Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение творчества Гайдара

На протяжении многих десятилетий интерес к личности, биографии и творчеству А.П. Гайдара был необычайно велик, причем не только со стороны юных читателей, критиков, исследователей литературы, но и широкой общественности. Это и неудивительно: Аркадий Гайдар — феноменальное явление не только в литературе, но и во всей культуре первых десятилетий XX века.

За шесть десятилетий своего существования литература о Гайдаре накопила немалый опыт, выработала свои традиции, создала свой «золотой фонд», а в науке даже сформировалось особое литературное направление — гайдароведение.

История изучения творчества Гайдара прошла три этапа. Предложенная периодизация носит условный характер. Она основывается на степени вклада критики и литературоведения разных лет в создание и разрушение мифа о Гайдаре.

1. «Домифологический» период (20—е—начало 40-х гг. ХХ в.) включает прижизненные публикации о писателе, характеризуется началом процесса мифологизации Гайдара. Она протекала в контексте общей мифологизации литературы этого периода на фоне утверждения принципа партийности как основного критерия оценки.

2. «Мифологический» период (50—80-е гг. XX века) складывается большое научно-исследовательское и идеолого-пропагандистское направление – гайдароведение. Создается миф о писателе — «Всаднике, скачущем впереди». Вклад в мифологизацию Гайдара внесли идеологи и ученые разных отраслей науки: педагогики, политологии, психологии, филологии и т. д.

Жизни и творчеству Гайдара было посвящено множество работ. Среди них—как произведения художественного плана, в которых Гайдар—главное действующее лицо, и воспоминания родных и друзей писателя, так и—безусловное большинство—критические статьи и монографии биографов, литературоведов и лингвистов. Этим список изданий о писателе не ограничивается: тут и литературные хроники, и документы, и дневники писателя, и письма, и снабженные многочисленными фотографиями пособия для учителей. И конечно, сами произведения Гайдара.

Следует отметить книги Е. Путиловой «О творчестве Гайдара» (Л., 1960), В. Смирновой «Аркадий Гайдар (М., 1961), «Жизнь и творчество Гайдара», А. Ивича «Воспитание поколений» (М., 1961), Б. Сарнова «Страна нашего детства» (М., 1965).

3. Постмифологический период (90-х гг. ХХ века по сегодняшний день). Происходит демифологизация феномена личности и творчества писателя, сопровождающаяся обилием негативных, подчас ложных публикаций о Гайдаре, что к концу десятилетия приводит к падению общественного интереса к писателю. В научном гайдароведении этого периода главной становится задача переоценки писателя: научно-обоснованного отделения мифа от правды об А. П. Гайдаре.

Целостного научного осмысления история гайдароведения на сегодняшний день не получила, несмотря на то, что как направление в литературоведении продолжает существовать и развиваться на качественно новом уровне.

В связи с идеологической переориентацией общества, начавшейся на рубеже 80 — 90-х годов XX века, возникает новая волна интереса к творчеству и феномену личности Аркадия Гайдара. Появляются публикации, где приводятся неизвестные, замалчивавшиеся ранее по тем или иным причинам факты, которые при всей их противоречивости в итоге послужили более глубокому осмыслению места писателя в истории детской литературы.

«Обличающие» факты из биографии писателя начали появляться с приходом в большую политику его внука Егора Гайдара. Недовольные быстро сориентировались, решив несостоятельность внука показать на фоне «зверств» деда.

Демифологизация сопровождалась чередой не подтвержденных документально и научно не обоснованных публикаций в прессе о писателе (В. Солоухин «Соленое озеро»[4]—Гайдар-палач, Ю. Прошутинский «Не читайте детям Гайдара!», С. Мельник «Тайна гибели Гайдара» и др.)

В документальной повести В. Солоухина «Соленое озеро» рассказывается, как 18-летний командир полка Гайдар выслеживал группировку есаула И. Соловьева, насчитывающую от 600 до 1000 человек. Читатели узнали шокирующие факты из жизни писателя. Например: «Голиков хватал десяток-полтора жителей того или иного улуса, предпочтительнее женщин среднего возраста и объявлял: «Если не скажете, где скрывается Соловьев, утром всех расстреляю». И на самом деле расстреливал… Или как он объявил одному аилу: «Если не скажете, где скрывается Соловьев, расстреляю весь аил». И действительно выстроил всех, и женщин и стариков и детей, в одну линейку и всех перекосил из пулемета. По одной версии 86 человек, по другой—134…

А еще рассказывают, как он в одном аиле трупами расстрелянных доверху набил деревенский колодец».

Еще один всплеск изучения жизни и творчества Гайдара возник в 2004 году, когда в России праздновалось 100-летие писателя.

На экраны вышел фильм «Аркадий Гайдар». Голос за кадром рассказывал, что детский писатель №1 эпохи первых пятилеток убивал безоружных людей, пил горькую, был неврастеником. Гайдар — «палач Хакассии» — таким он выглядит и в фильме, и в повести Солоухина «Соленое озеро».

Авторы фильма ставили Гайдару в вину, что он, воюя в Сибири с крестьянскими повстанцами, расстрелял четырех пленных. Гайдар вел особый дневник — дневник кошмарных, повторяющихся сновидений, заносимых на его страницы под условными номерами. "Опять сон по типу такого-то". И лишь изредка прорывалось в этом дневнике по существу: "Опять снились люди, убитые мною в детстве".

