Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поучение Владимира Мономаха 11 страница




Детские дома Из всех воспитательных учреждений, создаваемых в эти годы, главной формой призрения детей-сирот являлись детские дома. Чаще всего они были смешанными, так как в них воспитывались малыши - дошкольники и ребята школьного возраста.

Созданные в первые годы советской власти детские дома размещались в хороших особняках, с большими наделами земли, с садами и огородами. В них существовали швейные, столярные, сапожные и переплетные мастерские. В детских домах обязательно были хор и духовой оркестр, клуб и библиотека.

В 1917 г. в детских домах воспитывалось 30 тыс. детей, в 1918 - 80 тыс., в 1919 - 125 тыс., в 1920 - 400 тыс., в 1922 г. - 540 тыс.2

В феврале 1919 г. на первом Всероссийском съезде по охране детства обсуждались вопросы содержания воспитательной работы в детских домах, задачи воспитания нового коммунистического поколения.

На последующих Всероссийских съездах (втором в 1924 г., третьем в 1930 г.) обсуждались проблемы трудовой подготовки воспитанников детских домов, содержание воспитательной работы, направленной на подготовку выпускников к самостоятельной жизни. Правительство приняло постановление (1925) о трудоустройстве воспитанников детских домов. На третьем Всероссийской съезде - в мае 1930 г. - было принято решение о закреплении всех детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему трудоустройства воспитанников и устройства их жилья.

В годы Отечественной войны количество детских домов увеличилось. Новые детские дома открывались для детей-сирот, вывезенных из фронтовых областей, детей, потерявших родителей, детей фронтовиков.

В январе 1942 г. было принято постановление СНК СССР "Об устройстве детей, оставшихся без родителей", где государственным

ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление заботы о детях-сиротах.

К концу 1945 г. только для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов, в них воспитывались 17 тыс. детей. Получило широкое распространение создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций, милиции.

В первые месяцы войны сотни детских домов перебрасывались из прифронтовых районов в тыл Российской Федерации. Для эвакуированных детей создавались новые детские дома. Для сирот, детей фронтовиков открывались "специальные" детские дома.

Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали ребят с поездов и через приемники-распределители устраивали в детские дома. Подростки определялись на работу.

В 1944 г. в детских домах было 534 тыс. детей (в 1943 г. - 308 тыс.), в большинстве домов были открыты учебно-производственные мастерские.

Широкий размах во время войны приняло усыновление детей. Так, Александра Аврамовна Деревская (г. Ромны, Сумской обл.) усыновила 48 ребят.

Постановление правительства "О неотложных мерах по восстановлении хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации" (август, 1943 г.) предусматривало устройство детей-сирот: для этого создавалось 459 суворовских училищ по 500 человек каждое, 23 ремесленных училища по 400 человек, специальные детские дома на 16300 мест, дома ребенка на 1750 мест, 29 детских приемников-распределителей на 2 тыс. человек. В них направлялись дети фронтовиков и партизан, партийных и советских работников, погибших во время войны.

В 1942 г. ЦК ВЛКСМ принимает постановление "О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской безнадзорностью, по предупреждению детской беспризорности", что активизировало работу низовых комсомольских организаций по выявлению беспризорных детей и определению их в детские дома. "Комсомольская правда" опубликовала счет специального денежного фонда, куда поступали средства на содержание детских здравниц, детских домов, детских садов в освобожденных от немцев районах, на стипендии студентам не имеющих родителей1.

Комсомольскими организациями было создано 126 детских домов, 4 тыс. детских домов содержалось за счет колхозов1.

В эти годы была возрождена практика передачи детей-сирот в семьи. Так, за 1941-1945 гг. было взято под опеку и патронирование 270 тыс. детей-сирот. В 1950 г. в стране было 6543 детских дома, где жили 635,9 тыс. человек. В 1958 - 4034 детских дома с 375,1 тыс. детей. В 1956 г. по решению правительства для детей-сирот, детей одиноких матерей, инвалидов войны и труда, пенсионеров стали создаваться школы-интернаты. В 1959-1965 гг. детские дома были преобразованы в школы-интернаты.

В 50-е гг. в стране открылись несколько детских домов для одаренных детей-сирот (Москва, Киев), куда отбирали талантливых ребят, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы. Это были "специальные" детские дома, где создавались условия для индивидуальных занятий таких ребят; в них они находились до окончания училищ. Выпускники музыкальных училищ чаще всего определялись в музыкальный взвод военных оркестров, что решало их дальнейшую судьбу.

