Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Водка «Столичная» против Absolut

Создание марочного капитала с помощью индивидуальности бренда.

Способы создания марочного капитала с помощью индивидуальности бренда подытожены тремя моделями: модель удовлетворения потребности в самовыражении, модель взаимоотношений между брендом и клиентом и модель представления функциональных выгод.

Модель удовлетворения потребности в самовыражении. Предпосылкой создания модели удовлетворения потребности в само­выражении является то, что для определенной группы клиентов некото­рые бренды становятся средством для выражения части их собственной индивидуальности. Эта индивидуальность может быть их действитель­ной индивидуальностью или идеалом, к которому они стремятся. Люди выражают свою подлинную или идеализированную индивидуальность многочисленными способами: через выбор рода занятий, друзей, уста­новок, мнений, деятельности и образа жизни. Бренды, которые любят, которыми восторгаются клиенты, о которых говорят, покупают и кото­рыми пользуются, также представляют собой средство для удовлетворе­ния потребности в самовыражении. Бренд может служить средством самовыражения даже тогда, когда он не имеет ярко выраженной индивидуальности. Индивидуум может под­черкнуть такую черту характера, как бережливость, покупая дешевые то­вары, — в том числе и те, которые обладают слабой индивидуальностью.

Наделение бренда даже расплывчатыми, неясными чертами индивиду­альности тем не менее обычно приводит к пониманию того, как данный марочный товар используется для удовлетворения потребности в самовы­ражении. Если бренд имеет ярко выраженную индивидуальность, наподо­бие Harley-Davidson, то индивидуальность гипотетически может играть ключевую роль в процессе реализации потребности в самовыражении.

Покупка и потребление марочного товара — Apple, Betty Crocker или Nike — представляют собой средство для выражения индивидуальности и образа жизни. Некоторые потребители могут чувствовать себя дис­комфортно, когда они заняты деятельностью или используют мароч­ный товар, индивидуальность которого не вполне совпадает с их под­линной или идеальной (желаемой) индивидуальностью. И наоборот, характер деятельности или индивидуальность бренда, совпадающие с индивидуальностью потребителя, могут создать чувство комфорта и удовлетворенности и позволяют людям более полно ощутить выгоду от самовыражения.

На рынке элитной водки десятки лет конкурируют два бренда: «Столичная» (Stolichnaya) и Absolut. Несмотря на то, что между ними есть много сходства (к приме­ру, высокое качество, чистота, престижный имидж), индивидуальности этих брен­дов различны.

Водка «Столичная», рассматриваемая как персонифицированный бренд, наделена такими качествами человека, как опытность, уверенность в себе и карьерный успех в традиционных областях — юриспруденции или банковском деле. Она воспринима­ется в образе мужчины, который управляет автомобилем марки Lexus, не стремится следовать последним направлениям моды и признает только высококачественные товары.

Персонаж, ассоциируемый с водкой Absolut, моложе, более современен и предпочи­тает внешний, показной лоск. Он любит посещать сверхмодные бары и занят в творческих областях деятельности (например, реклама и искусство).

В каждом конкретном случае индивидуальность бренда стала своего рода связующим звеном между идентичностью бренда и мероприятиями коммуникационной политики.

Персонифицированный бренд Apple Macintosh воспринимается как «ком­панейский», простой (без претензий), «непочтительный» и стремящийся идти против течения. Эта индивидуальность бренда развилась отчасти благодаря тому, что компьютеры Apple Macintosh просты в управлении, опережают ход мыслей пользователей (что как раз последними и привет­ствуется), но также из-за ассоциаций с образом типичного пользователя бренда, с деятельностью групп пользователей, с символом Apple Macintosh (раскрашенное во все цвета радуги надкушенное яблоко) и рекламой.

Марка Betty Crocker, наделенная чертами индивидуума, воспринимается как женщина, проживающая в маленьком провинциальном городке, воплотив­шая в себе образ всех американских матерей и поглощенная проблемами приготовления пищи и заботами о семье. Знакомый символический овал лица леди Betty Crocker создает сильный визуальный образ. Для многих Betty Crocker оживляет детские воспоминания о матери, готовящей еду на кухне, или представления об идеализированном детстве, которое они хотели бы иметь. Таким образом, использование образа леди Betty Crocker воплощает та­кие черты, как уют, материнство и любовь к приготовлению пищи, кото­рые разделяет часть потребителей бренда.

