Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поучение Владимира Мономаха 23 страница

Цель социального педагога в работе с трудными детьми (подростками) состоит в том, чтобы помочь им "перешагнуть" через возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь.

Важно, чтобы в этом процессе, точнее, на этом этапе воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные

и отрицательные стороны, их причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения.

Это подход к четвертому этапу перевоспитания - процессу самовоспитания, когда воспитанник должен выйти из кризиса. На всех этих этапах воспитатель выступает в роли консультанта.

Следует также учитывать, что в этот процесс перевоспитания кроме воспитателя включается коллектив воспитанников, в который попадает подросток. Здесь воспитатель выступает в роли координатора, направляя коллектив на перевоспитание своего товарища. Социальный педагог, работающий с подростками в реабилитационном центре, прибегает к одному из методов, поставив перед воспитанником цель быть похожим на кумира, на идеал. Этот нравственный идеал помогает в формировании положительного поведения подростка.

Далее в новой обстановке реабилитационного центра его поступки и решения направляются социальным педагогом.

Здесь важно знать способности воспитанника, определив которые, педагог внушает ему уверенность в своих силах, в реальности изменения своей жизни.

Учитывая, что в реабилитационном центре социальный педагог работает с группой, важно незамедлительное ее изучение. Необходимо знать все нюансы отношений всех воспитанников в группе, степень влияния группы на каждого подростка. Какие дела больше всего интересуют группу? Как она строит свои отношения со средой?

Следует помнить, что у трудных подростков это могут быть враждебность, агрессивность, замкнутость. Отсюда, начиная с малой группы, следует оздоровить обстановку созданием клуба, спортивной секции, технических кружков,

И еще один путь перевоспитания трудных подростков - это включение в группу воспитанных подростков, что значительно сложнее других методов1.

В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опыту А.С. Макаренко, его "методу взрыва", когда, оказавшись в критической ситуации, подросток понимает свою безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потребность быть лучше. Но воспитанник достигнет успеха, если сможет изменить свои привычки и поступки.

Трудный подросток требует особого подхода. Это в полном смысле должен быть подход поэтапный, на первом этапе которого должны

быть установлены хорошие отношения с подростком и его окружением, точнее, должен быть установлен контакт, что в практике работы социального педагога достигается не сразу и не просто.

Здесь важно социальному педагогу еще до встречи познакомиться с личными делам подростка и в школе, и в комиссии по делам несовершеннолетних. Важно выяснить причину педагогической запущенности, а в дальнейшем стараться объединить педагогический процесс воспитания и процесс самовоспитания. Социальному педагогу важно овладеть приемом направления подростка к деятельности самосовершенствования.

Работая с трудными подростками, социальный педагог на каждого воспитанника составляет психологическую карту. В этом особенность работы социального педагога - работа с личностью.

Учитывая, что трудные подростки чаще всего особенно возбудимы, социальному педагогу важно выбрать для ребенка тот вид деятельности, который поможет ему во время конфликта быть сдержанным и терпеливым. Задача педагога состоит в воспитании у подростка терпимости, внимания, сдержанности.

Для воспитания этих качеств следует помнить, что подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзя поручать руководство маленькими.

Работая в реабилитационном центре с подростками, социальный педагог должен помнить о ряде условий, которые ему помогут достичь успеха.

Первое - установить контакт с подростком, чтобы общение дало возможность его познать. Познание ребенка - это второе, о чем должен помнить педагог. Знать его мысли, стремления, реакции, планы на будущее. Третье - установить добрые отношения, что поможет в его реабилитации1.

Подробная технология достичь контакта социального педагога с подростком разработана психологом Л.Б.Филоновым. Он выделяет несколько стадий в разговоре социального педагога с подростком. Это накопление согласий во взглядах, вызов согласий со стороны подростка, поиск его увлечений, понятие особенностей его увлечений и поведения, определение отрицательных качеств его личности, его реакция на постороннее влияние, выработка общих норм поведения и взаимодействия2.

