Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологические и экономические задачи современного лесоустройства. Список літератури № з/п Найменування навчальної літератури №№ модулів Рік видання Автори Основы научно-технического

Список літератури

№ з/п Найменування навчальної літератури №№ модулів Рік видання Автори
  Основы научно-технического творчества: Учебно-метод. пособие для преподавателей вузов, ведущих подготовку бакалавров и магистров по направлению 550000 – «Техн. Науки » 1,2         Михелькевич В.Н.; Радомский В.М.
  Нові технології навчання 1,2   Зайчук В.О.
  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования 1,2   Полат Е.С.
  Педагогические технологии 1,2   Кукушкина В.С.
  Креативна педагогика и психология 1,2   Морозов А.В.
  Інноваційні педагогічні технології 1,2   Дичківська І.М
  Информационные технологи в образовании 1,2   Захарова И.Г.
  Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения 1,2   Хуторской А.В.
  Преподавание и воспитание в высшей школе. Методологии,цели и содержание, творчество 1,2   Фокин Ю.Г.
  Основи наукових досліджень 1,2   Артюх С.Ф., Лізан I.Я., Голопьоров I.В., Несторук Н.А.

 

 

Ст. 1 ЛК предусматривает устойчивое управление лесами, сохранение биоразнообразия лесов, повышение их потенциала. Требования устойчивого развития (управления) заключаются в обеспечении гармонии между людьми, обществом и природой.

Эту же проблему необходимо решать при проектировании и реализации освоения лесов, в основах такого освоения заложены следующие принципы:

- многоцелевого использования лесов

- рациональное использование

- непрерывное

- неистощительное

Для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

- использование лесов с учётом их глобального экологического значения

- платность использования лесов

- недопустимость использования лесов органами государственной власти и местного самоуправления для собственных нужд

Соблюдение этих принципов отражает экономические и экологические задачи современного лесоустройства.

Каждый принцип, отражая экологические и экономические аспекты, обеспечивает устойчивое управление освоения лесов.

Экологические задачи: сохранение окружающей среды, использование воспроизводимых лесных ресурсов на принципах их неистощительности и сохранение для будущих поколений, включая биологическое разнообразие.

Экономические задачи: необходимость интенсивного использования ресурсов, т.е. при максимальных объёмах использования, ресурсы должны оставаться хотя бы на прежнем уровне, следовательно, важнейшей задачей при этом является ввод хозяйственной деятельности и лесопользования в пределы ёмкости экосистемы.

В условиях социалистического хозяйствования эту проблему успешно решали при использовании древесины. На это и был нацелен метод лесоустройства по классам возраста. Однако, для соблюдения названных принципов в рекреационных лесах он непригоден. Поэтому необходимость экологизации рекреационного пользования потребовала создать новый метод лесоустройства.

 

 

Тема: Сущность рекреационного лесоустройства на экосистемой основе (экосистемный метод)

 

Подробно см. зелёную методичку стр.9-14, методичка №2739 – терминологический словарь стр.24 и дальше, отдельно стр.28, 29.

Основные признаки метода: отличия в методе инвентаризации – в инвентаризации реализуется комплексный системный подход в оценке природных и антропогенных факторов (см. рис. 2.1 в зелёной методичке)

 

Лекция №5

Тема: Лесоводственно-технические формы лесного хозяйства

(прочитать самостоятельно стр.46-51, Бугаев)

Для рекреационных лесов форму хозяйствования по товарности заменить на целевое назначение, т.е. рекреационная форма хозяйствования.

 

Тема: Спелость леса. Основные виды спелости

 

Под спелостью леса принимается предельный возраст насаждения, когда лес в наибольшей степени удовлетворяет потребности по своему назначению (в эксплуатационных лесах – в древесине, в защитных – в целом комплексе полезных продуктов и полезных функций, и это зависит от категорий защитных лесов, выполняющих средообразующие, природоохранные, защитные и социальные функции).

Спелость леса не приурочена к определённому году, она наступает в течение какого-то класса возраста.