После войны, в 60-70-е гг. детские дома были дошкольными и школьными. В дошкольном детском доме жили дети с 3 до 7 лет в группах по 30-40 человек, содержание и методика воспитательной работы повторяла работу детских садов.

В школьном детском доме содержались ребята с 7 до 18 лет. В большинстве были хорошо оборудованные мастерские, большие подсобные хозяйства, где воспитанники получали первые навыки будущей профессии. Все посещали школу, в режим дня входило приготовление домашних заданий. Ребятам помогали два воспитателя, закрепленные за группой. Детское самоуправление осуществлялось через детский совет, который руководил всей жизнью ребят, связывая мероприятия детского дома и школы, где учились воспитанники. Участие ребят во внешкольной работе было также тесно связано со школой. Воспитанники посещали предметные кружки в школе, кружки эстетического цикла (хор, оркестр, изо), чаще были в детском доме. Несмотря на ту положительную роль, которую сыграл детский дом в судьбах многих беспризорных ребят, нельзя не обратить внимание на его отрицательные стороны.

Исследования показали, что 37% детей в детском доме, воспитывающихся с 3 месяцев без матери, несмотря на хорошее питание и уход погибали в первые два года. Оставшиеся в живых впоследствии

страдали разнообразными невротическими нарушениями. Они были печальны, заторможены, страдали бессонницей и отсутствием аппетита, большинство замыкались в себе. Психологи связывают это с отсутствием материнского ухода, постоянного общения с матерью. У ребенка существует настоятельная потребность в общении, и в первые месяцы жизни его развитие зависит от общения со взрослыми. Практика показала, что взрослый человек может младенцу заменить мать, если не будет нарушен процесс общения.

Организация детского досуга Организация детского досуга, особенно в первые годы после революции, была одной из социальных проблем. По решению Советов в Петрограде, Москве и других крупных городах были созданы детские и подростковые внешкольные клубы. Большую поддержку со стороны правительства получили клубы пионеров.

В 30-е гг., когда стали создаваться профсоюзные клубы и Дома культуры, в них были организованы детские секторы, в которых проводилась работа с детьми во внеучебное время в различных кружках и секциях. Тогда же, в 30-е гг. стали создаваться детские парки, Дома пионеров, детские дома культуры, городские и загородные пионерские лагеря, различные станции (юных техников, туристов, натуралистов), детские железные дороги и пароходства.

Во время войны и на протяжении двадцати лет послевоенного времени сеть внешкольных детских учреждений сократилась. Причинами были не только экономические трудности, но и дискуссии ученых-педагогов, в результате которых труд и игра изгонялись из школы, что, в свою очередь, сказалось на содержании работы внешкольных учреждений.

Общественно-педагогическое движение в стране, направленное на организацию досуга детей и подростков, выливалось в отдельные направления. Если в 20-е гг. это была организация детских клубов, то в 40-е - это тимуровское движение, в 50-60-е - "коммунарское движение", в 70-е - создание педагогических отрядов, возникновение родительских "семейных клубов" в 80-е гг.

Особенности каждого движения - отдельная тема.

Упомянем только тимуровское движение. Ребят захватила "подпольность", добрые дела "по секрету", сбор по цепочке, самостоятельность. Тимуровские команды создавались не только в дачных поселках. Во время войны добрые дела "по секрету" - это помощь семьям фронтовиков, шефство над ранеными, работа в госпиталях и т.д. Движение приобрело такой размах, что комсомольские вожаки задумались, как его влить в пионерскую организацию, достаточно заформализованную уже в то время. И когда Тимуровцы

стали приписываться к классам - отрядам, энтузиазм детей погас. На его смену пришло "коммунарское движение".

"Коммунарское движение" 60-х гг. стало своеобразным возрождением опыта С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко. Главным здесь было создание детского, подросткового самостоятельного коллектива, организация самоуправления, свободного творчества личности. Это была попытка возродить детские клубы, где подростки стремились освободиться от давления извне, от формальных установок поведения молодежи. Подростков увлекали поисковые экспедиции, творческие дела, "трудовые десанты".

Одновременно с этим движением в 70-80 гг. подростки и молодежь создают неформальные, антисоциальные объединения. Группировки завоевывают улицу, многие из них носят криминальный характер. Они занимаются рэкетом, фарцовкой, торговлей девочками, участвуют в групповых драках, вовлекают девушек-подростков в дворовые команды, поклоняются нацистской идеологии, сатанизму.

