Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод синектики

МЕТОД СИНЕКТИКИ

Синектика — это соединение различных, даже несовместимых, элементов.

Идея синектики возникла в практике использования метода «мозгового штурма» и в процессе изучения индивидуального и коллективного творчества. Суть ее — поиск и реализация возмож­ности аккумулирования творческой активности исследователей на основе включения бессознательных механизмов в сознательном исследовании проблем, на основе социально-психологического взаимодействия в процессе интеллектуальной деятельности.

Идея синектики — формирование «группового мышления», специально созданная «группа синекторов».

Главное отличие синектики от метода «мозгового штурма» — подход к исследованию и решению проблем не с позиции выдви­жения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а в качестве представления незавершенных идей и мыслей, кото­рые «подпитывают» процесс коллективного группового мышле­ния. Они даются в виде нерациональной информации, метафор, образов, смутных ощущений, действующих не столько на мыш­ление человека, сколько на его чувства, отношение к группе, ак­тивизацию интуиции.

В состав группы часто включают эксперта, являющегося спе­циалистом в той области знаний, к которой относится проблема или ее часть. Роль эксперта в исследовательской деятельности группы может быть различной в зависимости от ситуации: роль «энциклопедии», роль «адвоката дьявола», вносящего возмущение в идеи, понятия, образы, и т.д.

В организации работы группы главным фактором является до­стижение определенных психологических состояний, которые должны меняться, внося импульсы творческой активности. Во-первых, это состояние отрешенности — вовлеченности; во-вторых, откладывания — осторожности; в-третьих, размышления — рас­кованности; в-четвертых, достижения — удовлетворенности.

В синектической группе, как правило, нет явного лидера (по крайней мере, лучше обойтись без него). Роль лидера выполняют все члены группы поочередно. Главная задача временного лидера — на­строить группу на творческое восприятие проблемы.

 

 

Метод синектики состоит из трех этапов:

превращение неизвестного в якобы известное;

превращение известного в якобы неизвестное;

превращение неизвестного в известное.

При возникновении проблемы сначала всегда возникает стрем­ление ее понять, осмыслить, т.е. свести к чему-то уже известно­му. Но это сведение всегда условно, ограниченно, ибо в против­ном случае не было бы ни проблемы, ни необходимости ее реше­ния.

Далее возникает сомнение в том, что этого сведения достаточ­но для решения проблемы, и исследователь стремится превратить известное в якобы неизвестное, т.е. переосмыслить известное с позиций новой проблемы, усомниться в универсальности суще­ствующих знаний (здоровый скептицизм — основа творчества).

 

Существует пять операторов превращения известного в якобы неизвестное:

субъективная аналогия;

прямая аналогия;

символическая аналогия;

образная аналогия;

фантастическая аналогия.

Субъективная аналогия — это своеобразное «перевоплощение» исследователя в элемент исследуемого процесса или ситуации, в противодействующие аспекты проблемы. Такой прием помогает увидеть не воспринимаемые обычным способом аспекты и грани проблемы. А увидеть их — это значит увеличить вероятность ре­шения проблемы.

Прямая аналогия — это сравнение фактов из двух параллельно существующих областей знаний или процессов, ситуаций, про­блем. Наиболее известный пример использования прямой анало­гии в исследовательской деятельности — перенос свойств биоло­гического объекта на объекты техники, природы в целом или даже общества. Именно так возникла идея кибернетики.

Символическая аналогия предполагает поиск и обнаружение па­радоксов в привычном, противоречий — в известном, неясного — в ясном и бесспорном. Это прием здорового скептицизма.

Для символической аналогии очень важно выделить главную функцию исследуемого объекта и определить, имеются ли у него противоположные этой функции качества, как может выглядеть их реальное сочетание.

Соединение субъективной и символической аналогии дает нам образную аналогию. Ее особенность — превращение первоначаль­ного объекта исследования в некоторый образ, который сопостав­ляется в последующем с образом-критерием, характеризующим развитие.

Фантастическая аналогия отличается предельной свободой опе­рирования символами и образами. Здесь ведущую роль играет символ или образ–идеал желаемого будущего. Это помогает уви­деть неожиданный ракурс проблемы, ощутить непредвиденный поворот мысли. Например: «современная техника уничтожает че­ловека», «чем совершенней управление, тем оно опасней для при­роды» и т.д.

Синектическая группа — это коллектив людей, которые в силу индивидуальных качеств и при определенной организации совме­стной деятельности способны проявить творчество, интуицию, фантазию и найти оригинальные решения сложных, неординар­ных проблем.

Синектика не облегчает процесс творческой деятельности — она повышает его напряженность, увеличивает вероятность реше­ния проблем, мотивирует удовлетворенность исследовательской работой.

Но это возможно при условии соблюдения определенных пра­вил формирования синектических групп.

Группа должна формироваться в три этапа, на каждом из ко­торых существуют определенные критерии отбора кандидатов.

Для первого этапа наиболее важными являются критерии уров­ня и характера образования. Группа должна быть составлена из специалистов в разных областях знаний, в том числе и той отрас­ли, к которой относится проблема или объект исследования. Уро­вень образования, конечно, должен соответствовать сложности решаемой проблемы.

Каждому человеку присущ определенный энергетический по­тенциал — это не просто склонность к активному поведению, а способность включения всех средств интеллектуальной деятель­ности, рационального их использования, выдержка, воля, моби­лизация сил.

Существуют и возрастные ограничения для кандидатов — от 25 до 50 лет.

Важным фактором является профессионализм — обладание знаниями, лично проверенными практической деятельностью, а также склонность к творческой деятельности и желание работать в группе.

Второй этап — оценка способностей человека к творческой де­ятельности. Главными факторами оценки здесь являются следу­ющие:

• способность к образному восприятию и метафорическому мышлению, которую легко выявить с помощью специального те­стирования, в процессе собеседования и пр.;

• эмоциональная зрелость, т.е. способность эмоционально реагировать на проблему или ситуацию, стремясь при этом к конструктивному действию;

• способность к риску, т.е. способность оценивать парадоксальные идеи других участников группы так, чтобы не вызвать их не­годование, и пр.;

• способность к обобщению, т.е. способность видеть целое, со­ставлять из разрозненных фактов целостную картину, выделятьглавное и отсеивать второстепенное.

Третий этап — проверка коммуникационных данных канди­дата, от степени развитости и вида которых зависит эффектив­ность его работы в синектической группе. Предметом оценки яв­ляются следующие характеристики:

• кинестетические позиции, или реакция на координационные действия — она может быть замедленной, неуклюжей, инертной, отрицательно сказывающиеся на работе группы;

• ответственность, т.е. обязательность, объективность оценки своей деятельности и роли в группе;

• мотивационная поддержка. Работая в группе, кандидат не может занимать наблюдательную и выжидательную позицию, он должен поддерживать огонь мысли, искать и находить свою функцию, место в общем процессе творческой деятельности, проявлять активность;

• статус разнообразия, т.е. типологическое разнообразие пове­денческих характеристик членов группы.

Сформировать группу еще недостаточно для ее продуктивной работы — ее надо обучить некоторым приемам совместной дея­тельности.

Продолжительность обучения может быть различной — от не­скольких недель до нескольких месяцев. Главное — сформировать понимание метода, роли каждого участника синектической груп­пы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод морфологического анализа | Метод мозгового штурма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.