Марка Nike, наделенная чертами индивидуума, воспринимается как энергичная, модная, подчеркивающая определенное превосходство и хорошее здоровье. Она очень воодушевляет (ношение спортивной обу­ви Nike, отражает скорее то, к чему их обладатели стремятся, чем то, что они представляют собой в данный момент), наделена индивидуальнос­тью, на которую заметное влияние оказали рекламирующие ее знамени­тости (Майкл Джордан, Андрэ Агасси и Бу Джексон) и рекламная кампа­ния под девизом «Просто сделай это!» Для некоторых людей ношение обуви Nike может быть демонстрацией того, кем бы они хотели стать.

Бренд помогает людям выразить свою индивидуальность нескольки­ми способами, различающимися по силе и приемам воздействия. Рас­смотрим эти способы.

Чувства, вызываемые индивидуальностью бренда. Чувства и эмоции, вызываемые индивидуальными чертами человека, можно обнаружить также и в отношении к индивидуальности бренда. Не­которые бренды (MCI и т. д.) могут быть «агрессивными» и «напористы­ми», в то время как другие (Kodak и Campbell’s Soup) — «теплосердечными» и «выразительными». Такое восприятие брендов может привести к воз­никновению по отношению к ним определенных чувств и эмоций. К при­меру, чувства могли бы возникнуть при пользовании брендами Harley Davidson или Apple и не возникнуть, когда имеют дело с Yamaha или Dell. Эти чувства могут быть частью самовыражения индивидуума. Душевный человек может достичь большей полноты самовыражения, если к бренду возникает чувство сердечной теплоты, в то время как агрессивный чело­век будет выискивать бренды, которые наделены чувством агрессии. В одном из исследований признавалось, что индивидуальность брен­да может изменяться в зависимости от обстановки, в которой оказыва­ется потребитель.

Бренд как символ. Бренд мог бы служить персональным отличительным знаком человека, да­же если бы тот был один на пустынном острове. Тем не менее некоторые бренды, в частности те, которые попадают в поле зрения других людей или являются брендами-«символами» («badge» brand), часто способно оказы­вать значительное общественное воздействие. Обладание тем или иным брендом (или даже просто определенное отношение к нему) может служить средством самоопределения личности в глазах окружающих. А все, что слу­жит социальной идентификации, чрезвычайно значимо для человека. Так, товарные категории «автомобили», «косметика» и «одежда» предо­ставляют возможность для самовыражения, поскольку их использование социально значимо (происходит на глазах у многих окружающих). Люди, оценивающие и интерпретирующие индивидуальность другого человека, будут учитывать, какую марку машины он/она водит или какую одежду он/она носит.

Бренд становится частью личности потребителя. Человек достигает чувства полного самовыражения, когда бренд стано­вится продолжением или неотъемлемой частью его индивидуальности. Представьте себе байкера и его/ее Harley Davidson; мотоцикл невозмож­но отделить от владельца. Для пользователя Apple, постоянно проводяще­го время за клавиатурой компьютера, последний является частью его личности. Для семейной пары, потягивающей по окончании трудового дня виски Dewar’s, эта марка не так сильно помогает обрисовать портрет супругов, но она является частью их образа жизни, типа личности и суще­ствования. Для кого-то, чтобы прочувствовать в полной мере наступле­ние уик-энда, важно после субботнего праздного полудня надеть джинсы Levi’s 501. Создание этой исключительности в жизни некоторых людей может представлять значительные возможности для бренда.

В литературе, посвященной изучению поведения потребителей, Рассел Белк (Russel Belk) высказывает предположение, что предметы могут не только идентифицировать самих себя, но и становятся в действительно­сти частью самовыражения их владельца. Белк упоминает коллекци­онные раритеты, подарки и фамильные предметы как особенно убеди­тельные примеры вещей, которые становятся частью расширения собственного «я» их владельца. Дальше он аргументирует положение о том, что бренды, способные стать частью расширенной индивидуаль­ности человека: 1) являются отправным пунктом для самовыражения личности; 2) имеют глубокую эмоциональную привязку к индивидуально­сти; 3) в определенной степени «контролируются» индивидуумом.