Социалыюму педагогу о "неформалах" Учитывая, что так называемые "трудные подростки" составляют большинство в различных неформальных объединениях, социальному педагогу, работая с ними, следует иметь представление хотя бы частично об этом молодежном движении.

Обратимся к истории. Неформальные молодежные группы впервые возникли после второй мировой войны в европейских странах как неприятие молодежью в их странах общественных и экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это был протест против существующих порядков и поиск более справедливых форм человеческого существования.

В конце 40-х - начале 50-х гг. небольшие группы молодежи пытались противопоставить себя обществу. Они появлялись с особыми прическами и одеждой. Их жесты, язык, поведение, их музыка, интерес к политической жизни заставляли обращать на них внимание. Это - битники, обитавшие в подвалах, в примитивных одеждах; они искали смысл жизни.

В середине 50-х гг. во многих европейских странах появились "сердитые молодые люди" от 14 до 20 лет в кожаных пиджаках, без работы; многие из них потеряли в войну отцов. Как протест против своего положения они громили витрины магазинов и рекламы.

Позднее появилось движение теддов, озлобленные, они обрушивали свою ярость не только на имущество, но и на случайных прохожих, особенно не белого цвета кожи.

Юноши от 12 до 20 лет в начале 60-х гг. организовались в группу Tods. Дети квалифицированных рабочих, сами работающие, они бунтовали по воскресным дням.

Более массовым было движение хиппи. Они выдвигали человеколюбивую систему ценностей: "Творите любовь, а не войну". Их одежды представляли разные национальные культуры; красочные атрибуты: буддийские четки, индийские амулеты и талисманы, европейские гитары и губные гармошки. Символ движения - цветы. Они осуждали отцов за то, что общество отошло от естественных потребностей человека. Протестовали против уничтожения личности, индивидуальности каждого, выступали против формальных законов общества.

В 1964 г. под влиянием хипп-движения произошло массовое выступление студентов: демонстрации, баррикады, столкновения с полицией. Хиппи создавали небольшие мастерские, сельскохозяйственные фермы, пытались уйти от товарно-денежных отношений, отдавая продукты в своих магазинах бесплатно, что приводило

к разорению. Это была попытка создать коммуны как протест существующему обществу.

В этот период от хиппи отделяется группа йипи, которые звали народ к революционным преобразованиям. В 1968 г. 15 тыс. йипи организовали марш в Чикаго, где обсуждались кандидаты в президенты США. Три дня полиция демократической Америки, применяя дубинки и слезоточивые газы, жестоко избивала подростков. После этого движение йипи прекратило свое существование.

Кризис движения хиппи, разочарование и подавленность молодежи привели к проникновению в их движение идей сексуальной революции. Члены коммун хиппи вели общее хозяйство, сообща воспитывали детей, некоторые имели общих сексуальных партнеров.

В 70-е гг. среди молодежи возникают различные религиозные секты как более мирные протесты обществу: движение "зеленых", группы новой демократии, группа защиты прав женщин и безработных.

В развитых странах появляются рокеры - молодые люди из рабочих семей, учащиеся с мотоциклами. Они носились на большой скорости, оглушали ночные города, испытывая при этом чувство свободы. В ФРГ возникло движение фашистского толка нацирокеров.

В настоящее время массовое распространение приобрели фэн-клубы, где пропагандируется экстремизм и насилие, межнациональная вражда. Так, футбольный матч на кубок Европы ФРГ-Турция западногерманские фанаты превратили в демонстрацию ненависти к туркам.

Группа попперов выступала против протестующего поколения отцов, предлагая не обращать внимание на отрицательное в жизни, а наслаждаться существующими благами, находить их в своем окружении.

