Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика преодоления тупиковых ситуаций

Методы поиска идей (технических решений)

Систематизацией и изучением методов решения творческих задач занимается научная дисциплина, называемая эвристикой. Этот термин впервые использован Павлом Александрийским (III в. до н. э.). Эвристика -наука о методах решения творческих задач. Наиболее распространенными методами решения крупных творческих задач абстрактного характера являются "мозговой штурм" и синектика.

"Мозговой штурм" направлен на усовершенствование традиционного метода поиска "проб и ошибок", сущность которого заключается в том, что изобретатель выдвигает идею, а затем ее проверяет, и так многократно до достижения требуемого результата. Однако люди имеют различные наклонности, одни склонны к генерированию идей, а другие - к анализу. Одни блистают критическим воображением, а другие творческим и т.д. Учитывая это обстоятельство американский исследователь Осборн предложил (1953 г.) создать две группы поиска идей, одна из которых выдвигает идею, а другая их анализирует.

Основные правила мозгового штурма.

1 В группу "генераторов" входят различные специалисты.

2 Свободно высказываются любые идеи, даже фантастические. Идеи высказываются без доказательств с фиксированием в протоколе, на магнитофоне или предъявляются на карточках. Регламент одна минута.

3 Запрещена всякая критика, даже молчаливая.

4 Атмосфера должна быть доброжелательной. Желательно, чтобы идеи подхватывались другими участниками, развивались и уточнялись.

5 При экспертизе необходимо анализировать все идеи, даже те которые кажутся несерьезными.

Существуют различные разновидности мозгового штурма:

а) обратный штурм (поиск недостатков),

б) индивидуальный,

в) парный,

г) двухстадийный,

д) поэтапный.

"Бестолковость" поисков при "мозговом штурме" компенсируется количеством идей, однако применение метода связано с потерей рабочего времени многих сотрудников. Выигрыш достигается только за счет сокращения малоэффектных попыток. Мозговой штурм целесообразен при решении задач, которые не являются точными или узкоспециальными. В противном случае мозговой штурм нуждается в усовершенствовании, например в форме профессионального мозгового штурма.

Метод "Синектика" предложен американским исследователем Уильямом Гордоном, который основал в 1960 г. фирму с аналогичным названием. Название метода происходит от греческого "синектикс" - "соединение разнородных элементов". Синектиканаправлена на совершенствование мозгового штурма.

В проспекте фирмы "Синектика" дано определение: "синектическая группа - группа людей разных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческого решения проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов". Таким образом, в основу синектики положен мозговой штурм, проводимый постоянной группой с последовательным критическим анализом вариантов. Такие группы накапливают опыт, совершенствуя взаимодействие, и работают сильнее случайно собранных.

Решение задачи синектической группой осуществляется в следующей последовательности:

а) ознакомление с проблемой "как она есть",

б) уточнение проблемы и превращение ее в такую "как она понимается",

в) решение проблемы путем поиска новых точек зрения с целью"сбить" психологическую инерцию.

Для этого в синектике существуют четыре вида аналогии.

1 Прямая аналогия предполагает сравнение рассматриваемого объекта с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли или даже из природы, художественной литературы и т.д. Заимствование идей из другой области требует от инженера определенного минимума знаний из этой области, например, бионика - использование механизма живой природы — требует минимума знаний по биологии и особенно по физиологии.

2 Личная (субъективная) аналогия, или эмпатия, заключается в том, что человек "вживается" в функцию совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства и ощущения. Эта аналогия чаще используется в сфере человеческих отношений. В сфере науки и техники задача эмпатии заключается в том, чтобы стать некоторым объектом и прочувствовать его поведение и реакцию.

3 Символическая аналогия - обобщенная абстрактная аналогия. Она предполагает использование ярких абстрактных образов, позволяющих активизировать творческий процесс. Например, для шлифовального круга - "точная шероховатость". Символическая аналогия-это и многие поэтические метафоры и сравнения, в которых отождествляются характеристики объекта: например, устье реки (факела распыла), заглушить вибрацию, подавить сопротивление. Использование символической аналогии позволяет оживить воображение и преодолеть психологическую фиксированность.

4 Фантастическая аналогия - предполагает виртуальное применение каких-нибудь фантастических существ и средств, выполняющие идеально то, что требуется (гномики, сапоги скороходы, скатерть самобранка). Фантазия - творческое воображение, связанное с желанием, чтобы произошло то, что хочется. Использование фантазии для симулирования новых идей заключается в размышлении над некоторыми фантастическими "сказочно" идеальными решениями. Существует вероятность того, что вы придете в своих размышлениях к новой идее или точке зрения. Фантазия у человека развивается путем систематических специальных упражнений. Одна из попыток в этом направлении предпринята профессором Стэнфордского университета Дж. Арнольдом. По его методу предлагается решать изобретательские задачи в условиях воображаемой планеты Арк-тур IV со специфическими условиями (температура -100 °С, силой тяжести 10g, с атмосферой из смеси метана и аммиака и т.п.).