Сложные индивидуальности. Допущение, согласно которому человек имеет одну-единственную индивидуальность или собственный воображаемый имидж, может быть ошибочным. На самом деле психологи и социологи открыли для себя системы сложной индивидуальности, в которых в зависимости от различ­ных ситуаций (к примеру, общественные мероприятия, отпуск, работа) и выполняемых социальных ролей (друг, коллега, босс или родитель) про­являются определенные грани индивидуальности человека. Напри­мер, мужчина-бухгалтер мог бы восприниматься коллегами как обладаю­щий чувством юмора, творческий и прилежный; партнерами по игре в гольф — как спокойный и не унывающий при проигрыше; детьми — как рассеянный, но решительный и помогающий «учитель»; друзьями — как за­ядлый любитель вечеринок. Доминирующая индивидуальность будет зави­сеть от роли, которую он играет, и ситуации, где эта роль исполняется.

Каждую из этих многочисленных индивидуальностей необходимо вы­разить, причем некоторые более ярко. К примеру, возможно, в боль­шинстве мужчин можно найти немного от Harley Davidson, или незначи­тельная часть из них вобрала в себя многое от Harley Davidson. Некоего мужчину можно точно описать как дотошного адвоката, который скромно, но изящно одевается и ведет размеренный образ жизни, и его идеально воспринимаемый образ может не столь отличаться от пред­ставленного в реальной жизни. Однако желание выразить «частичку» индивидуальности Harley Davidson, которая присутствует в нем, может привести его к покупке одежды Harley Davidson или даже мотоцикла.

Аналогичным образом трудно допустить, что индивидуальности боль­шинства пользователей компьютеров Apple полностью совпадают с инди­видуальностью бренда Apple («Apple types»). Скорее, более оправданно рас­сматривать индивидуальность Apple как отражающую одну из сторон отношений индивида и его образа жизни. Для некоторых людей покупка и использование Apple может являться своего рода способом проявления определенной стороны их индивидуальности. Конкурирующие бренды, IBM и Hewlett-Packard, могут служить материализованным средством для проявления других индивидуальностей. Выбор клиентом марки компью­тера может в определенной степени зависеть от того, какая из этих марок отражает наиболее сильные и свойственные его характеру индивидуаль­ные особенности.

Подобно человеку, бренд может демонстрировать различные индивиду­альности в разных ситуациях и в зависимости от исполняемых ролей. Так, в домашней обстановке индивидуальность бренда Apple ассоциируется с пользователем, ищущим развлечения и отдыха, в то время как на работе эта индивидуальность может проявляться в том, что вы непрофессиональ­ны и даже апатичны. Таким образом, чувства людей в отношении бренда мо­гут варьироваться в зависимости от ситуации. Полезно заметить, что бренд Apple с его сильной индивидуальностью исторически имел успех у пользова­телей дома и в школе, но испытывал трудности в бизнес-сегменте.

Для эффективного использования индивидуальности бренда необходи­мо, чтобы он представлял определенную ценность, значимую для пользо­вателя. Человек должен чувствовать себя комфортнее, ассоциируя себя с брендом: выглядеть более шикарно за рулем автомобиля Lexus; моложе — попивая Pepsi; изысканнее — пользуясь парфюмом Chanel, или непринуж­деннее — при употреблении пива Miller Lite. Индивидуальность бренда, которая не соответствует образу пользователя, не будет действовать. Например, бренд с характеристиками индивидуальности «надежность и утонченность» не будет привлекательным для желающих подчеркнуть свою моложавость.

Модель взаимоотношений «бренд—клиент». Некоторые люди, возможно, никогда не испытывали желания приоб­рести черты индивидуальности компетентного лидера, но хотели бы установить взаимоотношения с таким лидером, особенно — с банкиром или юристом. Надежная, заслуживающая доверия, консервативная ин­дивидуальность может докучать, но при этом все же воплощать характе­ристики, которые ценились бы в консультанте в области финансов, юриспруденции и при создании идентифицирующих признаков марки автомобиля (возьмите, к примеру, индивидуальность бренда Volvo). Кон­цепция взаимоотношений между брендом и клиентом (аналогично от­ношениям, которые возникают между двумя людьми) открывает другую перспективу того, как могла бы работать индивидуальность бренда.