Семейно-педагогические клубы в конце 70-х - начале 80-х гг. больше функционировали летом: выезжали в заброшенные деревни, занимались огородом, ходили в лес, вечером собирались у костра. Так, члены московского клуба "Атом" (им руководил Л.Б. Кононенко) под Звенигородом по договоренности с лесхозом помогали в охране леса.

В подростковом клубе "Орион", "Форпосте" культуры им. С.Т. Шацкого (1971), в многопрофильном клубе "Ровесник" (с 1986 г.), социально-педагогическом комплексе "Содружество" возрождались принципы социального воспитания личности Шацкого и Макаренко. Различные коллективные "операции", творческие дела, дружеское общение, общий эмоциональный подъем привлекли в это движение не только подростков, но и взрослых. Однако, как и тимуровское, "коммунарское движение" потихоньку "глохло" под прессом попыток комсомольских организаций (ЦК ВЛКСМ) объявить весь школьный комсомол "коммунарским движением", подчинить его себе и заформализовать.

Все эти движения были отдельными очагами решения вопроса социального воспитания подростков и детей. Организаторами клубов, центров, движений и секций были энтузиасты, а все эти объединения ютились в подвалах, в домах, подлежащих сносу. Сюда приходили подростки, которые, отойдя от пионерской организации и школьного комсомола, оказывались во дворе. Энтузиасты-организаторы, создавая клубы и различные юношеские объединения, стремились сплотить все "воспитательные силы" микрорайона, экспериментировали в области социализации

личности подростка. Это явление в нашем обществе было закономерным. В тот период наблюдался кризис семьи, когда она, как главное звено в социализации личности, не справлялась с этой функцией. В школе же, ставшей только обучающей, воспитание сосредоточивалось в руках классного руководителя (одного на 40 детей) и все формализующихся пионерской и комсомольской организаций. Главным фактором социализации личности становилась среда.

С 1990 г. в Москве, в Марьиной роще, там, где в начале века С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко создавали общество "Сетлемент", начала функционировать опытная станция по внешкольному воспитанию АН России, организатором которой стал Р.В. Соколов. Станция не только превратилась в научный центр обобщения опыта, привлечения населения к воспитанию детей в последние тридцать лет, но и стала районным социально-педагогическим комплексом, где в клубах и кружках были заняты дети и подростки и где к воспитанию ребят привлекалась взрослое население.

Современная забота о детях-сиротах В 1985 г. ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление "О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах". Постановление позволило не только материально укрепить названные учреждения, но и улучшить положение воспитанников. После принятия постановления Совета Министров СССР (1988) "О создании детских домов семейного типа" забота о детях-сиротах приобретает более индивидуальный характер. Сейчас в России 347 детских домов семейного типа, в них находятся 3,5 тыс. детей. Эти дома финансируются из госбюджета, с учетом зарплаты родителям-воспитателям, оплаты их отпусков.

Сейчас существуют государственные детские дома, в том числе дома ребенка, школы-интернаты, и государственно-общественные. Ко вторым относятся опекунские и приемные семьи, семейные детские дома Российского Детского фонда, детские деревни, приюты общественных организаций.

Новыми формами воспитания детей-сирот являются приюты, лицеи, дома матери и ребенка.

В 60-70-е гг. были приняты постановления правительства по вопросам охраны материнства и детства, материального обеспечения семей имеющих детей, охране здоровья подрастающего поколения: "О мероприятиях по дальнейшему росту благосостояния советского народа" (1976), "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье" (1968), "О дальнейшем

увеличении материальной помощи малообеспеченным семьям, имеющим детей" (1974), "О мерах по увеличению товаров для детей, повышению их качества и улучшению торговли этими товарами" (1978 г.) и др. После этих постановлений был увеличен отпуск работающим матерям по уходу за ребенком до одного года, освобождены от оплаты за содержание детей в детских садах, школах-интернатах те семьи, чей доход не превышал 60 руб. на человека в месяц. Строились новые детские сады и школы-интернаты, выплачивались пособия при рождении первого, второго и третьего ребенка1.

В эти же годы в принятой Реформе общеобразовательной и профессиональной школ предполагалось "усилить помощь семье и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения". На предприятиях, в колхозах и совхозах создавались коллективы наставников, воспитателей-общественников, родительские комитеты, советы отцов, клубы подростков, по месту жительства.

