Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения. 2. Предпосылки становления системы стандартизации в здравоохранении Российской Федерации




План лекции

ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

ЛЕКЦИЯ 3.

1. Общие положения

2. Предпосылки становления системы стандартизации в здравоохранении Российской Федерации

3. Виды медицинских стандартов

4. Основные принципы и направления стандартизации в здравоохранении

 

Под стандартизацией в здравоохранении следует понимать дея­тельность, направленную на достижение оптимальной степени упорядочения в системе здравоохранения путем разработки и ус­тановления требований, норм, правил, характеристик, условий, технологий при производстве и реализации медицинских товаров и услуг.

В основе процесса стандартизации лежит понятие "стан­дарт". В общем понимании стандарт (standard) — этонорма­тивный документ, регламентирующий набор правил, норм и требований к объекту стандартизации и утвержденный компе­тентным органом.

Применительно к системе здравоохранения это понятие может быть расширено: стандарт - это норма­тивный документ, разработанный на основе консенсуса и утвер­жденный соответствующим органом, в котором устанавлива­ются для всеобщего многократного использования правила, об­щие принципы или характеристики, касающиеся различных ви­дов деятельности или их результатов, который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в системе здра­воохранения.

При формулировке этого определения использу­ется термин "консенсус". В данном случае под консенсусом понимается общее согласие, характеризующееся отсутствием серьезных возражений по существующим вопросам у боль­шинства заинтересованных сторон и достигаемое в результате процедуры, стремящейся учесть мнения всех сторон и сбли­зить несовпадающие точки зрения.

Стандарт (standard) – это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный соответствующим органом, в котором устанавливаются для всеобщего многократного использования правила, общие принципы и характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в системе здравоохранения

 


 

Необходимость стандартизации как формы регулирования процессов и результатов деятельности во всех сферах произ­водственно-технических, торгово-экономических, социальных и других отношений находит подтверждение в активизации этой работы как на международном уровне, так и в нашей стране.

Накопленный мировой и отечественный опыт выявил ши­рокий спектр проблем и задач, которые могут быть решены исключительно средствами стандартизации.

Эффективность стандартизации в условиях развитых ры­ночных отношений обеспечивается следующими ее основны­ми функциями: экономической, социальной и коммуника­тивной.

 

Экономическая функция охватывает следующие аспекты:

• предоставление информации о продукции и ее качестве,
позволяющей производителям и потребителям правильно оценить, выбрать товар или услугу, с меньшим рис­
ком вложить средства в инвестиционные проекты и
программы;

• содействие конкуренции на основе стандартизации методов испытаний и унификации основных параметров продукции, что позволяет проводить ее объективное сравнение;

• обеспечение совместимости и взаимозаменяемости от­
дельных видов товаров или услуг;

• рационализация управления технологическими процесса­
ми и обеспечение заданного уровня качества продукции.

Социальная функция стандартизации предусматривает оп­ределение такого уровня параметров и показателей товаров и услуг, который соответствует требованиям общественного здо­ровья, санитарии и гигиены, обеспечивает охрану окружаю­щей среды и безопасность людей при производстве, обраще­нии, использовании и утилизации продукции.

Коммуникативная функция стандартизации предусматривает создание базы для объективизации различных видов человече­ского восприятия информации, а также унификацию терми­нов и определений, классификаторов, методов измерений и испытаний, обеспечивая тем самым необходимое взаимопо­нимание с учетом международных регламентов.

Разработка глоссариев определений и терминов является одной из важнейших задач реализации коммуникативной функции стандартизации.

 

Основными исходными предпосылками развития и совер­шенствования стандартизации в Российской Федерации явля­ются:

• признание необходимости государственного регулирования рыночной экономики, с одной стороны, и высокий
уровень самостоятельности хозяйствующих субъектов -
с другой;

• интеграция России в европейскую, мировую экономику и
вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО);

• сохранение приоритетности торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства в рамках СНГ;

• необходимость поэтапного снижения импортозависимости рынка отечественных товаров и услуг;

• выявление областей науки и техники (открытые инфор­мационные системы), где стандарти­зация также должна носить опережающий характер.