Чтобы изучить, как функционирует модель отношения клиента к бренду, рассмотрим различные типы индивидуальности людей, с которыми у вас установлены взаимоотношения, а также природу последних. Некоторые из этих типов можно представить следующим образом.

· Приземленный, ориентированный на семью, неподдельный, старомодный («ис­кренность»). помощью этих характеристик можно было бы описать такие бренды, как Hallmark, Kodak даже Coke. Взаимоотношения между брендом и клиентом могли бы походить на взаимоотношения между вами и очень любимым и почитаемым членом семьи.

· Возбудимый, молодой, сверхмодный, общительный («возбудимость»). В товар­ной категории «газированные напитки» Pepsi соответствует этому ха­рактеру в большей степени, чем Coke. Особенно в выходной приятно встретить друга, который обладает этими личностными чертами.

· Образованный, влиятельный, компетентный («компетентность»). Воз­можно, Hewlett-Packard и Wall Street могли бы соответствовать этому про­филю. Подумайте о взаимоотношениях с человеком, которого вы ува­жаете за его образованность, например об учителе, министре или лидере бизнеса; возможно, они должны походить на те отношения,
которые возникают между пользователем и установленным в офисе компьютером.

· Претенциозный, состоятельный, снисходительный («изысканность»). Не­которые считают, что этими характеристиками наделены BMW, Mercedes и Lexus (с внутренней отделкой золотистого цвета) в отличие от Mazda Miata или VW Golf.. Взаимоотношения могли бы быть похо­жими на те, которые существуют между служащим и влиятельным боссом или между бедными и богатыми родственниками.

· Спортивный и свободолюбивый («мужественность»). К примерам мож­но отнести: Nike по сравнению с LA Gear), Marlboro (по сравнению с Virginia Slims) и Wells Fargo (по сравнению Bank of America). Когда планируется загородная прогулка, друг с такими качествами всегда был бы желанным.

Таким образом, два фактора воздействуют на взаимоотношения между индивидуумом и брендом. Во-первых, это взаимоотношения между пер­сонифицированным брендом и клиентом, которые аналогичны взаимо­отношениям между людьми. Во-вторых, это индивидуальность бренда, ассоциирующаяся с типом личности человека, чьи черты воплощены в марочном товаре. Индивидуальность бренда придает глубину, характер и наполняет чувствами взаимоотношения между брендом и клиентом. Конечно, взаимоотношения «бренд—клиент» могут также основываться на функциональных выгодах, подобно тому, как между двумя людьми мо­гут устанавливаться строго деловые контакты.

Бренд, воспринимаемый как друг. Для многих брендов одним из важнейших факторов взаимоотноше­ний «бренд—клиент» является дружеская связь, характеризуемая черта­ми «доверие», «надежность», «понимание» и «заботливость». Друг все­гда готов быть рядом, обращается к вам с уважением, с ним чувствуешь себя раскрепощенно, это тот человек, кого вы любите и с кем приятно провести время. Этот тип взаимоотношений был определяющим для большинства программ компании Saturn. В свою очередь и General Foods фактически определяет ценность бренда с позиций «приятных» и «дружественных» взаимоотношений между клиентом и брендом. В дружеские взаимоотношения могут быть вовлечены непохожие друг на друга индивидуальности брендов. Одни друзья фамильярны и любят пошутить, другие серьезны и любят командовать, третьи покладисты и непретенциозны. С некоторыми просто приятно при случае встретить­ся. Можно найти еще достаточно примеров. Фокусирование внимания скорее на дружеском характере взаимоотношении, чем на индивидуаль­ности бренда, может обеспечить больший размах и гибкость в использо­вании марочной идентичности.