На Днепропетровском заводе была создана "Служба семьи", в Харькове на заводских собраниях ставили вопросы воспитания детей в семье. В Москве, Ленинграде, Туле, Горьком был организован родительский всеобуч. Популярные журналы, лекции общества "Знание", радио и телепередачи посвящались воспитанию ребенка в семье.

Некоторые предприятия к работе по трудовому воспитанию подростков привлекали родителей; где и родители и дети вместе участвовали в благоустройстве города, поселка, завода.

Но повышение материального благосостояния семьи оборачивалось потребительским отношением детей к жизни, пренебрежением к труду и людям труда2. Семья не справлялась с кризисом общества.

Вопросы и задания

1. Политика правительства защиты детей в первые годы советской власти.

2. Забота о детях в годы Отечественной войны.

3. Современная государственная система защиты детей-сирот.

Литература к лекции

1. Архангельский П.В. Организация детской жизни. - Самара, 1928.

2. Беляков В.В. Забота о детях в годы войны. 1941-1945//Воспитание школьника, 1988. - № 1.

3. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании//Сборн. документов за 1917-1947 гг. - М.; Л., 1947.

4. Детская беспризорность. - М., 1923.

5. Детская беспризорность и детский дом. - М., 1926.

6. Дюшен В. Пять лет детского городка им. III Интернационала. - М., 1924.

7. Иорданский И.Н. Основы социального воспитания в народной школе. - М., 1919.

8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941). - М., 1980.

9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941- 1961). - М., 1989.

10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961-1986). - М., 1987.

1 См.: Беспятова И.К. Коммунары тридцатых годов//Педагогика, 1996. - № 4. - С. 97.

2 См.: Педагогическая энциклопедия. - М., 1964. - Т. I. - С. 193-194.

1 См.: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961 гг.).- М., 1989. - С. 37.

1 Беляков В.В. Забота о детях в годы войны (1941 - 1945)//Воспитание школьника, 1988.-№ 1.- С. 54.

1 См.: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961- 1981).-М., 1987.- С. 345.

2 Там же. - С 346-347.

ЛЕКЦИЯ 14. ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ

Педагогика среды, воспитание личности в коллективе. Опытные станции Наркомпроса С.Т. Шацкого. "Республика ШКИД" В.Н. Сороки-Росинского. Опыт А.С. Макаренко, его статьи "О моем опыте" и "Конституция страны ФЭД".

Рассматривая вопросы социального воспитания в практике воспитательных учреждений 20-30-х гг., следует остановиться на одной из них - личности в коллективе. Это учебно-воспитательная работа педагогических коллективов в детских домах, трудовых коммунах, воспитательных колониях. Некоторые методы воспитания в коллективе применялись и в общеобразовательной школе.

В этой лекции обратимся к оригинальному опыту В.Н. Сороки-Росинского, А.С. Макаренко, к идеям педагогики среды С.Т. Шацкого с учетом новых социальных условий. Этот опыт не единичен, и многое из него может пригодиться современному социальному педагогу.

Перед создаваемой советской системой образования ставилась задача воспитания нового человека, человека социалистического

общества, честного, инициативного труженика, образованного, высокоморального коллективиста.

Исходя из этого, перед специальными воспитательными учреждениями ставились задачи помочь ребенку овладеть знаниями, отвлечь его от неблагополучной среды, помочь бороться с ее отрицательным влиянием, создать условия для благоприятного развития в ребенке положительных индивидуальных задатков и способностей. И главным в решении этой задачи было воспитание личности, которая будет жить и работать в коллективе, в обществе.

Опытные станции Наркомпроса Для проверки опыта и экспериментов новых принципов учебной и воспитательной работы в 1918 г. Наркомпросом стали создаваться опытно-показательные школы. В 1925 г. в стране их насчитывалось 100. Кроме того, создавались опытные станции, перед которыми также ставилась задача апробировать новые формы и методы учебной и воспитательной работы в школе. Станции представляли собой комплекс воспитательных учреждений, включая детский сад, несколько школ, курсы повышения квалификации учителей.

Первой опытной станцией руководил комитет во главе с С.Т. Шацким. Станция была создана на базе колонии "Бодрая жизнь" в Калужской губернии и включала детский сад, школу, педагогический техникум, а также исследовательскую группу. На протяжении 13 лет Шацкий апробировал свою идею влияния окружающей среды на формирование личности ребенка, а также влияние ребенка на окружающую его среду; здесь он разрабатывал теоретические вопросы социальной педагогики, педагогики социальной среды.