 

Наиболее существенным различием между отечественной и международной практикой стандартизации является правовой статус стандартов. За рубежом большинство стандартов носят рекомендательный характер, в то время как в России (в соот­ветствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О стан­дартизации") они содержат обязательные требования. Напри­мер, требования, устанавливаемые государственными стандар­тами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контро­ля и единства маркировки, а также иные требования, установ­ленные законодательством Российской Федерации, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности.

Директивность государственных стандартов определяется следующими нормативно-правовыми актами: законами Рос­сийской Федерации, Указами Президента Российской Феде­рации, законами субъектов Российской Федерации, Поста­новлениями Правительства Российской Федерации, постанов­лениями Госстандарта России, постановлениями и приказами иных органов федеральной исполнительной власти и др. За­конодательную и нормативно-правовую основу стандартиза­ции вообще, в том числе в здравоохранении, составляют сле­дующие законы Российской Федерации: "О стандартизации", "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений", основопола­гающие стандарты государственной системы стандартизации и др.

Приоритетные направления стандартизации. В мировой практике общепризнанными приоритетными направлениями работ по стандартизации являются:

• безопасность и экология;

• информационные технологии;

• ресурсосбережение.

К важнейшему направлению стандартизации относится также нормативное обеспечение качества товаров и услуг с целью защиты прав потребителей. В числе приоритетных как за рубежом, так и в России сформировалось социальное на­правление, в частности, стандартизация в сфере медицинских товаров и услуг.

Международное сотрудничество в области стандартизации. В последние годы удалось в основном гармонизировать поря­док и правила организации работ в отечественной системе стандартизации с принятыми в большинстве зарубежных стран международными процедурами разработки и принятия стандартов. Это позволяет экономить ресурсы на пополнение фонда отечественных стандартов новыми, а также затраты на актуализацию требований действующих стандартов.

Участие России в международном сотрудничестве в облас­ти стандартизации и других закрепленных за Госстандартом России направлениях деятельности должно содействовать, прежде всего, созданию и развитию рыночной экономики, расширению внешней торговли, укреплению научно-техниче­ских, экономических и промышленных связей Российской Федерации с зарубежными странами, повышению качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на ми­ровом рынке.

Организационно-финансовой основой системы отечествен­ной стандартизации является Федеральный фонд стандартов.

 

Предпосылки становления системы стандартизации в здравоохранении Российской Федерации

Концепция развития здравоохранения и медицинской нау­ки в Российской Федерации как одно из приоритетных на­правлений совершенствования медицинской помощи преду­сматривает обеспечение ее качества и безопасности путем проведения комплекса работ по стандартизации, лицензиро­ванию и сертификации.

Решение этой задачи в условиях снижения финансирова­ния и децентрализации управления здравоохранением воз­можно путем планомерного внедрения комплексной системы нормативного обеспечения организаций здравоохранения, по­зволяющей регулировать и осуществлять контроль за их дея­тельностью и обеспечивать защиту прав граждан в области ох­раны здоровья. Создание системы стандартизации в здраво­охранении, определение основных методических подходов к разработке и совершенствованию стандартов, отраслевых норм и правил позволяет более активно влиять на профилак­тический, диагностический, лечебный и реабилитационный процесс, управление качеством медицинской помощи в це­лом.

Отсутствие в настоящее время систем стандартизации и сертификации в здравоохранении ограничивает возможности стратегического планирования, существенно тормозит разви­тие медико-социального страхования. В такой ситуации орга­нами управления здравоохранением в различных регионах России осуществляется разработка нормативных документов, часто взаимоисключающих друг друга, не связанных единой идеологией, что приводит к неэффективному использованию имеющихся ресурсов и снижает управляемость отраслью.

Развитие системы стандартизации в здравоохранении Рос­сийской Федерации существенным образом отличается от развития соответствующих систем стандартизации зарубежных стран, что обусловлено, в первую очередь, особенностями ор­ганизации медицинской помощи в Российской Федерации.

