - до 19 лет. Тех, кто освоил грамоту, переводили в ремесленные классы, где мальчиков учили портновскому, сапожному, переплетному делу, а девочек - домоводству, рукоделию, ткацкому мастерству.

Поскольку в воспитательных домах смертность доходила до 75%, с 1811 г. сирот чаще стали передавать в семьи. В 1828 г. принимается закон о запрещении открытия воспитательных домов в губерниях. Однако за детьми, которых передавали в крестьянский семьи существовал надзор со стороны воспитательного дома. Юноши в 17 лет приписывались к сельскому сословию, получали земельный надел. Девушки 19 лет получали "вольноувольнительное свидетельство".

В 1822 г. в Саратовской и Самарской губерниях начали создаваться земледельческие колонии воспитанников воспитательных домов. Но так как земельные наделы не переходили по наследству, то через 20 лет - в 1844 г. - колонии распались.

В некоторых воспитательных домах из числа способных учеников создавались латинские, немецкие и французские классы. В латинских классах юношей готовили для поступления в Медико-хирургическую академию, в немецких учились будущие няни и акушерки, преподавательницы музыки. Окончившие французских классы могли работать учительницами и воспитательницами в частных домах.

На 1 января 1911 г. в 438 приютах было 14439 детей дошкольного и раннего школьного возраста. Некоторые приюты принадлежали духовному и военному ведомствам и Министерству внутренних дел. Многие приюты содержались за счет самоокупаемости и самообеспечения, что требовало постоянного вовлечения детей в производство2.

Чтобы представить организацию работы в воспитательных домах в прошлом веке и взять для себя что-то уже апробированное, предлагаю обратиться к статье замечательного русского педагога Владимира Яковлевича Стоюнина (1826-1888) "Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома". Статья была написана в начале 70-х годов, когда автор работал в Николаевском сиротском институте в Москве. Современному социальному педагогу будут профессионально интересны выводы автора о важности соблюдения дисциплины и самостоятельности ребенка, о роли личности самого воспитателя, его педагогическом такте, о содержании воспитательной работы в Московском Воспитательном доме.

В.Я. Стоюнин

Воспитательницам групп малолетнего отделения
Московского Воспитательного дома

(в сокращении)

Воспитательница отвечает за вверенных ей детей во всем, что касается воспитания физического и духовного. Она постоянно должна помнить, что эти две стороны воспитания должны находиться в тесной связи, которой нельзя прерывать без вреда для правильного воспитания: дисциплина, касаясь порядков, в то же время должна образовывать ребенка и нравственно, как обучение, сообщая знание и умение, в то же время должно служить и воспитательным средством для умственного и нравственного развития.

От дисциплины во многом зависит образование характера. О чем необходимо заботиться с раннего детства. Так как хороший характер определяется преимущественно добрыми наклонностями и твердою волею, которая должна быть направлена к добру, то отсюда со стороны воспитательницы требуется близкое знакомство с натурою каждого ребенка, зоркое наблюдение над свободным проявлением его чувств, тесная нравственная связь с ним и определение известной сферы свободной деятельности ребенка, где бы он мог проявлять свои наклонности и запасаться задатками, образующими силу воли.

Воспитание группами должно быть как можно более сближено с воспитанием семейным. Та группа только может быть названа хорошей, которая похожа на добрую семью, где отношения между младшими и старшим основаны ни разумной взаимной любви. Под именем разумной любви подразумевается любовь старших к младшим, с которою постоянно соединяется мысль о будущем благе детей, основанном на их физическом, умственном и нравственном развитии. Любовь вызывает

со стороны детей откровенность, которая облегчит наблюдение над ними и направление их воли к добру.

Семейное начало, вводимое в группы, определяет и обязанности воспитательницы - обязанности доброй матери, с которой слагается большая часть чисто хозяйственных забот с тем, чтобы она имела возможность отдавать как можно более времени детям.

Дисциплина должна быть педагогическая, а не казарменная и не полицейская. Она не должна ломать натуру ребенка, не должна основываться на одних запрещениях и подавлять в нем всякое проявление воли. Она, напротив, должна быть строго соображена с детскою натурою и с психологическими условиями развития характера.

Определяя известные порядки, которым все безусловно должны подчиняться, она в то же время признает и самодеятельность в ребенке, и свободу в известной сфере, которая с годами должна все более расширяться. Эти порядки не могут основываться на произволе воспитательницы, не меняться по ее воле. Они должны определяться условиями семейной жизни и должны казаться детям необходимыми, так как нарушение их принесет зло или всем, или одному члену семьи, зло физическое или нравственное. Эти порядки в то же время должны иметь в виду утверждение хороших привычек, оберегающих здоровье и нравственное состояние ребенка от вредных влияний. Сюда относятся привычка к чистоте, опрятности, к умеренному и своевременному употреблению пищи и т.п.

В этой сфере со стороны детей должно быть послушание полное и беспрекословное. Вообще послушание должно быть требуемо в той сфере, где ребенок еще не может рассуждать, что для него добро и что зло, которые оцениваются только зрелым умом. Отсюда ясно: чем ум ребенка делается зрелее, тем более сфера запрещений должна суживаться, а сфера свободных действий расширяться. При этом условии только и может быть правильное развитие характера.