На станции разрабатывалась система трудового и эстетического воспитания. В школе опытной станции было организовано трудовое обучение, проводились опыты в огороде, в саду. Ученики занимались в различных кружках. Общественно-полезная работа проводилась по озеленению и благоустройству деревень, распространению книг, газет и журналов.

Шацкий продолжал изучение детского общества в самых различных социальных условиях, определял связи школы с окружающей средой, разрабатывал содержание методической помощи сельским школам. Он составлял программы для других опытных станций Наркомпроса. Одной из них была программа охраны здоровья, куда вошло приобретение ребенком различных навыков: приготовление и прием пищи, отношение к холоду и теплу, уход за помещением, забота о чистоте тела, условия сна. предупреждение различных заболеваний и т.п.

Давались рекомендации, как в школе организовать рациональное питание детей, физическое закаливание, как научить ребенка ухаживать за собой, за помещением. Шацкий был убежден, что культуру быта, которую ребенок приобретет в школе, он обязательно внесет в быт своей семьи1. По его убеждению, здоровый детский коллектив возможен только при организации настоящего детского самоуправления, интересного и полезного производительного труда, при участии детского коллектива в общественно-полезной работе и обязательном соединении обучения с трудом.

Анализируя наследие С.Т. Шацкого, следует подчеркнуть, что диапазон педагогических проблем, которыми он занимался, достаточно обширен. Для социальной педагогики это прежде всего изучение детского общества в самых различных социальных условиях: в детском саду, в подростковом клубе, в летней детской трудовой колонии.

Он был против отрицания роли педагога в воспитании ребенка, введения в практику теории свободного воспитания, так как считал, что свободы ребенка не существует, поскольку он постоянно зависит от среды, от ее влияния на него. И задача педагога - разобраться во всех влияниях на ребенка извне2.

Его требования к учителю - требования времени. Учитель не должен быть только преподавателем, он исследователь, он изучает ребенка, его отношения с детьми, взрослыми, обобщает опыт и выбирает нужный прием в данной ситуации. Поэтому подготовка учителя не должна ограничиваться приобретением только научных знаний. Учителю нужно уметь вести исследовательскую работу, пройти практику в школе, участвовать в педагогических съездах и конференциях, знать об опыте лучших учителей.

С.Т. Шацкий - педагог с мировым именем. Его опыт, его педагогическое наследие было известно не только в России, Первую опытную станцию Наркомпроса посещали Д. Дьюи, Л. Френе, Р. Тагор, высоко оценивая его деятельность.

Созданные в 20-е гг. опытно-показательные учебно-воспитательные учреждения, опытные школы и станции Наркомпроса были центрами новаторских исканий в педагогике того времени. Перед школой была поставлена задача связать обучение и воспитание в школе с требованиями общества, что значило готовить поколение умеющих "коллективно работать, способных к организованному творчеству", а главное, способных к самоорганизации.

Одной из таких опытных площадок была Опытная школа-коммуна Наркомпроса1, которая была открыта в 1918 г. в с. Литвиновичи Рогачевского уезда Гомельской губернии, ее организатором (по поручению Наркомпроса) был Пантелеймон Николаевич Лепешинский (1868-1941). В большом селе, отделившись от ранее существовавшей школы, при школе был создан интернат, в которой и разместилась школа-коммуна. Однако открытое враждебное отношение населения к коммунарам мешало проведению опытной работы, и осенью 1919г. школа переехала в Москву. В Москве, на Пречистенской набережной, в здании бывшего детского приюта "Маяк", продолжалась опытная работа. К приехавшей группе сельских ребят в школу приняли городских, большинство из них были дети "ответственных товарищей" со знанием нескольких языков. Связывающим звеном этого сложного, разнохарактерного коллектива ребят стал общий труд. Первый праздник в школе был тогда, когда провели электричество. Все вместе заготовляли дрова, продукты, оборудовали дом, решали проблему занятости воспитанников 16-17 лет.

Тушение пожара, ремонт канализации, переезд в новое здание, организация обучения, участие в производительном труде, экскурсии "по очереди", так как всем не хватало пальто и шапок. Участие в сельскохозяйственном труде решалось значительно проще, так как на лето коммуна выезжала в село Успенское, а потом в Липовку, где ребята выполняли все сельскохозяйственные работы и обеспечивали коммуну овощами на зиму.