Так, например, существующая в США система здравоохра­нения ориентирована на то, что значительный объем амбула­торной медицинской помощи оказывают не медицинские ра­ботники, а "парамедики" (представители немедицинских спе­циальностей). Эта парамедицинская помощь оказывается по достаточно жестким стандартам, причем "парамедики" не за­нимаются установлением диагноза, а действуют строго в рам­ках предписанного в соответствии со сложившейся ситуацией алгоритма лечения угрожающих жизни больного состояний. Подходы и традиции отечественной медицины исходят из принципов индивидуализации оказания медицинской помо­щи, лечения не болезни, а больного, тесного взаимодействия пациента с лечащим врачом. Эти принципы закладывались земскими врачами, успешно реализовывались при создании участковой службы, находят свое новое развитие в системе врачей общей (семейной) практики.

Таким образом, существующие различия в организации ме­дицинской помощи в разных странах отражают особенности развития систем стандартизации в здравоохранении. Кроме того, на разработку стандартов накладывает большой отпеча­ток состояние законодательной и материально-технической базы системы здравоохранения, наличие и развитость в ней различных форм собственности (соотношения государ­ственного и частного секторов), платежеспособность населе­ния, формы медицинского страхования и др.

Еще одной особенностью российской системы стандарти­зации в здравоохранении является развитие ее на научной ос­нове, с использованием международного опыта и методологи­ческих подходов отечественной Концепции стандартизации, в то время как во многих странах стандартизация развивалась эмпирически, путем проб и ошибок, не имея строгих научных и методологических основ. Результатом этого явилось созда­ние систем, которые не могут быть описаны единым алгорит­мическим языком, их невозможно запрограммировать.

Таким образом, изучение проблем стандартизации в здра­воохранении других стран показывает, что, несмотря на дли­тельную историю развития и множество разработанных нор­мативных документов, простой перенос существующих зару­бежных систем стандартизации в практику отечественного здравоохранения невозможен. Вместе с тем, разрабатывая собственную систему стандартизации в здравоохранении, не­обходимо учитывать многолетний богатый международный опыт в этой области.

 

Основные принципы стандартизации в здравоохранении

 

 

 

Рис. 1. Основные принципы стандартизации в здравоохранении

 

Многочисленные отечественные разработки по стандартизации в здравоохранении, выполненные различными органи­зациями в предыдущие годы, можно классифицировать сле­дующим образом:

Первая группа - стандарты ведения больных (диагно­стика и лечение заболеваний).

Вторая группа — стандарты, регламентирующие дейст­вия медицинского персонала в отдельных ситуациях (оказание экстренной медицинской помощи, выполне­ние манипуляций и др.).

Третья группа стандарты, регламентирующие условия оказания различных видов медицинской помощи (мате­риально-техническое оснащение организаций здраво­охранения, санитарные, строительные нормы и правила и др.)

Четвертая группа стандарты технологических требо­ваний к изготовлению, применению лекарственных средств и медицинской техники.

Пятая группа стандарты, регламентирующие требова­ния к уровню профессионального образования (меди­цинского, фармацевтического, вспомогательного персо­нала).

 

Виды медицинских стандартов

 

 


По механизму использования
По объектам стандартизации
По ведомственной принадлежности
По административно-территориальному делению

                 
     
 
   
   
 
 
 

 

 


Предварительный стандарт

 

   
 
 
 

 


 

Рис. 2. Классификация медицинских стандартов

 

Однако анализ действующих документов показал, что стан­дарты первой и второй группы не отвечают формальным тре­бованиям Государственной системы стандартизации (ГСС) ни по оформлению, ни по содержанию.

Стандарты — это норма­тивные документы прямого действия, и они должны выпол­няться всеми участниками процесса, регламентированного этими документами. В документах, касающихся технологии выполнения медицинских услуг, встречаются алгоритмы, ко­торые или предполагают многовариантность,

или, наоборот, строго регламентируют схемы лечения, вплоть до назначения конкретных лекарственных препаратов и их дозировок. Мето­дология стандартизации исключает как тот, так и другой под­ходы. Требования должны быть сформулированы однозначно. Не допускается разное их толкование. Вместе с тем требова­ния могут быть сформулированы таким образом, что, не до­пуская произвольной трактовки, создают медицинскому ра­ботнику достаточный диапазон действий для реализации его профессиональных знаний и навыков, сохраняя тем самым творческий подход в искусстве врачевания.