Если ошибиться в определении возраста спелости на какой-то ресурс, то хозяйство будет вестись неправильно, использование – ошибочно.

Основные виды спелости:

1. Естественная – предельный возраст насаждения (или отдельного дерева – при выборочных формах хозяйства), после которого прекращается их жизненные функции. Для насаждения это ещё означает тот период, когда текущий отпад начинает превышать текущий прирост по запасу.

Примеры: у сосны и лиственницы – 200-300 лет,

сосна Аристотеля (крючковатая) – Северная Америка, h=8м, d=10м, в 1969г. – 7000 лет,

ель и кедр сибирский, дуб семенной – 400-500,

берёза – 120-130,

осина – 50-60,

липа – 200-300,

можжевельник, фисташка туполистная – до 1500 лет.

2. Возобновительная:

- семенная – возраст, начиная с которого происходит нормальное плодоношение породы

- порослевая – максимальный возраст, после которого насаждение теряет порослевую способность после рубки. Считается, что если 90% пней и более дают поросль, то порослевая способность сохранена.

3. Количественная – возраст, при котором наблюдается максимальный средний прирост по запасу общей массы древесины.

4. Техническая – возраст, при котором наблюдается максимальный средний прирост ведущего сортимента.

 

Количественная и техническая спелость ориентированны на древесину как ресурс. Естественная и возобновительная – не ориентированны, а определяют лишь состояние самого леса как цели хозяйства.

 

Лекция №6

Тема: Возраст и оборот рубки

 

Возраст рубки – минимальный возраст насаждений, с которого насаждение может быть назначено в рубку, достигнув возраста той или иной спелости.

Возраст рубки, кроме того, необходим для распределения насаждений по группам возраста.

Это понятие было введено с 1936г., до этого было понятие «оборот рубки».

Оборот рубки – возраст, в течении которого рубкой будет пройден весь лесной массив и, возвращаясь к тому участку, с которого начали рубку, найдём там опять спелый лес.

Возраст рубки выражается классом возраста.

Смысловая формула оборота рубки: U = а ± в,

где а – возраст спелости (рубки)

в – период возобновления

«–» (минус) когда предварительное возобновление под пологом

Для определения возраста рубки берётся возраст спелости леса.

естественная спелость защитные леса

 

техническая спелость возраст рубки

эксплуатационные леса

возобновительная спелость

количественная спелость

 

Возраст рубки не должен быть ниже количественной и выше естественной спелости. Он зависит от целевого назначения лесов и географических условий, в которых произрастает лес, а также от экологических факторов.

В эксплуатационных лесах за основу берётся техническая спелость, в защитных – естественная.

Если форма хозяйства низкоствольная, то возобновительная спелость может лечь в основу возраста рубки (в порослевых лесах)

На основании принятого возраста рубки делается распределение насаждений по группам возраста (см. Лаб.работы).

 

 

Тема: Организация хозяйства и рекреационного использования лесов в объекте лесоустройства

(см. Лаб.р.)

 

Рис. Пример выделения защитных лесов по категориям

 

Хозяйственные части зелёной зоны делятся на функциональные зоны, которые являются первичными территориальными хоз. единицами, в пределах которых все расчёты (проектирование) ведутся для каждой породы отдельно, но участки каждой пород разобщены.

В эксплуатационных лесах проектирование (расчёты) выполняются по хозсекциям, т.е. для объединения пород (мягколиственные, твёрдолиственные и т.д.), в защитных лесах рекреационного назначения – по каждой породе.

В обоих случаях возраст рубки принимается для каждой расчётно-хозяйственной единицы (породы или хозсекции).

Примечание: определение хозчасти и хозсекции см. учебник Бугаева.

 

Отличия понятия «хозяйственная часть» от «хозяйственной секции»:

1. Хозяйственная секция объединена условно, но не территориально

2. В хозяйственную секцию включаются участки только лесных категорий земель лесного фонда, т.е. предназначенные для выращивания леса.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международные кредитные отношения | Основные понятия БЖД
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.