Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По стандартизации, метрологии и сертификации




Техническое законодательство - совокупность правовых норм, регламентирующих требования к техническим объектам: продукции, процессам ее жизненного цикла, работам (услугам) и контроль (надзор) за соблюдением установленных требований.

Техническое законодательство - один из результатов деятельности по техническому регулированию как сферы государственного регулирования экономики. ФЗ ≪О техническом регулировании≫ является основным источником технического права в России. Важнейшим условием вступления России в ВТО является соблюдение принципов технического регулирования.

Понятие о техническом регулировании

Эффективно работающий мировой рынок – это экономическое пространство, в котором свободно перемещаются через границы государств товары, капитал, трудовые ресурсы, информация, где для них складываются более выгодные условия. Создание такого рынка возможно, если государства будут принимать меры, направленные на устранение тарифных и технических (нетарифных) барьеров. Под техническим барьером понимаются различия в требованиях национальных и международных (зарубежных) стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.

В основе программ по преодолению технических барьеров лежит деятельность государств в области технического регулирования. Под техническим регулированием понимаются действия государств, организующие поведение на рынке хозяйствующих объектов.

Объектами технического регулирования являются продукция, процессы жизненного цикла продукции, работы и услуги.

Субъектами технического регулирования являются:

а) органы власти (Правительство и министерства РФ);

б) органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического законодательства (федеральные службы по надзору);

в) органы по сертификации (более 1100 ед. в рамках обязательной сертификации системы ГОСТ Р), аккредитованные испытательные лаборатории (2437 ед.);

г) субъекты хозяйственной (предпринимательской деятельности);

д) разработчики технических законов и стандартов.

Безопасность - главный приоритет системы технического регулирования и обязательное требование.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации –состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

ФЗ ≪О техническом регулировании≫ закрепляет за государством ответственность за безопасность продукции, а за производителем и продавцом – ответственность за её качество.

Закон Российской Федерации ≪О техническом регулировании≫ регулирует отношения, возникающие при:

- разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

- разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- оценке соответствия.

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

- применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, по выполнению работ или оказанию услуг;

- соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

- единая система правил аккредитации;

- единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

- единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

- недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

- недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

- недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Технический регламент

 

Технический регламент (ТР) – документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Технические регламенты с учётом риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

- безопасность излучений и биологическую безопасность;

- взрывобезопасность и механическую безопасность;

- пожарную и промышленную безопасность;

- термическую и химическую безопасность;

- электрическую безопасность;

- ядерную и радиационную безопасность;

- электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

- единство измерений.

Виды технических регламентов. В РФ действуют:

- общие технические регламенты;

- специальные технические регламенты.

Структура технического регламента. В общем случае предлагается следующая структура ТР:

- область применения регламента и объекты технического регулирования;

- основные понятия и требования к продукции;

- общие положения для размещения на рынке Российской Федерации;

- применение стандартов (презумпция соответствия) и подтверждение соответствия;

- государственный контроль (надзор) и переходные положения;

- назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регламента.

Порядок разработки технического регламента. ТР принимается в установленном порядке, с учетом положений рассматриваемого закона. О разработке ТР должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию – ≪Вестнике технического регулирования≫. С момента опубликования данного уведомления проект ТР должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. В качестве основы для разработки ТР могут использоваться полностью или частично международные и (или) национальные стандарты.

С учётом полученных замечаний (в письменной форме) разработчик дорабатывает проект ТР, организует публичное обсуждение проекта ТР. Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о ТР в Государственную Думу осуществляется при наличии ряда документов, установленных п. 7 ст. 9 ФЗ о техническом регулировании. На указанный проект Правительство РФ представляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учётом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, Президент РФ вправе издать ТР без его публичною обсуждения.

ТР может быть также принят международным договором, подлежащим ратификации в установленном порядке.

Из ФЗ ≪О техническом регулировании≫ следует, что между днем публикации об окончании публичного обсуждения проекта ТР и днем вступления в силу закона о ТР проходит значительный промежуток времени, необходимый для внесения проекта закона в Государственную Думу, его рассмотрения и принятия. В целях недопущения правового вакуума на этот период Правительству РФ до вступления в силу федерального закона предоставлено право издать постановление о ТР. Закон указывает, что основной правовой формой принятия ТР является федеральный закон.

Применение технических регламентов. ТР применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции; вида осуществляемых процессов; видов и особенностей сделок; физических и юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами и приобретателями.