Создание единой системы стандартизации в здравоохране­нии направлено на совершенствование управления отраслью, обеспечение ее целостности за счет единых подходов к плани­рованию, нормированию, лицензированию, сертификации, аккредитации. Это в свою очередь будет способствовать ра­циональному использованию финансовых, кадровых, матери­альных, информационных ресурсов, оптимизации профилак­тического и лечебно-диагностического процесса, интеграции отечественного здравоохранения в мировую медицинскую практику.

Существующая система требований к материально-техни­ческой базе организаций здравоохранения детально разработа­на только санитарно-эпидемиологической службой. К этим требованиям относится большой перечень, включающий са­нитарные правила и нормы (СанПиН), строительные нормы и правила (СНиП), используемые при проектировании, строи­тельстве и эксплуатации лечебно-профилактического учреж­дения, требования к условиям труда медицинского персонала и его охране, наличие необходимого медицинского и вспомо­гательного оборудования, лекарственного обеспечения и т. д.

Одним из основных документов, составленных на основе этой системы требований, является паспорт санитарно-технического состояния условий труда в учреждениях здравоохра­нения.

Другим важным набором требований является табель осна­щения организации здравоохранения - перечень оборудова­ния и приборов, которые необходимо иметь для достижения высокого качества профилактического или лечебно-профи­лактического процесса. Такой табель оснащения (специфика­ция включенного в него медицинского оборудования, техни­ки, инструментария) должен формироваться в зависимости от конкретных задач, решаемых персоналом данной организации здравоохранения.

Ранее подобные табели оснащения учреждений здравоохра­нения разрабатывались и утверждались. Однако за годы реформ изменились подходы к организации медицинской помо­щи, появились учреждения здравоохранения нового типа (на­пример, офис врача общей практики, центры профилактиче­ской медицины и др.), внедряются современные медицинские технологии. Тем не менее стандартизованные подходы к фор­мированию новых табелей оснащения до настоящего времени отсутствуют.

Помимо перечня необходимого медицинского и вспомога­тельного оборудования, в стандартизации нуждаются и сами приборы, инструментарий, средства медицинского назначе­ния, трансфузионные среды и т. д. Было бы неправильным утверждать, что в этом направлении нет нормативных актов. Напротив, существует огромное количество ГОСТов, ОСТов, технических требований и условий. Но, как показал анализ ситуации, и они просто не успевают за появлением новых об­разцов медицинской техники и оборудования.

Другим значимым аспектом стандартизации является про­фессиональная аттестация кадров, цель которой — определе­ние уровня компетентности специалиста на данном рабочем месте. Также одним из способов оценки профессиональной подготовки медицинского персонала является обязательная сертификация с дальнейшим подтверждением сертификата раз в 5 лет.

Сертификация подразумевает соответствие подготовки спе­циалиста образовательному стандарту теоретических знаний, навыков и умений. Такие образовательные стандарты разраба­тываются для всех специалистов.

Современная система подго­товки медицинского персонала устанавливает в основном вре­менные требования к овладению профессией и специально­стью. Регламентированные перечни обязательного объема знаний и умений для подавляющего большинства специаль­ностей в отечественной медицине пока отсутствуют.

Наиболее важным и сложным объектом для оценки качест­ва и стандартизации являются медицинские услуги. Сущест­вуют два основных подхода в объяснении термина "медицин­ская услуга". Первый, более ранний, сформировался с момен­та появления платных услуг в медицине. Здесь под медицин­ской услугой понимается отдельно взятая манипуляция или процедура (например, клинический анализ крови, ультразву­ковое исследование органов брюшной полости и т. д.). Другое представление о медицинской услуге стало формироваться вместе с появлением медицинского страхования и подразуме­вает некоторое законченное действие по профилактике, диаг­ностике, лечению или реабилитации конкретного заболева­ния.

Современная классификация медицинских услуг определя­ет медицинскую услугу по степени сложности, функциональ­ному назначению и по условиям ее оказания (в амбулаторно-поликлиническом учреждении, в стационаре, в процессе транспортирования).

Наиболее распространен подход, основанный на подборе групп пациентов, каждая из которых представляет совокуп­ность, классифицируемую с учетом исходного состояния па­циентов и достижения сравнимых результатов оказания им медицинской помощи (принцип: "the right man - the right place", т. е. "определенному человеку — определенное место"). Именно на этом принципе базировалась проведенная в США работа по созданию диагностически родственных групп (DRG) или, как их еще называют, КСГ - клинико-статистических групп.

Иную точку зрения отстаивают ряд специалистов, счи­тающих, что услуга всегда имеет непосредственное отноше­ние к определенному заболеванию и не может рассматри­ваться отдельно от него. Стандарты выполнения медицин­ских услуг также должны быть "привязаны" к нозологиче­ской форме. Такой "нозологический" подход в медицине традиционен. Роберт Хэгглин (1997) отмечал, что "в основе каждого врачебного действия лежит диагноз". Тот же нозо­логический принцип нашел отражение в приказе Министер­ства здравоохранения Российской Федерации и Федерально­го фонда ОМС № 363/77 от 24.10.96 г. "О совершенствова­нии контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации", в котором подчеркнуто: "Эксперти­за качества медицинской помощи конкретному больному предусматривает сопоставление ее со стандартами, которые, как правило, содержат унифицированный набор и объем ди­агностических и лечебных мероприятий, а также требования к срокам и результатам лечения при конкретных нозологи­ческих формах болезней".

Создание таких "унифицированных наборов и объемов ди­агностических и лечебных мероприятий" базируется на тыся­челетнем опыте медицины. В клинической медицине есть об­щие подходы и требования к организации диагностического процесса, формированию диагностической гипотезы на осно­вании имеющихся симптомов и синдромов. Также имеются общие подходы к применению различных схем лечения и ме­тодик оценки эффективности результатов лечения и прогноза. Эти подходы и требования, пусть не регламентированные нормативными актами, достаточно традиционны и использу­ются в медицинской практике на протяжении всего времени ее существования, совершенствуясь по мере развития меди­цинской науки и технологий.

В отечественной медицине существует ограниченное число разработанных и используемых на практике программ (прото­колов) ведения больных, регламентирующих порядок прове­дения клинических, лабораторных и инструментальных иссле­дований на всех этапах диагностики, лечения и наблюдения за больным. Наибольший опыт их разработки накоплен в ге­матологии и онкологии. Так, например, в Гематологическом научном центре РАМН используются протоколы обследова­ния пациентов, страдающих лимфогранулематозом, гемолити­ческими анемиями, лимфомами и т. д. Они не только содер­жат перечень необходимых для постановки диагноза или кон­троля за ходом лечения больного показателей, но и регламен­тируют своевременность их проведения (при обращении боль­ного, после завершения химиотерапии, после лучевой терапии и т. д.). Такие протоколы "стандартизируют" обследование больного и отражают весь спектр возможностей для специа­лизированного лечения пациента.

Отношение различных специалистов к разработке и ис­пользованию стандартов для ведения больных и оценки каче­ства медицинской помощи неоднозначно. По мнению одних, использование подобных стандартов методически некоррект­но. Другие подчеркивают, что стандарты являются единствен­но возможным способом определить гарантированный объем медицинской помощи пациенту, который не может быть вы­ражен в любой другой, например описательной, форме.

Стандартный методологический подход с четким описани­ем требований и условий проведения диагностического про­цесса наиболее развит в лабораторном деле. Вопрос стандар­тизации и унификации лабораторных методик для получения сравнимых результатов и облегчения их оценки — не новый в медицине. Он возник в связи со значительным увеличением числа лабораторных диагностических тестов. Сейчас, как пра­вило, для определения одного лабораторного показателя су­ществует не один метод. Так, например, исследование актив­ности ферментов биологических жидкостей проводится двумя способами: колориметрическим (тест Ройтмана и Френкеля для трансаминаз) и кинетическим (основанным на оптиче­ском тесте). И тот, и другой методы достаточно широко упот­ребим. Поэтому вопрос состоит в том, какому из них отдать предпочтение и включить в стандартный набор диагностиче­ских исследований. Заметное увеличение числа и доступности лабораторных исследований неизбежно привело к тому, что информации, получаемой с их помощью, стали уделять значительно больше внимания при решении клинических задач. Сейчас лабора­торные тесты редко назначаются по отдельности. Существует практика назначений целых "блоков" исследований.