В России разработан и внедрен курс развития творческого воображения, включающий обучение фантограммам - таблицам, на одной оси которых записаны изменяющиеся характеристики объекта, а на другой - главные приемы изменения. Ход синектического заседания либо записывается на пленку, либо стенографируется. Синектическая группа выполняет свою работу в следующей последовательности:

1) Освоение проблемы на уровне "проблема как она есть" с использованием традиционных формулировок.

2) "Очищение проблемы от очевидных решений" - дискуссия путем высказывания взглядов на очевидные решения, которые не дадут больше, чем известные результаты.

3) "Превращение необычного в привычное" - поиск аналогий, направленный на выражение проблемы в терминах, которые находятся в ходу у синектической группы.

4) Освоение проблемы на уровне "проблема как она понята" путем определения главных противоречий и трудностей, мешающих решению проблемы.

5) Работа группы по "наводящим вопросам", которые задаются председателем группы, предлагающим дать решение, пользуясь одной из аналогий. Члены группы в свободной манере проигрывают каждый наводящий вопрос. Если аналогии становятся очень абстрактными, то дискуссия направляется в русло проблемы "как она понята".

При появлении перспективной идеи ее развивают до той степени, когда ее можно воспроизвести материально и опробовать.

Члены группы испытывают большой душевный подъем при подходе и достижении положительного результата, но после этого, как правило, наступает физическое и психическое изнеможение.

Синектика используется для решения крупных проблем обобщенного характера. Она является наиболее сильным способом решения проблем, из числа методов, используемых в зарубежной практике.

Методика преодоления тупиковых ситуаций применяется для нахождения новых направлений поиска, если очевидная область поиска не дала приемлемого решения. Здесь, как во многих других методах, широко используются приемы преодоления функциональной фиксированности, психологической инерции и активации восприятия (инверсии, модификации, ассоциации и др.).

Ассоциация - прием решения проблем, направленный на поиск параллелей - "ассоциаций" с решенными проблемами других авторов (собственная идея может быть оригинальной только в части применения ее к решению конкретной задачи). Модификацией называют усовершенствование заимствованной идеи.

Инверсия — метод преодоления психологической инерции путем сознательного отказа от прежних взглядов на задачу с тем, чтобы взглянуть на нее с совершенно противоположных позиций.

Методика ликвидации тупиковых ситуаций не имеет какой-то строгой последовательности и может быть реализована в нескольких вариантах, один из которых может оказаться полезным при выходе из тупика. Возможны варианты выхода из тупика:

1 Преобразование имеющегося неудовлетворительного решения. Например, возможные преобразования по Осборну: использовать по другому; приспособить; модифицировать; усилить; ослабить; изменить; перекомпоновать; объединить, обратить и др.

2 Поиск новых взаимосвязей между частями имеющегося неудовлетворительного решения: используется матрица взаимосвязи для исследования того, в каком взаимодействии находится отдельные элементы объекта.

3 Переоценка проектной ситуации: своеобразное использование метода аналогий применительно к проблеме, а не только к ее решениям.

Нередко самым надежным способом выйти из затруднительного положения является следование совету Мэтчетта - неоднократно возвращайтесь к анализу первичной функциональной потребности объекта, к тому первичному требованию, которое должно быть удовлетворено. Например, при проектировании туннеля под Ла-Маншем возникла проблема удаления выхлопных газов из туннеля большой протяженности. Однако после возврата к первичной функциональной потребности - необходимости проводки автомобиля на большой скорости - приходят к выводу о целесообразности использования электропоездов с платформами для транспортирования.

4 Метод морфологического ящика. Использован впервые в 1942 г. американским астрономом швейцарского происхождения Ф. Цвикки. Проектирование по этому методу включает два этапа: а) морфологический анализ гипотетического объекта, б) синтез объекта.

На первом этапе изучают набор функций, которые выполняет объект, его общее (абстрактное) строение, и состав элементов, которые могут выполнять требуемые функции. На втором этапе синтезируют различные варианты объекта, используя морфологические элементы, полученные на первом этапе. По Цвикки морфологический ящик - это все мыслимые в рамках задачи варианты объекта. Выбор варианта должен быть осуществлен на основе системного анализа.

В заключение следует обратить внимание на то, что представленные методы решения творческих задач следует рассматривать как "вспомогательное орудие творчества". Несмотря на кажущуюся легковесность рассмотренных методов, надо понимать, что они основаны на достаточно серьезных научно обоснованных принципах. При очевидном отсутствии решений методы позволяют либо расширить область поиска, либо выбрать для него новую область.

Овладение этими методами обычно не вызывает особых проблем, однако нежелание прибегать к "умственным трюкам" может сделать их бесполезными. Всегда требуется некоторое усилие, чтобы признать, что мы находимся в некотором "умственном тупике" и в соответствии с этим сознательно изменить стратегию.

Рассмотренные методы активизации поиска, каждый по своему, реализуют некоторую тактику перебора вариантов. Эти методы универсальны, однако малоэффективны при решении узкоспециальных изобретательских задач, для решения которых требуется перебрать десятки тысяч вариантов. Для решения такого рода задач в отечественной практике используется эвристическая программа АРИЗ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы решения творческих задач | Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.