Фред Познер (Fred Posner) из Ayer Worldwide обнаружил, что людей ок­ружает обстановка, порождающая стрессы, отчуждение, охлаждение чувств и смятение. Отмечая, что люди стремятся противодейство­вать этим факторам, используя защитные механизмы и различные фор­мы проявления дружбы, Познер утверждает, что бренды могут выпол­нять эти роли, будучи либо «желаемыми», либо «доверительными» партнерами клиента. Защитный механизм может принять форму уста­новления «желательных» взаимоотношений, которые приводят к соци­альным переменам, или «доверительных» взаимоотношений, требую­щих определенного опыта и знания субъекта, в котором заинтересован данный человек. Познер полагает, что взаимоотношения могут быть ос­новной предпосылкой для реальной дифференциации и создания кон­курентного преимущества. По его мнению, выбранный тип взаимоотно­шений должен быть центральным звеном в разработке бренд-стратегии и ее реализации.

Dodge Neon, подобно Saturn, хотел бы, чтобы его воспринимали как дру­га, но его дружеские взаимоотношения с клиентом носят несколько иной характер. Нацеливаясь на многочисленный сегмент людей, не достигших 30-летнего возраста, бренд-стратеги Dodge Neon переняли свободный тон общения между брендом и клиентом, свойственный в свое время индивидуальности VW Beetle. В одном из первых рекламных объявлений был показан белый Dodge Neon, развернутый непо­средственно на камеру. Над кузовом автомобиля красовалась надпись «HI» (американское приветствие ). Создавалось впе­чатление, что машина разговаривает с читателем. В отличие от Dodge Neon, характер взаимоотношений «бренд— клиент» в случае Saturn вос­принимается как более серьезный и «взрослый».

Бренд, как активная сторона во взаимоотношениях с клиентами. Макс Блэкстон (Max Blackston) из Reserch International считает, что для понимания характера взаимоотношений бренда и клиента необходимо знать, что бренд думает о вас. Один из способов получения этой ин­формации — предположить, что бренд сказал бы о вас, если бы он был че­ловеком. Результат может быть поучительным. Блэкстон иллюстрирует данный подход примером из практики взаимоотношений между докто­ром и пациентом. Возьмите, к примеру, доктора, который восприни­мался бы всеми как знаток своего дела, заботливый, умный и забавный человек, т. е. обладал теми характеристиками, которые ассоциируются у многих с образом хорошего врача. Но что если доктор воспринимает вас как нудного ипохондрика? Возникающие вследствие этого негатив­ные взаимоотношения невозможно предсказать, опираясь только на об­щее восприятие личности доктора или его внешний облик.

Некоторые ситуации, которые стоит рассматривать с целью выясне­ния того, что бренд мог бы сказать клиенту, перечислены ниже.

· Престижные бренды со снобистским оттенком. Почти каждый престиж­ный бренд или бренд-«символ» рискует выглядеть снобистским для не­которых представителей целевого сегмента. Риск значительно выше для тех, кто находится на периферии или вообще за пределами целевого рынка. В частности, отношение к бренду Grey Poupon, рекламируемому как «горчица для водителей лимузинов», ограничило его рынок, так как он воспринимался как снобистский. После этого была осуществлена по­пытка смягчить рекламное сообщение, чтобы расширить границы рын­ка, усилить интенсивность потребления.

· Бренды, «затыкающие клиенту рот». Стремление говорить с клиентом свысока, заставляя его молчать, — распространенная опасность при про­движении бренда. Рассмотрим рекламную кампанию VW Fahruergnugen. Использование слова на немецком языке вызывало некоторые приятные ассоциации (особенно у знающих немецкий язык), но было рискован­ным. Присутствовал намек на то, что бренд снисходительно смотрел на тех, кто «не понял» умный символ и рекламную кампанию. Рекламная кампания Martel под девизом «Я полагаю, вы пьете Martel», от которой позже отказались, была рискованной, так как подвергала дискримина­ции клиентов, пьющих спиртные напитки конкурирующих фирм.

· Бренды, демонстрирующие свою силу. Доминирующие на рынке бренды, по­добно Microsoft и Intel, господствовавшим на рынке в 1990-х гг., или IBM (до 1990-х гг.), имеют реальное преимущество, так как являются своего рода отраслевым стандартом. Риск заключается в том, что при продвижении данного преимущества бренд может восприниматься как высокомерный, стремящийся подавить слабых, беззащитных конкурентов. Один из вхо­дящих в фокус-группу респондентов сказал, что если бы IBM можно было представить в виде самоходной машины, то это был бы дорожный каток и его следовало бы поставить на безопасное для других место.