Гайдар воевал с бандитами. А с бандитами не воюют в белых перчатках, с применением дуэльного кодекса.

Гайдар делал тогда то же, что и другие,—участвовал в гражданской войне. Как человек военный, командир полка, он выполнял приказ. Дезертиров он презирал (вспомните рассказ «Р.В.С.»).

Повзрослевший Г. каялся в том, что участвовал в грязном тамбовском деле. Критик Григорий Ершов, в 30-е гг.—редактор журналов «Мурзилка», «Дружные ребята» и «Смена», вспоминает, что, читая ему (по памяти) свой автобиографический рассказ «Серебряные трубы», написанный на тему «тамбовской войны», Г. под конец разрыдался—так ярко, по-видимому, всплыли в его памяти обстоятельства тех кровавых событий, которые он хотел бы, наверное, навсегда вычеркнуть из своей памяти. Хотел, но не смог. Позднее текст этого рассказа потерялся.

По воспоминаниям современников, он отличался патологической жестокостью, что вызывало сомнения в его психическом здоровье. Со времен гражданской войны Гайдар стал алкоголиком, страдал запоями, его мучили кошмары. Всю жизнь был подвержен депрессии и даже пытался покончить жизнь самоубийством. Он не только пил. Его невроз заключался в том, что он брал бритву, наносил себе множественные порезы по всему телу, и оттуда долго сочилась кровь. Его детская психика не выдержала жестокостей гражданской войны.

Он мальчишкой ушел на фронт, вот он воевал. Он перенес эту трагедию. Психобольницы, письма – почему я не могу смотреть людям в глаза? Он всю жизнь жил с этим чувством вины.

«Гайдар — боец за светлое царство социализма» превратился в «палача хакасского народа», «патологического убийцу», «маньяка с замашками садиста», самоубийцу и алкоголика.

Литературовед И. Арзамасцева в статье «О Гайдаре, оставленном позади»[5] утверждает, что и противники, и защитники Гайдара сегодня с полным правом могут сказать: «Он же был совсем не такой…» и будут по-своему правы.

Гайдар, как «Всадник, скачущий впереди» – это биография «обыкновенного человека в необыкновенное время». Гайдара сделали идеологическим мифом своего времени.

Неразумно винить с высоты 21 века 14-летнего подростка в том, что он делал 80 лет назад. Не случайно герою «Школы» Борису Горикову, когда он бежит на фронт, уже 15, а не 14 лет, как Аркадию Голикову. Видимо, Гайдар понимал, что даже для того времени 14 лет—малоподходящий возраст для участия в гражданской войне.

Давно известно: истинная жизнь писателя—в его книгах. А книги Г. не учат злу—ни на одной страничке, ни в одной строчке, напротив, они неизменно учат добру.

Литературные споры вокруг имени писателя будут продолжаться. Подтверждением тому может служить мысль, которую высказал однажды Сергей Сивоконь, что в наше время Гайдар стал жертвой непонимания не столько читателей, сколько издателей, что как писатель он еще по-настоящему не прочитан, а по серьезному счету даже еще не открыт.

Такие негативные публикации повлияли на отношение общества к писателю. Гайдар был изгнан с «корабля современности».

Показательно в этом плане изъятие произведений Гайдара из школьной программы. Остался лишь небольшой рассказ «Совесть». Некоторое учителя вводит в список литературы для внеклассного чтения «Тимура и его команду», «Голубую чашку», «Чука и Гека», «Сказку о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», «Горячий камень». К сожалению, это свойственно лишь небольшой группе учителей-энтузиастов. Чаще всего имени и фамилии Гайдара современные школьники не знают.

Свернули переиздания гайдаровских книг.

О Гайдаре говорить сегодня трудно. Резко изменилось время, изменились и взгляды нашего общества.

В 90-е гг. на 1-м плане в гайдароведении ставились преимущественно проблемы, связанные с научным осмыслением вновь открывшихся фактов биографии в контексте жизни и творчества Гайдара.

На рубеже 20—21 вв. актуальным становится решение целостного, концептуального подхода к изучению литературно-личностного подхода в контексте отечественной и мировой литературы—и как следствие—актуализация нового прочтения писателя.

В последнее время выделились 2 основных научных центра гайдароведения—Арзамас и Пермь—города, связанные с тв-вом писателя.

Выделим издания, вышедшие в 21 в.: «Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения» (Арзамас, 2001), «Перечитывая Гайдара сегодня» (М., 2004), «Творчество Аркадия Гайдара. Герой. Жанр. Слог» (под ред. И.Г. Минераловой.—М., 2006).

Пришло время всмотреться в облик писателя и не только оценить в нем цельную личность, но и увидеть сложную, противоречивую судьбу; понять гайдаровскую концепцию детства и принять его идею гармонизации, гуманизации жизни детей с окружающим миром, его идеал свободно развивающейся личности.

Современный биографический и критический материал позволяет во многом по-новому «увидеть» и переосмыслить жизненный и творческий путь A.П. Гайдара. Стало очевидным, что созданный ранее литературный портрет писателя оказался слишком мифологизированным. Поэтому сегодня возникла необходимость освободить образ Аркадия Гайдара от хрестоматийного глянца и представить его живой, полнокровной личностью, не забывая о том, что историческое и нравственно-эстетическое значение его наследия достаточно велико.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Биография Гайдара | Творчество А.П. Гайдара
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.