Огромной популярностью пользуются панки. Считая себя брошенными обществом, они стремятся вызвать к себе отвращение окружающих: ярко расписывают лица, наголо бреют голову, ходят в рваной одежде с собачьими ошейниками или цепями от унитаза на шее.

Новое молодежное неформальное движение кибер-панкизм имеет два направления: киберпанки осознающие и неосознающие свою принадлежность к неформалам. Больше вторых, это люди разного возраста, увлеченные компьютером. Увлечение техникой помогает им в установлении связи искусства и науки, литературы и промышленности.

В России неформальные группы молодежи появились также после Отечественной войны. В период перестройки их число возросло, молодежь включилась в мировое молодежное движение, представляя свою специфику. Существующие различные неформальные группы нередко контактируют друг с другом (А.П. Фаин). Хиппи, металлисты, панки часто знают друг друга и могут переходить из одной группы в другую.

Почему молодежь тянется к неформальным группам? Одни из любопытства, не вникая в философию движения, другие видят в движении интересную форму проведения времени, для третьих - поиск оригинального образа жизни.

У хиппи своя философская платформа, своя форма поведения. В их клуб может вступить каждый, участвующий в мероприятиях Системы. В России движение хиппи возникло в 60-х гг. Это был интерес молодежи к джинсовой одежде.

В конце 70-х гг. хиппи стали вытесняться панками, металлистами, брейкерами, но к 80-м гг. снова наблюдается интерес к движению хиппи. Сейчас московскую Систему хиппи составляет около 2 тыс. молодежи в возрасте 13-36 лет. Это школьники, студенты, рабочие, научная, техническая и художественная интеллигенция. Они меняют работу, работают сторожами, что дает свободное время днем. Система делится на "пионеров" и "олдов", или "мамонтов". "Пионеры" - это недавно вступившие в клуб, "олдовые" - старые члены клуба, серьезно вникающие в политику, религию, мистику, искусство. Хиппи носят длинные волосы на прямой пробор, лоб и затылок охватывает тонкая повязка, многие отпускают бороду. Их одежда и поведение объясняются стремлением не отрываться от природы.

Длинные волосы помогают контакту с космосом, с космическим разумом. Одеты в джинсы, свитера, нередко рваные, старомодные пальто; носят украшения, на шее джинсовый мешочек с документами. Зимой живут в городе, летом путешествуют, разбивают палаточные городки. В основе их философии - внутренняя свобода человека, независимость от общества, свобода в любви, что якобы способствует единению людей. Проповедуют пацифизм, выступают против службы в армии, верят в иную, высшую реальность, медитацию, которая поможет выйти в эту реальность. Хиппи - это своеобразный вызов современному обществу.

Распространено в России движение панков. У них петушинные прически, кожаный пиджак на голом теле, грубый жаргон, вызывающее поведение. Они устанавливают связи между городами. Появление их в городе сопровождается драками и грабежами.

Группы мажоров (псевдоамериканцы, псевдоангличане, псевдофранцузы) предпочитают одеваться только в вещи из этих стран, собираются у гостиниц, где останавливаются иностранцы, демонстрируют приобретенные одежды. Они - за сильного предприимчивого человека, владеющего несколькими языками, против наркотиков, за активный спорт.

Рокеры на мотоциклах без глушителей на большой скорости, группами, по ночам демонстрируют свое пренебрежение к обществу: угоняют чужие мотоциклы, не имеют водительских прав, вступают в связь с уголовными элементами.

Саталлисты - это поклонники определенного певца, футбольной команды - "фанаты".

Поклонники металлического рока - сейчас наиболее распространенная группа.

Их несколько видов: "тяжелый металлический рок", "черный металлический рок" и "скоростной металлический рок". Агрессивный внешний вид, черная одежда, отточенные шипы, металлические украшения на груди, перевернутый крест, слово "сатана" на английском языке. Они агрессивны, исповедуют культ сатаны, проповедуют расизм и шовинизм, к ним тянутся подростки, которых привлекает такой внешний вид. Это "лохи", быстро впитывающие агрессивность. Среди металлистов встречаются ценители металлического рока, увлеченные музыкой, миролюбивые, состоящие в контакте с официальными организациями.

Получили распространение правоэкстремистские группы - неофашисты. В черных куртках, узких брюках, белая рубашка с узким галстуком, кирзовые сапоги или ботинки, татуировка свастики - атрибуты этих групп. Они копируют соподчинение фашистской партии Гитлера: "гаупштурмфюрер", "штурмбанфюрер" и др. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, чернную магию, занимаются спортом. Возглавляет группы чаще всего взрослый с реакционными взглядами. Такие группы становятся социально опасными.

Члены левоэкстремистских групп поклоняются видным советским политическим деятелям. Они пострижены под полубокс, волосы зачесаны назад, носят значки своих кумиров, отвергают западную культуру, освистывают западных певцов, отнимают у детей импортные вещи. Чтобы работать с такими подростками, социальному педагогу следует знать особенности каждой группы, особенности каждого подростка, уметь убедительно вести с ним диалог. Необходимо знать о существующих группах в городе, поселке, районе, кто в них входит, связаны ли с наркоманией, правонарушениями, спекуляцией, развратом. Знать их интересы, культурный

уровень, идеалы, убеждения, стремления, знать о структуре групп, правилах приема, то как определяется лидер, как относятся к обществу.

Ученые проанализировали причины участия подростков в неформальных группах. Это: стремление познать необычное, особенно современное западное искусство; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива; отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учебе; потребность в эмоциональных впечатлениях; отсутствие индивидуального подхода в школе, при наличии задержки в умственном развитии у отдельных учеников; невнимание к подросткам в семье, безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность; оригинальность впечатлений, получаемых подростками в группах, внутренняя свобода; возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях (И.А. Невский).

Ленинградские ученые проанализировали 40 дворовых "тусовок", в которых 70% были юноши, 30% - девушки, в основном несовершеннолетние подростки.

Первостепенная причина ухода подростков в неформалы - это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых. Каждый восьмой из пришедших в неформалы тот, кто "не знал, как жить дальше" (Н. Кофырин).

Ученые разработали рекомендации педагогу, работающему с подобными подростками. Прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому участнику группы и дифференцированный подход к каждой группе (В.С. Овчинский). Надо делать упор не на запрещение групп, а на обсуждение проблем, волнующих эту молодежь, убеждать в заблуждениях, показать истинные ценности отечественной и зарубежной культуры.

Необходимо найти с этими подростками общий язык, суметь разобраться с волнующими их проблемами. Не запрещая группы, найти пути создания условий для самовыражения и самореализации подростков (Д.И. Фельдштейн).

В некоторых случаях следует применять и запрет, если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, проституция, неофашизм, и тогда, когда деятельность группы приобретает противоправный характер. Необходимо в таких случаях разобщать группу, переориентировать подростков на общественно-полезную работу, нейтрализовать лидеров. При этом, главное, работать с каждым подростком отдельно.

Ученые разработали программу экономических и правовых знаний, которые необходимы подростку, вступающему в самостоятельную жизнь. Здесь важно, что в результате подобного просвещения

формируется социальная защищенность подростка. В некоторых школах для учащихся 9-х классов проводятся занятия факультатива "Основы социальной защищенности"1, на которых даются экономические и правовые знания с учетом интереса ребят, а также формируются умения по защите своих интересов и социальных гарантий.

В содержание факультативного курса вошли вопросы трудового законодательства, трудовых отношений, безработицы, занятости населения, изучение закона Российской Федерации "О занятости населения", налогов и налогового законодательства.

Большинство занятий несут практический характер. Так, при изучении тем, связанных с рынком труда, ученики разбирают ситуацию "Конфликт на бирже труда". Проводится деловая игра "Поиск работы"2.