Появились издания, предлагающие системный подбор справочных данных по лабораторной и инструментальной ди­агностике, что существенно облегчает диагностический поиск, позволяя врачу самостоятельно создать некий "диагностиче­ский стандарт" при подозрении на определенное заболевание.

Необходимо отметить и тот факт, что в литературе отсутст­вует единая терминология в отношении, казалось бы, обще­принятых медицинских понятий. Например, на равных осно­ваниях применяются термины: сепсис, септическое состоя­ние; глубокий тромбофлебит, тромбоз глубоких вен нижних конечностей; острый панкреатит, панкреонекроз, синдром Золлингера-Эллисона, гастринома, инкреторная гранулоцитома, гормонально-активная опухоль поджелудочной железы.

Нередко часть терминов не отражает истинной патогенети­ческой сущности заболевания, а является свидетельством ошибочных представлений о патогенезе в период появления этих терминов. Тем не менее они становятся настолько тради­ционными, что порой несколько поколений врачей пользуют­ся ими, осознавая их несоответствие истинному положению вещей. Например, острый панкреатит — по сути, заболевание, при котором изначально превалируют процессы некробиоза клеток поджелудочной железы, и лишь в последующем при­соединяется воспаление, которое преимущественно вовлекает забрюшинную клетчатку, а не саму поджелудочную железу. Тем не менее термин "острый панкреатит" гораздо более по­пулярен среди хирургов, чем термин "панкреонекроз", отра­жающий истинную суть заболевания.

Все это, безусловно, осложняет общение специалистов, ин­терпретацию общепринятых терминов и, в конечном итоге, препятствует успешной диагностике и лечению пациента.

Обязательным условием оказания пациенту медицинской помощи надлежащего качества является последовательное ре­шение специалистом ряда функциональных задач в ходе ле­чебно-диагностического процесса. На этом представлении ба­зируются все попытки создания технологических стандартов медицинской помощи, которые по разным источникам имеют различные названия: "технологические стандарты обследова­ния, лечения"; "стандарты лечебно-диагностического процес­са"; "медико-технологические стандарты"; "медико-экономические стандарты" и др. Подобные стандарты должны разрабатываться с учетом общих правил стандартизации и пред­ставлять собой перечень обязательных профилактических, ди­агностических, лечебных, реабилитационных мероприятий, осуществляемых врачом (средним медицинским работником) при различных нозологических формах на определенном эта­пе оказания медицинской помощи.

Или другая проблема — отсутствие общепринятой класси­фикации возможных исходов или результатов оказания меди­цинской помощи. Чаще всего встречаются такие понятия ис­ходов, как: "благоприятный", "неблагоприятный", "положи­тельный", "отрицательный", "ожидаемый", "нежелательный", "выздоровление", "улучшение", "ухудшение", "переход в хро­ническое состояние", "смерть" и др. Эту группу понятий исхо­дов или результатов оказания медицинской помощи можно отнести к так называемым альтернативным, или качествен­ным, оценкам.

В то же время для анализа результативности оказания ме­дицинской помощи нередко используются различные количе­ственные оценки в виде статистических показателей. Это мо­гут быть прогнозируемые на определенный момент времени (для группы пациентов) — уровень общей заболеваемости или с временной утратой трудоспособности, первичный выход на инвалидность, больничная летальность, процент осложнений, улучшений и т. д. Однако такой подход не дает возможность оценить качество, результативность каждого в отдельности случая оказания медицинской помощи. Поэтому в данном случае для оценки (достигнуты или не достигнуты запрограм­мированные результаты лечения) предлагается использовать сравнительные стандарты результативности. К последним от­носят такие индивидуальные параметры состояния пациента, как результаты клинико-биохимических, иммунологических, функциональных, морфологических и других исследований. И для проведения таких сравнений, опять же, эти показатели (для определенных групп пациентов, страдающих теми или иными заболеваниями) должны быть стандартизованы.

