Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фискальная политика государства, ее роль и особенности в современной России




Классификация налогов. Эффект Лаффера

 

Классификация налогов может быть проведена по различным критериям:

1. по способу взимания: прямые (начисляются на «образование доходов» – налог на имущество, НДФЛ, налог на прибыль) и косвенные (налоги на «использование доходов» - акцизы, НДС, таможенные пошлины);

2. в зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги: федеральные, региональные, местные;

3. по целевой направленности введения налогов: общие (для формирования доходов государственного бюджета в целом), специальные (вводятся для конкретного направления государственных расходов);

4. в зависимости от субъекта-налогоплательщика: налоги взимаемые с физических (налог на наследование или дарение), юридических лиц (налог на прибыль организаций), смежные (земельный налог);

5. в зависимости от метода налогообложения: равные (характеризуются одинаковой суммой налога для каждого налогоплательщика), пропорциональные (взимаются по единой ставке при любом размере дохода), прогрессивные (характеризуются повышением ставки с увеличением базы налогообложения), регрессивные (характеризуются уменьшением ставки с ростом величины объекта налогообложения).

Графически изображение зависимости между уровнем ставок налогообложения и суммой налоговых поступлений в бюджет дает «кривая Лаффера».

 
 

 

 


Налоговая система, построенная с учетом рациональных налоговых ставок, обеспечивает действие стимулирующей функции развития производства и увеличения налоговой базы. Американский экономист А.Лаффер доказал, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъему производства и росту доходов.

На рисунке по оси ординат отложены налоговые ставки R, по оси абсцисс – поступления в бюджет V. При увеличении ставки налога доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер ставки R1 обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет V1. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100%-м налогообложении доход государства равен нулю, т.к. никто не хочет работать, не получая дохода.

Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику инвестиций.

Главным недостатком большинства действующих налоговых систем является рассмотрение отдачи каждого из налогов в статической, а не динамической системе, т.е. не учитывается развитие общественных отношений. Конкретные фазы экономического цикла, изменение прожиточного уровня, изменения в распределении личных доходов, глобальные экстремальные обстоятельства (неурожай, аварии, стихийные бедствия и пр.) изменяют действенность тех или иных налогов.

Являясь мощным инструментом финансовой политики, величина налоговой ставки, и общая масса изымаемых в государственный бюджет ресурсов оказывают непосредственное влияние на динамику социально - экономического развития общества.

 

 

Фискальная политика – это налогово-бюджетная политика, связанная с использованием правительством его прав устанавливать налоги и расходовать средства.

Различают два вида фискальной политики:

1. дискреционную (активную) – сознательное манипулирование государством налогами и правительственными расходами с целью изменения объемов ВВП, уровня инфляции и занятости, которая подразделяется на:

· стимулирующую – используется в период экономического спада и заключается в увеличении государственных расходов и снижении налогов;

· сдерживающую – предполагает уменьшение правительственных расходов, увеличение налогов или одновременное уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов;

2. недискреционную - встроенных стабилизаторов или автоматическую (пассивную) – автоматическое изменение в уровнях государственных расходов и налогов; экономический механизм, который работает в режиме саморегулирования, реагируя на изменение положения в экономике и независим от принимаемых решений государства:

· изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. В период подъема налоговые поступления автоматически возрастают (при прогрессивной ставке налогообложения и за счет расширения налогооблагаемой базы), что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. В период экономического спада сумма изъятия части доходов с помощью налогов уменьшается, происходит постепенное увеличение покупательной способности, что сдерживает спад;

· система пособий по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения - во время экономического подъема «отрицательные налоги» в виде пособий по безработице и др. - сокращаются, сдерживая совокупный спрос, а во время спада возрастают.

Механизм действия фискальной политики основан на использовании мультипликаторов:

1. правительственных (государственных) расходов, которые являются составным элементом совокупных расходов и оказывают мультипликационный эффект на величину национального дохода;

2. налогового, оказывающего аналогичные действия мультипликатора правительственных расходов. Уменьшение налогов увеличивает располагаемый доход и увеличивает потребление, поэтому при любом данном уровне дохода планируемые расходы становятся больше.

Налоговый мультипликатор = Мультипликатор государственных расходов Предельная склонность к потреблению.

Увеличение или уменьшение налоговых изъятий влияет на совокупный спрос опосредованно через предельную склонность к потреблению: увеличение налогов ведет к уменьшению доходов населения и следовательно сокращает потребление и совокупный спрос в целом.

Реформирование бюджетной и налоговой систем в России проводится в сложных условиях трансформации собственности и становления национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, переводом оборонного производства на изготовление конкурентоспособной продукции, проведением крупных мер по социальной защите населения и др.

Переход к рыночной экономике изменил структуру доходной части государственного бюджета, которая в основном формируется за счет налоговых поступлений. Поэтому главное значение в осуществлении фискальной политики сводится к реформированию налоговой системы (стабильное налоговое законодательство, отказ от множественности налогов устранение дискриминации в дифференциации налогоплательщиков в зависимости от формы собственности и др.) и налогообложения. Последняя призвана развивать предпринимательство и на его основе осуществлять инвестирование в приоритетные программы.

 

Тема 18. Экономический рост и развитие

 

Литература:

1. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.Д.Камаева, Е.Н.Лобачевой. – М., Юрайт-Издат, 2006. – С.438.

2. Экономическая теория: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. В.Д.Камаева. – 10-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - С.528.

3. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2007. – С.438, 460.

4. Сажина М.А, Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – С. 282.

5. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2005. – С.423.

6. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – С.344.

7. Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1990. – 415с.

 

Вопросы:

1. (30) Сущность, типы и показатели экономического роста.

2. (31) Модель межотраслевого баланса национальной экономики «Затраты- выпуск» В.В. Леонтьева.

3. (32) Проблема обеспечения нового качества экономического роста в современной России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.