Одна из форм предупреждения правонарушений подростков - это их вовлечение в правоохранительную деятельность, где социальный педагог работает в тесном контакте с комиссией по делам несовершеннолетних.

В плане этой лекции следует рассмотреть статью известного отечественного педагога В.Н.Сороки-Росинского о трудных детях. Она написана в 20-е гг., но поднимаемые им проблемы актуальны сегодня.

В.Н. Сорока-Росинский

Трудновоспитуемые

(в сокращении)

До революции и в педагогической литературе, и в педагогической практике уделялось известное место той категории детей, которых прежде называли малолетними преступниками и которые воспитывались в особых воспитательно-исправительных учреждениях, направляясь туда по приговору суда. Что же касается до трудновоспитуемых, то о них почти ничего не говорилось, и, разумеется, не оттого, что трудновоспитуемых прежде не было.

Они были и до революции, но обыкновенно, помыкавшись по разным школам и интернатам, они всюду изгонялись, а затем и вовсе выбрасывались за борт школы и, таким образом, не затрудняли ее больше вопросом о своем воспитании, по крайней мере до того момента, пока

они не становились малолетними преступниками и не поступали на попечение упомянутых воспитательно-исправительных учреждений.

Ныне тяжелые условия переживаемой нами эпохи дали очень большой процент всякого рода дефективных детей, и трудновоспитуемых в частности. Но теперь школа нормального типа не может так легко отмахнуться от них, попросту выбросить их за борт, как это делалось прежде; ныне вопрос о трудновоспитуемых ставится совсем иначе - трудновоспитуемые нередко переворачивают вверх дном школы и детские дома нормального типа, делая невозможным в них правильный ход учебно-воспитательного дела.

Для трудновоспитуемых нужны учреждения особого типа - таково решение этого вопроса. Вопрос заключается в том, какого типа должны быть эти учреждения, такого ли, как для морально дефективных детей, или здесь необходим совсем иной, особый тип воспитания и обучения.

Обычно принято смешивать эти категории детей, объединяя их под общим наименованием дефективных, и с внешней стороны такое объединение кажется вполне законным - ведь в самом деле каждый дефективный ребенок трудновоспитуем, а каждый трудновоспитуемый оттого-то и труден, что обладает каким-нибудь дефектом...

...Тот или иной ребенок может оказаться трудным вовсе не в силу какой-либо дефекта в частности, а наоборот - по причине сложности и богатства своей натуры...: сильные и талантливые натуры развиваются зачастую очень бурно, а с другой стороны - умеренность и аккуратность, столь милые сердцу многих педагогов, вовсе не всегда говорят о чем-нибудь ценном в духовном отношении. Чичиков в литературе и Аракчеев в истории были примерными воспитанниками, приводившими в умиление своих воспитателей, как раз-то наиболее яркие во всех отраслях жизни люди очень часто бывали горем для родителей и воспитателей и предметом их отчаяния - достаточно прочесть биографии наших выдающихся писателей и общественных деятелей, чтобы многих из них отнести к числу трудновоспитуемых.

Нет, трудновоспитуемость не всегда означает дефективность...

...Раньше, не говоря уже о резких случаях дефективности физической и умственной, очень много детей самых разных категорий считались трудновоспитуемыми только потому, что в школе нормального типа с ними приходилось трудно, но вот отсюда выделили умственно отсталых, выделили морально дефективных, затем невропатов, нуждающихся в медико-педагогическом воздействии, затем переростков, и все-таки за вычетом всего этого остается еще какой-то остаток, который готовы признать какой-то особой категорией, отличной от всех других, вышеперечисленных, но который, с другой стороны, при попытках более точного определения вновь готовы смешать со всей массой трудновоспитуемых,

из которой он был выделен, и только потому, что дети, принадлежащие к этому недостаточно дифференцированному виду трудно-воспитуемости, имеют сходные с остальными ее видами черты.