Запрещения, основанные на одном произволе воспитателя, вызывают много дурных наклонностей, с которыми потом чрезвычайно трудно бороться: сопротивление, упрямство, упорство, капризы, ложь, скрытность, нелюбовь и даже ненависть.

С другой стороны, отсутствие разумной педагогической дисциплины или неопределенность ежедневных порядков развивают в детях своенравие, своеволие, легкомыслие, распущенность, шаткость в характерах, особенно если воспитательница отличается податливостью, неровностью в обращении, колебаниями в своих действиях, частою переменою приказаний, неровным отношением к одному и тому же делу или к одним и тем же требованиям.

Воспитательница должна всегда иметь в виду, что своею собственною личностью она имеет огромное влияние на развитие духовной стороны ребенка. Поэтому ей следует постоянно и строго следить за собою,

подавлять в себе всякое нетерпение, досаду, гнев, не поддаваться первым впечатлениям, обдумывать каждое новое свое приказание, каждый поступок, тем более не прибегать к наказаниям в волнении или в досаде.

Воспитательнице следует быть примером для детей во всем, что она может потребовать от них самих: в чистоте, в опрятности, в строгом подчинении всем порядкам, в приличном и вежливом обращении со всеми, сдержанности и проч.

Неусыпно наблюдая за детьми, она в то же время не должна прибегать к шпионству из желания знать все, что делается с детьми без нее или скрытно от нее. Такая воспитательная система должна считаться преступною, потому что разрушает детскую нравственность.

Свобода ребенка должна быть разграничена от своеволия и праздности, которые не должны быть допущены, так как они легко могут обратиться в дурные наклонности, с которыми потом трудно будет бороться. У ребенка должно быть несколько часов в день таких, которыми он может свободно распоряжаться по своему усмотрению, конечно, в тех предметах, какие ему уже определены. Воспитательница не должна мешать ему в выборе игр, если они не приносят никакого зла ему или его товарищам: он может свободно выдумывать себе работы, пробовать свои силы в том или ином труде.

Воспитательница должна удержать ребенка, если в напряжении его сил представляется явная опасность, но никак не должна пугать его мнимыми опасностями или только кажущимися трудностями. В этих случаях, напротив, она должна ободрять его, вызывая в нем смелость и в затруднительных обстоятельствах помогать ему. Все это дает хорошие задатки для характера и душевное упорство, направленное на борьбу с трудом и с препятствиями, а не на борьбу со стесняющей дисциплиной и с лицами, все запрещающими.

С другой стороны, воспитательница должна следить, чтобы ребенок не затруднялся, как ему распорядиться своим свободным временем, чтобы он не скучал от незнания, что ему делать и за что приняться, чтобы его свобода не обратилась в праздность.

Отдых для ребенка должен заключаться не в праздности и недеятельности, а в смене одних упражнений сил другими, как, например, после игр подвижных - игры, требующие некоторой усидчивости и сосредоточенности, после труда физического - труд умственный над разгадкою загадок, шарад и т.п. Дело воспитательницы - помочь ребенку найти занятие по душе, но никак не заставлять его делать то, что в данную минуту ему может не понравиться, если она не имеет в виду наказать его за нарушение дисциплины.

Самостоятельность также должна быть основанием воспитания; она должна проявляться во всех сферах детской жизни, как в часы обучения, так и в часы свободные. Воспитательница должна вызывать и направлять

силы ребенка, но ребенок должен делать все сам, не допуская и мысли, что за него могут сделать другие. Этим могут развиваться не только любовь к труду, но и находчивость, сообразительность, уверенность в своих силах, смелая проба их на новых трудах, все то, от чего крепнут ум и нравственная сторона ребенка.

В помощь воспитательнице дается нянька, которая и находится в полной от нее зависимости. Воспитательница должна ясно определить ее обязанности и требовать строгого исполнения их...

Воспитательница обязана советоваться с медиком, что касается детской гигиены, и принимать его советы.

Равным образом в деле обучения и умственного развития детей в затруднительных случаях они обязаны обращаться к инспектору за советами. Ему же должны они подавать ежемесячно отчеты о преподавании с точным указанием, что за это время пройдено с детьми.

Можно посоветовать воспитательницам вести дневник своих наблюдений над детьми, записывая в особенности проявление и развитие их нравственных качеств и наклонностей, равным образом следствие тех мер, которые они употребили, чтоб вызвать в них хорошее или подавить дурное. Это может помочь им, чтоб отдавать самим себе определенный отчет в своем деле и чтоб яснее определить натуру каждого ребенка.

Всем воспитательницам необходимо раз в неделю собираться на общий совет под покровительством главной воспитательницы. Он необходим для того, чтобы поддержать единство дисциплины, единодушие в общем деле, чтоб разрешать общими силами вопросы, возникшие из педагогической практики. Чтоб рассматривать случаи, вызвавшие затруднения у какой-либо из воспитательниц, чтоб каждая из них могла найти себе опору в своих действиях, воспользоваться опытом и опытностью других.