· «Запуганные» бренды, демонстрирующие свою неполноценность. Бренд, будучи неполноценным, подвергает себя риску, если очень настойчиво пытается попасть в более престижную группу конкурирующих брендов. Так, попытайся Sears ассоциировать себя с роскошными предприятиями розничной торговли, это выглядело бы просто жалкой потугой. Шутли­вая сценка рекламной кампании Young&Rubicam, разработанной для Sears, где женщина посещает магазин с целью приобретения батарейки Die Hard, но покидает магазин, купив стильную одежду, помогает избежать этой ошибки.

Таким образом, необходимо управлять любыми действующими взаимо­отношениями между брендом и клиентом. Иногда этому может помочь, по­мимо всего прочего, чувство юмора или применение символа. Согласно исследованию одной из марок сигарет, профиль ее «личности» представ­лял собой изощренного индивидуалиста, модного и коммуникабельного, но немолодого. Кроме того, существовал сегмент, многие представители которого не покупали эту марку сигарет, поскольку усматривали в ней сно­бистские черты. Этот сегмент частично отверг бренд, поскольку сам почув­ствовал себя отвергнутым. Чтобы решить эту проблему, бренд продолжал поддерживать свой шикарный имидж, но с целью смягчения восприятия своего образа у негативно настроенной части сегмента добавил оттенок са­моиронии в отношении своего статуса и престижа.

Сегментация, основанная на взаимоотношении «бренд—клиент». Research International обычно сегментирует потребителей на основе складывающихся взаимоотношений между брендом и клиентом. На первой стадии исследования, как правило, по телефону, интервьюируются от 50 до 100 респондентов. Им задают серию как открытых, так и закрытых вопросов, включающих словесные ассоциации, персо­нификацию бренда, характеристики любимых и нелюбимых брендов, а также перечень вопросов в диалоговом режиме, основанный на том, что сказал бы бренд, если бы он был человеком. Первая стадия анализа включает беглый просмотр информации и фор­мирование гипотез о существующих взаимоотношениях «бренд—клиент». На второй стадии респонденты распределяются по категориям гипоте­тически выявленных группировок взаимоотношений между брендом и клиентом. В процессе проведения исследования типология взаимоот­ношений «бренд—клиент» становится все более определенной. Затем груп­пировки формализуются в спецификации, и кодировщики зачисляют респондентов в определенные группы по типу складывающихся взаимоот­ношений. Позже определяется профиль групп. Часто классифицируемые по характеру взаимоотношений группировки соотносятся с сегментами на основе шкалы: «люблю», «не люблю», «отношусь нейтрально». К примеру, в исследовании кредитных карт группа «не люблю» воспринимала бренд как наделенный чертами снобизма; в отличие от нее, у группы «люблю» было ощущение, что марка их признала.

Бренд как активный партнер во взаимоотношениях с клиентом. Сьюзан Фурнье (Susan Fournier) из Гарварда, которая долго изучала взаимоотношения «бренд-клиент», отмечает, что поведение бренда точно выявляет присущие ему черты индивидуальности и характер взаимоотношений с клиентом. Концепция возникла благодаря теории частоты действии, которая утверждает, что ключевые признаки индивидуальности человека могут быть обнаружены путем системати­ческого отслеживания особенностей поведения, относящихся к дан­ной ситуации. Именно в поведении проявляется подлинная инди­видуальность; короче говоря, вы — это то, что вы делаете.

Поведение бренда и свойственные ему мотивации, помимо влия­ния на индивидуальность бренда, могут также воздействовать на вза­имоотношения «бренд—клиент». Взаимоотношения, основанные на зависимости (когда вы не можете обходиться без марочного товара) были бы разрушены в случае временного отсутствия товара в прода­же. Дружеский характер взаимоотношений, основанных на таких чертах индивидуальности бренда, как «душевность» и «доступность», мог бы измениться, если бы бренд подвергся основательному перепо­зиционированию, став технологически сложным товаром. В отличие от этого, более тщательное следование заведенному порядку могло бы усилить взаимоотношения, характеризуемые близким знакомст­вом и удобством.