Вместо термина "трудновоспитуемость", принимаемого в широком смысле этого слова, мы будем употреблять выражение "уклонение от нормы".

Но уклонения могут быть следующего вида: вниз от нормы, вверх от нормы и, если так можно выразиться, в сторону от нормы. Эти три вида уклонения мы условимся называть:

1. субнормность, или дефективность;

2. супранормность, или повышенная одаренность натуры;

3. денормность, или уклонение от нормы в узком смысле этого слова.

По своему происхождению всякое уклонение от нормы может быть двояким:

1. экзогенным, когда оно происходит под влиянием внешней обстановки и идет от периферии психики к ее ядру;

2. эндогенным, когда оно является результатом какой-нибудь органической особенности душевной или нервной природы человека.

И вот, рассматривая с этой точки зрения различные типы уклонения от нормы, мы можем отметить следующие типы характеров, из которых каждый требует особого к себе подхода, особого типа воспитания и соответственно с этим особого типа учебно-воспитательного учреждения.

1. Представим себе ребенка вполне здорового в духовном отношении, не уклоняющегося в отношении одаренности ни вверх, ни вниз от нормы, потенциально, так сказать, вполне нормального ребенка школьного возраста и предположим, что внешние условия оказали неблагоприятные влияние на его развитие: мы будем тогда иметь случай экзогенной деформации духовной личности ребенка, где могут быть следующие две возможности.

а) Деформация сравнительно поверхностная, не успевшая исказить и изуродовать устоев духовной личности ребенка, т.е. мы берем типичный случай - мальчик благодаря тяжелым условиям переживаемой нами эпохи оторвался от семьи, попал на улицу, стал поворовывать, перестал ходить в школу, привык бродяжничать, просветился в сексуальном отношении, исхулиганился, но все это так, что здоровое ядро его личности осталось все-таки нетронутым, что вся порча отразилась на периферии его характера, не создав еще устойчивых соединений и прочных дурных привычек.

Что же это, моральная дефективность или что-нибудь иное?

Нет, это денормность только, так как порча моральной стороны психики носит лишь поверхностный временный характер, т.е. то, что временно

случается со всяким нормальным человеком. Это от педагогической запущенности, т.е. от запущенности в отношении воспитания и обучения.

...Для такого мальчика нужна школа-интернат особого типа, переходного между учреждением для дефективных и нормальной школой, нужна лишь здоровая трудовая атмосфера, хорошая дисциплина, хорошая выправка ума и воли - в такой атмосфере здоровая по существу натура мальчика скоро сама потянется к осмысленному труду и постепенно забудет все скверные привычки; общество же дефективных замедлит этот процесс самооздоровления, самолечения психики и даже исказит его.

Весь вопрос заключается в том, насколько велика запущенность такого мальчика, может ли он нагнать своих сверстников и продолжать обучение во второй ступени, или это для него уже недостаточно. В первом случае его нужно вернуть в школу нормального типа, во втором случае надо дать какое-нибудь ремесло или возможность получить какую-нибудь профессию, сообразно с одаренностью.

б) Берем второй случай - вполне здоровый и нормальный в нервно-психическом отношении мальчик с экзогенной деформацией психики, но настолько глубокой и упорной, что она отразилась не только на периферии психики, но и на здоровом ее ядре, сообщив ей дефективные привычки и наклонности - мальчик ворует, привык уже к воровству и видит в нем наиболее удобный способ существования; он привык к бродяжничеству, сделался неисправимым бегуном не из-за какой-нибудь болезненной страсти, а просто потому, что вне детского дома он всегда умеет устроиться с большим для себя удобствами, промышляя всякими видами уличного промысла - от мелкой торговли до воровства включительно... Приспособиться к уличной жизни ему помогло общее здоровье психики - ведь он обладает достаточно развитым интеллектом, умеет ставить цели и добиваться их осуществления, он владеет собой, достаточно деятелен, энергичен и предприимчив, достаточно уравновешен в проявлениях своих эмоций...

...У такого типа мы, наряду с порочными сторонами, можем найти и своеобразное благородство, чувство чести, шаечной, но все-таки чести, найдем и умение любить и привязываться, и способность к героизму и даже к самопожертвованию. И при всем этом на таких ребят надо смотреть как на в высшей степени опасных в общественном отношении, особенно если при этом они умны, темпераментны и талантливы, - из них могут впоследствии выработаться вожаки и атаманы вредных шаек.

...Таких ребят следует признать морально субнормальными, надолго изолировать в особых воспитательно-исправительных учреждениях для правонарушителей и продержать там достаточно продолжительное

время. Не следовало бы отсюда прямо выпускать их в жизнь, но предварительно пропустить через учреждение со строгой дисциплиной, например, через военную школу либо через техническую школу с напряженной трудовой дисциплиной.

После продолжительного периода перевоспитания такие ребята могут совершенно исправиться и, получив необходимые для жизни честным трудом знания, могут стать полезными членами общества...

2. Перейдем к видам уклонения от нормы эндогенного происхождения. Здесь мы будем иметь дело с проявлениями болезненной конституции психики, на которой чрезвычайно тяжело отразилась пережитая эпоха войны и революции, с тяжелой наследственностью, с различными органическими дефектами нервной системы и психики. Мы ограничимся рассмотрением уклонений от нормы, когда оно не требует специального лечебного режима.

а) Сюда войдут всякого рода психоневротики, истерики, неврастеники, дети с разного рода дефектами в области эмоциональной и волевой, дать общую характеристику которых очень затруднительно ввиду удивительного разнообразия форм уклонения от нормы. Одним из наиболее характерных признаков в данном случае будет общая неустойчивость психики, плохая ее сопротивляемость вредным влияниям, повышенная эмоциональная возбудимость, слабость задерживающих центров и сильная наклонность ко всякого рода душевным вывертам.

При всем разнообразии уклонений от нормы наметим некоторые основные группы.

Вот мальчик 14 лет А. Б., истерик, с чрезвычайной эмоциональной возбудимостью, вспыльчивый, невыдержанный, самолюбивый. Будучи в нормальном детском доме, он постоянно дерзил, грубил, совершенно не подчинялся дисциплине, совершал побеги, разрушал вещи и производил всякого рода беспорядок, доходя в приступах нервного возбуждения до припадков гнева и грубости, теряя в таких случаях всякое обладание собою и кидаясь на воспитательниц. Но при всем этом А.Б. не может быть признан аморальным - он не ворует, доступен раскаянию, старается загладить свои промахи, у него есть чувство чести, он дорожит хорошим о себе мнением и всячески старается исправиться, порученную работу выполняет добросовестно, часто выбирается на разного рода административные посты ученического самоуправления...

Разумеется, такому мальчику не место в детском доме нормального типа - он становится коноводом, чувствует свою силу и безнаказанность, заражает товарищей своим настроением и в результате портит всех, да и его там портят, так как здесь требуется особый режим, особый подход. Но такому не место и среди морально дефективных - благодаря своей слабой сопротивляемости дурным влияниям он рискует лишь развратиться....Два года пребывания в специальном для

таких детей учебно-воспитательном учреждении - и он может быть возвращен в школу нормального типа... Разумеется, некоторая неуравновешенность останется у него надолго, может быть и на всю жизнь, он всегда будет во главе протестующих, ему трудно будет ладить с окружающими...

б) Второй случай - наиболее характерный для питомцев воспитательно-исправительных учреждений: на почве эндогенного извращения психики при общей ее болезненности, либо вследствие дурной наследственности, либо из-за тех или иных органических недостатков мы имеем более или менее стойкое повреждение морального чувства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поучение Владимира Мономаха 22 страница | Поучение Владимира Мономаха 24 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.