На совете каждая воспитательница имеет право внести вопрос, вытекающий из круга ее деятельности, каждая может представить свои соображения для улучшения ведения дела. Совет обязан рассуждать о наиболее важных проступках детей, выбирать меры исправления, назначать наказания.

Каждая воспитательница обязана дать отчет совету в наказаниях, какие она употребляла в течение недели, со всеми нужными пояснениями. Совет должен обсудить рациональность этих наказаний, нужны ли они были в данных случаях и нет ли в них какой-либо вредной стороны и пр. Более сильные наказания, как, например, временное отлучение от группы, пристыжение в присутствии других групп и т.п., могут быть присуждаемы не иначе, как только советом.

На совете воспитательницы определяют все, что касается детской дисциплины, утверждают правила для нянек, условливаются в дежурстве и т.п.

Совет же может обсуждать появляющиеся в литературе педагогические сочинения, имеющие в виду первоначальное воспитание и обучение. Для этого нужно, чтобы одна из воспитательниц рассказала прочитанное ею сочинение и высказала свое мнение, как можно им воспользоваться при воспитании детских групп.

Совет же выбирает из своей среды библиотекаря и хранительницу предметов для наглядного обучения, наблюдает за исправностью ведения каталогов и списков предметов, соглашается, какие желательно приобрести новые педагогические книги и учебные пособия.

В случае утраты книг из библиотеки и учебных пособий отвечает весь совет, если утраченные вещи не записаны в книге на чье-либо имя. Журналы и справочные книги, назначенные для употребления в общем кабинете воспитательниц, не могут выноситься оттуда ни одной воспитательницей.

Печатается по изд.: Стоюнин В.Я. Избр. пед.
соч. - М., 1991. - С. 104-110.

Сиротские институты В 1834 г. был создан Московский Александровский сиротский институт для детей обоего пола. В существовавших Воспитательных домах были сиротские отделения. В 1844 г. воспитанники мужских отделений Московского Воспитательного дома и Александровского сиротского института были выведены в созданный кадетский корпус. С этого года Московский сиротский институт стал только женским. Выпускницы готовились быть домашними воспитательницами и наставницами. В одном из его отделений готовили рукодельниц, которых после окончания курса направляли в имения швеями или мастерицами.

В 1837 г. Гатчинский воспитательный дом был преобразован в сиротский институт для "обер-офицерских сирот" (мальчиков), в котором одно время готовили домашних учителей. Класс для подготовки учителей был открыт в 1844 г., где в большом объеме преподавалась педагогика, но через 10 лет класс был ликвидирован, и в институте стали готовить канцелярских служащих и правоведов1. Работа Гатчинского сиротского института связана с именем замечательного русского педагога Егора Осиповича Гугеля (1804- 1841). Е.О.Гугель был автором ряда учебных книг: "Чтения для умственного развития малолетних детей и обогащения их познаниями", "Руководство к умственным упражнениям при преподавании

отечественного языка в 3-х курсах" и др., издателем "Педагогического журнала" (1833-1834). С 1830 г. он работал инспектором Гатчинского сиротского дома. В 1832 г. вместе с П.С. Гурьевым на свои средства они при Воспитательном институте открыли школу для малолетних. Это был специальный эксперимент организации дошкольного обучения и воспитания с целью его усовершенствования.

В Гатчинский сиротский институт поступали дети в возрасте от 4-5 до 12 лет. Они жили в небольших пансионах, которые содержали в своих частных домах женщины-благотворительницы. Отсюда дети шли в школу, где проводили время в играх и учебе. В 10 лет ребята поступали в институт, целью которого было готовить из детей-сирот будущих наставников.

Гугель был знаком с опытом приюта швейцарского педагога Г. Песталоцци и считал, что не все его методы воспитания следует перенимать слепо. В отечественном образовании он дает новое направление в начальном обучении, изменив методы преподавания отечественного языка и арифметики. Гугель выступил против популярного в то время метода взаимного обучения.

Детские приюты Тысячелетняя история призрения детей-сирот в России осуществлялась по двум направлениям: государственно-общественной и частно-церковной. До XIX в. преобладали государственные учреждения, но в начале XIX в. стали усиливаться патронат и воспитание детей-сирот в городских и крестьянских семьях. В это время создаются приюты, которые содержали частные лица, попечительские советы или различные благотворительные общества.

В 1837 г. в Петербурге по инициативе фабриканта-горнозаводчика А. Демидова был открыт первый детский приют, в котором находились дети в то время, когда их матери уходили на работу. С детьми занимались только днем. Вскоре в городе открылись еще четыре подобных заведения. В приютах дети питались, их одевали, следили за здоровьем, обучали чтению и письму, счету, различным трудовым навыкам. В приютах открывали ремесленные классы, создавали хоровые кружки1. В 40-х гг. подобные приюты создаются при промышленных предприятиях. Так, в 1841 г. подобных приютов в Питере было 6, в Москве - 7.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.