Таким образом, индивидуальность бренда — это не только восприя­тие клиента, на которого оказывается воздействие. Скорее, важно от­ношение к бренду и поведение самого бренда. Идентичность бренда и бренд-стратегию, несмотря на то, что они не на первом плане, следо­вало бы рассматривать как часть взаимоотношений «бренд—клиент». Такая перспектива увеличивает вероятность того, что программы по управлению брендом будут совершенствоваться для поддержания идентичности бренда.

Качество взаимоотношений «бренд-клиент». Конечно, целью специалистов по разработке бренд-стратегий яв­ляется создание сегментов с сильной лояльностью к бренду. Если рассматривать ее через призму взаимоотношений между брендом и клиентом, то целью будет высокое качество взаимоотношений (Brand Relationship Quality — BRQ). Понимание качества взаимоотношений между брендом и клиентом пришло от психологов, которые достаточно глубоко изучили природу и характеристики идеальных взаимоотношений. Используя эти разра­ботки, а также исследования по проблемам завоевания успеха лидирую­щими брендами, Сьюзан Фурнье определила семь показателей качества взаимоотношений «бренд—клиент». Эти показатели ассоциируют­ся с близкими взаимоотношениями между людьми, указывая на то, как взаимоотношения «бренд—клиент» можно понять, измерить и как ими управлять.

1. Взаимозависимость в поведении. Характер взаимодействия между брендом и клиентом предопределяется частотой, важностью и вовле­ченностью участников в конкретный процесс.

· «Этот бренд играет важную роль в моей жизни».

· «Мне будет чего-то не хватать, если в скором времени я не воспользу­юсь брендом».

2. Личные обязательства друг перед другом. Партнеры принимают обяза­тельства друг перед другом. Со временем появляется желание улучшить или поддержать качество взаимоотношений и возникает чувство вины, когда приходится идти на компромисс.

· «Я чувствую себя очень привязанным к бренду».

· «Я останусь с этим брендом и в хорошие, и в плохие времена».

3. Любовь и страсть. Тесные эмоциональные связи между партнерами и неспособность выносить разлуку отражают любовь и страстное вле­чение, существующие между сторонами. В тех взаимоотношениях, в ко­торых клиент связан страстным влечением к бренду, замена последнего создает дискомфорт.

· «Никакой другой бренд не может в полной мере заменить мой люби­мый бренд».

· «Я был бы очень удручен, если бы не смог найти этот бренд».

4. Ностальгическая связь. Взаимоотношения отчасти основываются на воспоминаниях о хороших временах.

· «Этот бренд напоминает мне о поступках, которые я совершил, и ме­стах, которые я посетил».

· «Этот бренд всегда будет напоминать мне об особом периоде моей жизни».

5. Совпадение позиций. Партнеры разделяют общие интересы, мнения и деятельность.

· «Персонифицированный образ бренда и мой собственный вообра­жаемый — похожи».

· «Бренд напоминает мне, кто я такой».

6. Интимность. Между партнерами существует глубокое понимание. Клиент достигнет близости, зная детали о бренде и их практическое при­менение. Использование сюжетов интимности в маркетинговых про­граммах усиливает чувство близости, способствует взаимопониманию между партнерами.

· «Я очень много знаю об этом бренде».

· «Я очень много знаю о компании, которая производит этот бренд».

7. Качество партнера. Этот показатель выражает оценку качества и от­ношения одного партнера к другому, включая оценку клиентом отноше­ния к нему со стороны бренда.

· «Я знаю, что этот бренд на самом деле ценит меня».

· «Этот бренд относится ко мне как к ценному клиенту».

Первые три показателя можно рассматривать как варианты измере­ния лояльности к бренду. Однако оставшиеся четыре измеряют качест­венно другие стороны взаимоотношений между брендом и клиентом. Эти два утверждения, связанные с каждым показателем, обеспечивают подходы для составления возможной шкалы измерения взаимоотно­шений.