Одним из критериев, который в последнее время использу­ется для оценки качества медицинской помощи, является удовлетворенность пациента результатами оказанной ему ме­дицинской помощи, причем этот критерий можно использо­вать для оценки качества медицинской помощи как на уровне отдельных структурных подразделений, организаций здраво­охранения, так и системы здравоохранения в целом.

Однако следует согласиться, что низкий уровень оценок удовлетворенности может свидетельствовать не столько о про­блемах организации медицинской помощи, с которыми пациент столкнулся, находясь на лечении в конкретном учрежде­нии здравоохранения, сколько об общих неблагополучных тенденциях в системе здравоохранения. Вместе с тем сущест­вует и другая точка зрения, что показатель удовлетворенности пациента качеством медицинской услуги в принципе не мо­жет достигнуть некой предельной величины. С точки зрения пациента, не может существовать абсолютно совершенной ус­луги, поскольку всякая реализованная на данный момент по­требность порождает новую, более сложную по качеству и уровню исполнения.

Все это еще раз подчеркивает актуальность работ по стан­дартизации в обеспечении и оценке качества медицинской помощи населению, причем эта проблема требует своего ре­шения не только в России. Она является приоритетным на­правлением развития здравоохранения и в экономически раз­витых странах.

Необходимость стандартизации определяется целым рядом и других факторов. Это, безусловно, неуклонно растущая стоимость медицинской помощи, что связано с совершенст­вованием (и, соответственно, удорожанием) медицинских тех­нологий, демографическим постарением населения и повы­шением уровня требований пациентов. Непрерывно растущая стоимость медицинской помощи при ограниченных возмож­ностях ее ресурсного обеспечения является наиболее серьез­ным противоречием в современном обществе. Один из путей его разрешения — разработка и внедрение стандартных уни­фицированных алгоритмов оказания тех или иных видов ме­дицинской помощи или услуг, имеющих определенные пока­затели объемов, качества и стоимости. Это становится акту­альным и в связи с наметившейся тенденцией увеличения ди­агностических и лечебных процедур без должных на то пока­заний, причем это касается не только относительно безобид­ных анализов, но и инвазивных диагностических методов и оперативных вмешательств. На практике это бывает как ре­зультатом перестраховки, добросовестного заблуждения, осоз­нанных действий, так и результатом низкой квалификации персонала. Но, как бы то ни было, они существенно удорожа­ют стоимость медицинской помощи и могут реально принес­ти вред здоровью пациентов.

Действительно, врачу сегодня сложно принимать единст­венно правильные клинические решения, поскольку прихо­дится выбирать их из значительного числа имеющихся у него альтернатив, и с каждым днем их количество увеличивается. Практически ежедневно появляются новые методы профилак­тики, диагностики, лечения и реабилитации, и нередко бывает трудно сравнить эффективность традиционных и новых подходов. Врач нуждается в достоверной информации, кото­рая позволила бы ему выбирать наиболее действенные методы диагностики, лечения и наиболее эффективные лекарствен­ные средства.

Процесс выбора в отечественном здравоохранении ослож­няется еще и тем, что в условиях ограниченных материально-технических и финансовых ресурсов и все возрастающих пре­тензий общества к уровню обеспечения качества медицинской помощи среди врачей нередко отсутствует единое мнение по поводу эффективности тех или иных методик.

Таким образом, анализ существующих в здравоохранении проблем позволяет выявить следующие основные причины, которые определяют приоритетность работ по стандартиза­ции:

• отсутствие единых подходов к формированию норма­тивной базы отрасли;

• несоответствие государственных обязательств по предос­тавлению населению гарантированной (бесплатной) ме­дицинской помощи и реальным ее ресурсным обеспече­нием;

• необходимость рационального использования ограни­ченных финансовых и материальных ресурсов на фоне растущей стоимости медицинской помощи;

• постоянный рост числа новых медицинских технологий, который усложняет процесс выбора и принятия врачом оптимального клинического решения;

• тенденция увеличения стоимости и числа диагностиче­ских и лечебных процедур без должных на то обоснова­ний;

• увеличение числа медицинских школ, пропагандирую­щих различные подходы в профилактике, диагностике, лечении и реабилитации одних и тех же заболеваний.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.