Организация детского самоуправления была центральной в работе педагогического коллектива. В коммуне было 60-70 ребят от 9 до 15 лет и 9-10 школьных работников.

Всей жизнью коммуны руководило общее собрание, которое собиралось по необходимости. Общее собрание распределяло работы в мастерских, на скотном дворе, в огороде, оранжерее, на электростанции. Задания давались на две-три недели, назначались дежурные, обсуждались спектакли театра коммуны, различные приказы.

Учетом всех работ и участием каждого воспитанника в труде занимался трудком. Члены трудкома ежедневно связывались (летом) с совхозом о работе ребят и собирали сведения о всех необходимых работах в коммуне, следили за качеством и сроком выполнения работ.

Принципы самоуправления в школе-коммуне были сформулированы следующим образом:

1. "Самоуправление в нашей школе рассматривалось как форма организации жизни подростка во всех ее проявлениях. В области образования - метод самостоятельного исследования и групповой организации занятий. В вопросах воспитания - отказ от безусловной авторитарности педагога и широкое привлечение ребят к педагогическому творчеству, основанному на ясном понимании педагогических требований. На этих путях общественного развития самоорганизации ребят был предоставлен наибольший простор не только в смысле большей независимости их от руководства педагогов, но и, главное, в смысле расширения их деятельности за пределами школы.

2. "Конституция" самоуправления была построена на началах связи ее с действительными потребностями ребят и школы. Она преследовала также цель правильного распределения обязанностей ребят, координирующего начало личной ответственности в условиях коллективной работы. "Конституции" придавалась форма достаточно эластичная, чтобы приспособиться к росту и потребностям школы.

3. Роль педагога в направлении самоуправления была велика и ответственна. Не было ни одной более или менее важной функции самоуправления, в которой не участвовал бы педагог. Но это значение его всегда основывалось на моральной связи с ребятами, причем авторитет его не применялся там, где он помешал бы свободному росту доброй воли ребят.

4. Самоуправление действовало замедляющим образом на процесс закрепления организационных и рабочих навыков ребят, но зато эти навыки усваивались глубже и крепче. Небольшие пока данные об окончивших школу и энергично работающих в общественных организациях высших школ, ряд успешных работ за последний год в самой школе дают возможность верить правильности сделанного вывода.

5. Но рядом с этим школа стоит перед серьезной задачей устранения целого ряда недочетов методического характера. Все еще нет достаточной планомерности в работе ребят, нецелесообразна постановка учета их работы, нет твердости в проведении поставленной задачи и пр."1.

Важной проблемой было обучение и участие ребят в производительном труде. В 1920/21 учебном году старшие воспитанники работали на фабрике, младшие - в мастерских. Педагогический коллектив разрабатывал и экспериментировал учебные планы и программы, как организовать и совместить учебу и работу на предприятии. Были сменены несколько предприятий, в результате остановились на работе на фабрике Бутикова на Пречистенской набережной в 4 мин ходьбы от школы.

Вокруг фабрики концентрировалась вся работа и жизнь школы-коммуны. Работа ребят на фабрике - путь реально подготовить их к самостоятельной жизни. Экспериментальные программы составлялись из принципа, что "прежде всего определенная область знаний, помеченная темами, затем курс дисциплин, носящий систематический характер". Расписание составлялось на целый год с учетом, что каждый четверг проводились экскурсии. В старших классах урок длился по 2 часа, больше обращалось внимания на изучение физики и математики, в младших классах на изучение географии и естествознания.

Каждый преподаватель разрабатывал ряд "тем по фабрике", которые охватывали работу фабрики с точки зрения его предмета. Ученики принимали участие в разработке тем. Это было формой исследовательской работы ребят. "Темы по фабрике" помогали ученикам приблизить свои знания к практике жизни.

На школьном совете заслушивались отчеты преподавателей о выполнении учебной экспериментальной программы.

Перед летними работами "летний исполком" разрабатывал план трудовых летних работ. Кроме работы в совхозе (который принадлежал коммуне) ребята проводили геодезические работы по съемке плана совхоза.

В 1923 г. школа-коммуна состояла из ребят постоянно живущих и из приходящих, занятия продолжались до позднего вечера. С 9 утра до 13 были классные занятия, от 15 до 16 - работа в мастерских, потом работа кружков. Кружки (обществоведческие, литературные, художественные, географические, спортивное общество "Муравей") охватывали всех ребят школы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.