В соответствии со ст. 27 ФЗ ≪О техническом регулировании≫ для информирования приобретателей продукции о соответствии требованиям ТР используется знак обращения на рынке (рис. 1).

 

 

Рис. 1 – Знак обращения на рынке (знак соответствия техническому регламенту)

Маркировка знаком производится заявителем (лицом, осуществляющим обязательное подтверждение соответствия) самостоятельно любым удобным для него способом. Условием использования знака служит наличие на продукцию зарегистрированной декларации о соответствии или сертификата соответствия, выданного органом по обязательной сертификации. ТР, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для их проведения, необходимые для применения ТР, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенций в течение шести месяцев со дня официального опубликования ТР и утверждаются Правительством РФ.

В целях обеспечения соответствия ТР техническим интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы, уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительством РФ утверждается Программа разработки ТР, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.

Правительство РФ организует постоянный учет и анализ всех случаев причинения (вследствие нарушения требований ТР) вреда жизни и здоровью граждан; имуществу юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде; жизни или здоровью животных и растений. На основе собранных материалов приобретатели, изготовители и продавцы информируются о ситуации в области соблюдения требований ТР.

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов. Государственный контроль и надзор (далее ГКиН) осуществляется

следующими субъектами:

- федеральными органами исполнительной власти;

- органами исполнительной власти субъектов РФ;

- государственными учреждениями, уполномоченными на проведение ГКиН (в соответствии с законодательством).

ГКиН осуществляется в отношении продукции и процессов исключительно в части соблюдения требований соответствующих ТР и исключительно на стадии обращения.

Органы ГКиН вправе:

- требовать от изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие ТР (декларации о соответствии или сертификата о соответствии);

- выдавать предписания об устранении нарушений ТР в установленный срок;

- принимать решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов, если иными мерами невозможно устранить нарушения ТР;

- приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата о соответствии;

- привлекать изготовителя (продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

За нарушение требований ТР изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Эффективная процедура надзора после поставки на рынок характеризуется двумя важными элементами:

- значительными штрафами за несоответствие;

- высокой вероятностью для поставщиков, что несоответствующая продукция будет выявлена.

Применение технических регламентов в области информационных технологий. С проникновением информационных технологий во все сферычеловеческой деятельности мир вступает в период интеллектуального управленияэтой деятельностью. Россия сможет сохранить себя как свободное, независимоегосударство в жесткой конкурентной борьбе с активно развивающимисястранами, только запустив механизм создания национальной информационнойинфраструктуры, основанной на принципах технологии открытыхинформационных систем.

Первым шагом на пути решения этой проблемы стал Федеральный закон ≪О техническом регулировании≫. Понятие ≪открытая система≫ не означает, что она является незащищенной в смысле доступа к содержащейся в ней информации. Сохранение конфиденциальности информации - обязательное условие любой информационной системы, которое выполняется с помощью стандартов защиты информации.

Основные принципы технологии открытых информационных систем – их совместимость по техническим и конструктивным параметрам и переносимость программного обеспечения на другие платформы. Соблюдение этих принципов при разработке и приобретении у западных фирм любых информационных систем и сетей позволит создать в России национальную информационную инфраструктуру. Анализ мировых тенденций развития национальных информационных инфраструктур показывает, что в мире идет процесс объединения национальных информационных инфраструктур в глобальную информационную инфраструктуру.

В ст. 3 ФЗ ≪О техническом регулировании≫ указано, что техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами применения единых правил установления требований к продукции и эксплуатации чего-либо, в том числе это относится и к информационным системам.

Контрольные вопросы

 

1. Что понимается под техническим барьером?

2. В каких областях осуществляется техническое регулирование?

3. Перечислите принципы технического регулирования?

4. Укажите объекты технического регулирования?

5. Укажите субъекты технического регулирования?

6. Дайте определение технического регламента?

7. Каковы цели принятия технического регламента?

8. Что понимается под ≪безопасностью≫?

9. Какие требования предъявляются к порядку разработки ТР?

10. Что такое ≪знак обращения на рынке≫?

11. Каковы права органов, осуществляющих госконтроль (надзор) за соблюдением требований ТР?

12. Какие обязательные требования установил ФЗ ≪О техническом регулировании≫?

13. В чём заключается принцип применения технических регламентов в области информационных технологий?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.