Модель представления функциональных выгод. Модели удовлетворения потребности в самовыражении и взаи­моотношений «бренд—клиент» обеспечивают ситуацию, когда инди­видуальность бренда может стать основой для бренд-стратегии и связующим звеном с клиентом. Индивидуальность бренда также может играть более опосредованную роль, являясь способом пред­ставления и «подсказки» клиенту функциональных выгод и отли­чительных характеристик марочного товара. Когда эта модель работает хорошо, она может объединить предложение ценностей, предопределяя бренд-стратегию, как указывается в примерах, пред­ложенных ниже.

· Индивидуальность Harley Davidson, наделенная чертами грубого, муже­ственного, ищущего свободы человека, намекает на то, что товар эф­фективно способствует реализации этих черт. Отличительные черты товара были бы значительно менее выразительными без персонифи­кации бренда.

· Hallmark (в качестве персонифицированного бренда) наделена таки­ми человеческими чертами, как искренность, сердечность, подлин­ность и неподвластность возрасту. Эта сильная индивидуальность помогает создать ощущение, что получатель открытки Hallmark встретит ее с воодушевлением.

· Индивидуальность Benetton, включающая такие признаки, как сверх­модность, соблазнительность и одаренность богатым воображением, формирует восприятие клиентами бренда Benetton и его фирменных магазинов.

Символ. Когда существует визуальный символ или образ, который способен со­здать и «намекнуть» на индивидуальность бренда, возможности индивиду­альности по выявлению отличительных характеристик бренда возрастают. Пончик Pillsbury создает образ счастливого шеф-повара, который лю­бит готовить свежую выпечку. Животик и улыбка этого пончика демонстрируют изумительную свежесть товаров под маркой Pillsbury. Восторженный человечек Michelin представлен в виде шины, наде­ленной силой и энергией. Неутомимый и не в такт бьющий в свой барабан кролик Energizer не­ истощим в своей энергии, равно как и батарейка, которую он симво­лизирует, служит Energizer дольше, чем другие марки батареек. Индивидуальность бренда, которая представляет функциональные выго­ды или отличительные свойства товара, может быть сравнительно слабой, если ее визуальный имидж не отложился в восприятии потребителей. На­пример, марка Pepto-Bismol моглабы быть наделена чертами доброй матери, которая спокойно и мягко заботится о вас. Если это сравнение запечатлено в подобном визуальном имидже, то оно, вполне вероятно, будет вызывать в восприятии клиента спокойный и мягкий образ Pepto-Bismol.

Ассоциации со страной или регионом. Страна или регион происхождения могут усилить доверие к инди­видуальности бренда. Они также способны создать сильную индивиду­альность, означая не только высокое качество, но и важный элемент дифференциации, что может привести к разработке эффективных мар­кетинговых и коммуникативных программ. Например, марка Killian’s Red воплощает сильную ирландскую инди­видуальность, продвигая и обеспечивая связь с ирландскими тради­циями создания и умения наслаждаться чудесным пивом. Виски Jack Daniel’s вобрало в себя характерные особенности штата Теннесси, чтобы создать индивидуальность, которая отражает ритм жизни и «аромат» провинциальной культуры этого штата. Результатом являются достижение в восприятии клиентов образа «аутентичности» (подлинности) бренда и укрепление связей с кли­ентами. Например, у Jack Daniel’s есть свой клуб Сквайров, члены ко­торого владеют участками земли размером со спичечный коробок в глуши Теннесси и регулярно получают отчеты о состоянии их соб­ственности.

Сила национальных и культурных стереотипов. Психологи в своих работах обратили внимание на то, что нацио­нальные и культурные стереотипы влияют на восприятие и оценки. Основываясь на этом, ученые Леклерк (Leclerc), Шмидт (Schmitt) и Дьюб (Dube) доказывают, что французское произношение названия в большей степени, чем английское, влияет на восприятие таких товаров, как духи, туалетная вода, лак для ногтей, изделия из стекла и набивные игрушки. Они считают, что французский стереотип неподдельной чувственности и изысканности явился главной причи­ной, обусловившей подобный результат.

Подводя итог, следует сказать, что обычно легче создать индивидуаль­ность, указывающую на функциональную выгоду, чем выходить с прямым сообщением о том, что такая выгода существует. Кроме того, индивидуаль­ность менее уязвима для атак конкурентов, чем функциональной выгоды.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История бренда Butterfinger | Индивидуальность бренда и образ пользователя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.