КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивация как функция управления. Основные теории мотивацииТема 3. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 1. Понятие «функция менеджмента», определение и классификация 2. Понятие «общие и специальные» функции Когда мы говорим том, что предприятие функционирует, то имеем в виду, что в ее рамках люди осуществляют определенные действия. Люди планируют свою деятельность на день, месяц, год, затем организуют ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед то, что сделали с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций.. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ – это конкретные виды управленческой деятельности, которые объясняют разделение труда в управлении. Т.е. для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления Функции управления можно разделить на общие и специальные. Общие функции менеджмента указывают последовательность осуществления управленческого процесса. Их объединяют в следующие группы: планирование, организация, оперативное управление, мотивация, контроль и координация. v Функция планирования. План – это социально-экономическая модель будущего состояния предприятия. Планирование – процесс создания cложных социально-экономических моделей состояния предприятия. Планирование бывает: ü Стратегическим (10-15 лет) ü Тактическим (3 – 5 лет) ü Оперативным (до 1 года) Все эти планы взаимосвязаны и в совокупности образуют генеральный или общий план предприятия. (Не путать с бизнес-планом). Принципы планирования: ü Точность ü Полнота (системность) ü Реальность ü Экономичность. Функция организации. Организация – это средство для достижения целей организации
v Функция мотивации .- это процесс побуждения сотрудников для достижения личностных целей и целей организации. Менеджеру важно знать, какими мотивами руководствуется сотрудник, чтобы через эти потребности добиваться от подчиненного нужных действий. Выделяют две базовые группы теорий мотивации: v содержательные теории базируются на идентификации внутренних побуждений личности, заставляющих человека действовать так, а не иначе. Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.
Теория иерархии потребностей по Абрахаму Маслоу Данная теория признана самой известной, которая именуется ещё как теория человеческих потребностей. Содержание уровней потребностей людей:
В основании иерархии потребности лежат врожденные потребности физиологического свойства - выживание (потребности в пище, одежде, жилье); По мере того как человек удовлетворяет свои физиологические потребности, у него возникает потребность следующего уровня – потребностей в безопасности (неспособность зарабатывать в старости, неопределенность будущего); Следующий уровень – социальные потребности (человек нуждается в причастности к какому-либо делу, коллективу); Потребность в уважении – связана с признанием, ощущением того, что другие люди нуждаются в тебе и результатах твоей деятельности; Высший уровень потребностей – потребность в самореализации (люди стремятся реализовать присущие им способности, таланты, возможности).
Теория Д.МакКлеланда (приобретение потребностей) Автор выделял три уровня потребностей: ü потребность во власти (или в оказании влияния); ü потребность в успехе; ü причастность. Двухфакторная модель Фредерика Герцберга Фредерик Герцберг на основе экспериментальных исследований предположил, что на мотивацию и удовлетворенность персонала влияют две группы факторов и предложил свою теорию мотивации персонала — Двухфакторную теорию мотивации. Двухфакторная теория мотивации — психологическая теория мотивации, созданная в конце 1950-х годов Фредериком Герцбергом. Согласно этой теории, на рабочем месте, наряду с определёнными факторами, которые вызывают удовлетворение от работы, в то же время, существует отдельный набор факторов, который вызывает неудовлетворённость от работы. Теория базируется на потребностях человека. По его просьбе 200 инженеров и бухгалтеров одной крупной фирмы описали ситуации, когда их работа приносила им особое удовлетворение и когда она особенно им не нравилась. В результате экспериментов, Герцберг пришёл к выводу, что существуют 2 основные категории факторов оценки степени удовлетворённости от выполненной работ: · Факторы, удерживающие на работе и · факторы, мотивирующие к работе. Факторы, удерживающие на работе (гигиенические факторы) — административная политика компании, условия труда, величина заработной платы, межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчинёнными. Факторы, мотивирующие к работе, (мотиваторы) — достижения, признание заслуг, ответственность, возможности для карьерного роста. Гигиенические факторы связаны со средой, в которой выполняется работа. По теории Герцберга, отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворённости человека своей работой. Но, если они представлены в достаточном объёме, сами по себе они удовлетворения не вызывают и не способны мотивировать человека к нужным действиям. Отсутствие мотиваторов, а они связаны с характером и сутью самой работы, не ведет к неудовлетворению людей работой, однако их присутствие в должной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников к нужным действиям и повышению эффективности. Таким образом, исходя из теории, можно сказать, что 2 группы факторов приводят к следующим результатам: 1) факторы мотивации — к удовлетворенности трудом. Примерный список мотивационных факторов: Достижения, карьера, премия за достижения, достижения, свобода действий, получение информации, карьера на основе достижений, ответственность, признание, ответственность, постановка главных целей, планирование, использование опыта, собственно работа, признание, сотрудничество. 2) факторы гигиены — лишь к отсутствию неудовлетворенности Примерный список факторов гигиены: экономические: зарплата и доплаты к ней, социальные преимущества, пенсионные льготы, отпуск, обучение, оплачиваемое работодателем, физические: рабочая обстановка, организация труда, предписания. Рабочее место: чистота, освещенность, температура, месторасположение, социальные: сотрудники, команда, праздники, увлечения, дома отдыха, статус, престиж компании/продукта/брэнда, оценка работы, титулы, привилегии, сохранение рабочего места, безопасность труда. Таким образом, для того чтобы персонал ощутил полную удовлетворенность трудом, менеджер должен обеспечить сначала наличие факторов гигиены (состояние отсутствия неудовлетворенности), а затем — наличие факторов мотивации (состояние удовлетворенности).
1. процессуальные теории базируются на идентификации на том, как ведет себя личность в процессе познания. Теория В.Врума: «Теория ожидания» Заключается в том, что состояние в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к получению желаемого результата. Теория С.Адамс «Теория справедливости» Заключается в том, что человек, получая вознаграждение, соизмеряет его с затраченными усилиями и сравнивает с вознаграждением, которые получают другие. Теория Лазлер «Комплексная модель мотивации» Сочетает в себе элементы теории ожидания и теории справедливости, соединяя их в единый мотивационный процесс.
v Функция контроля. Контроль – это процесс сопоставления фактически полученных результатов с запланированными Выделяют три вида контроля: ü Предварительный (осуществляется до начала работ) ü Текущий (осуществляется в процессе работы) ü Заключительный (осуществляется после окончания работ) Все три вида взаимодействуют и представляют систему контроля организации. Этапы контроля: ü Установка стандартов ü Сопоставление результатов ü Выявление отклонений ü Оценка отклонений ü Устранение отклонений. v Функция координации. Координация – это функция, которая связывает планирование, организацию, мотивацию и контроль в рамках единого управленческого процесса. Основными средствами координации является диагностика, в частности мониторинг и оценка.
Специальные функции менеджмента – это виды управленческой деятельности, которые дополняют общие управленческие функции, конкретизируя их с целью более точного воздействия. К ним относят: ü Планирование: стратегическое, оперативное, тактическое ü Организация: проектирование, адаптация ü Мотивация: стимулирование, выявление мотивов ü Контроль: предварительный, текущий, заключительный ü Координация: мониторинг, диагностика, оценка и т.д.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |