Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод наблюдения

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАТОРАМ ТЕСТИРОВАНИЯ

Одно из первых требований состоит в том, чтобы разработка тестов и проведение тестирования осуществлялись достаточно квалифицированными социологами и психологами.

Конечно, в зависимости от типа теста требуется различная ква­лификация. Так, правильное проведение индивидуальных тестов на интеллект и личностных тестов требует длительного интенсив­ного обучения и наблюдения за процессом тестирования, в то время как для тестирования в учебных целях нужна минимальная специальная подготовка — главное, чтобы экспериментатор был достаточно сведущ в науке о человеческом поведении, что позво­лит ему избежать неоправданных выводов при интерпретации те­стовых результатов.

Если тесты проводятся лаборантами или людьми других про­фессий, для обеспечения правильной интерпретации выполнен­ных тестовых заданий важно, чтобы их консультировал квалифи­цированный специалист.

Важным требованием к организаторам тестирования является сохранение тайны итогов тестирования. Результаты тестов не мо­гут быть использованы в интересах отдельной личности или груп­пы, а также в интересах какого-либо учреждения, покд испытуе­мый не даст на это своего согласия.

Растущее понимание права индивида на получение доступа к данным своего тестирования, а также осознание, что он должен иметь возможность комментировать содержание своего ответа и в случае необходимости пояснить или исправить фактическую информацию, заставляет исследователей делать клиента все более активным участником собственного обследования. Для этих це­лей тестовые результаты должны быть представлены в удобной для понимания форме, свободны от специальных терминов или про­фессионализмов. Против неправильного использования и невер­ной интерпретации тестовых данных должны быть приняты со­ответствующие меры предосторожности.

К тестам и тестированию можно относиться по-разному, но можно утверждать, что необходимо постоянно оптимизировать исследовательские возможности тестирования, многократно про­верять их надежность, соблюдать профессиональную этику иссле­дователя.

 

Наблюдение — это система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта в естественных условиях или в искус­ственном, специально организованном эксперименте. Различают включенное и простое наблюдение: в первом случае наблюдатель имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события «изнутри»; во втором случае наблюдатель регистрирует события «со стороны».

Познавательные возможности метода наблюдения зависят от характера и интенсивности чувственного восприятия, особенно­стей объекта наблюдения, условий наблюдения, совершенства измерений. При благоприятных условиях этот метод обеспечива­ет обширную и разностороннюю информацию для формирования и фиксации научных фактов.

Разновидностями метода наблюдения являются хронометраж и фотографирование различных операций или приемов управлен­ческой деятельности. Непосредственными объектами хрономет­ража могут быть деловые совещания, научные и практические дискуссии, деловые встречи, подготовка и оформление управлен­ческих решений (приказов, распоряжений в письменной форме, служебных инструкций и т.п.).

Хронометрическое наблюдение позволяет «инвентаризировать» затраты времени менеджера, а это — один из эффективных фак­торов сбережения и продуктивного использования времени. Един­ственный источник получения дополнительного времени, так ча­сто необходимого руководителям, — его продуктивное использо­вание. А для этого необходимо точно знать, на что оно тратится и где можно его экономить без ущерба для дела.

Фотографирование рабочего дня менеджера или специалистов желательно осуществлять с помощью наблюдения и измерения всех без исключения затрат времени на протяжении всего рабо­чего дня или какой-то его части; одновременно фиксируются и потери времени.

Фотографирование желательно проводить 2—3 раза в год на протяжении 2—3 недель как самостоятельно, так и с помощью со­циологов, психологов, представителей персонала управления. Его объектами могут быть менеджеры различных уровней, специали­сты, исполнители тех или иных видов работ, а также маршрут движения предмета труда в рамках технологического Процесса.

На основе фотографирования можно заполнить две таблицы. В одной из них отражается расход рабочего времени на различ­ные полезные и необходимые виды деятельности. В другую таб­лицу заносятся потери времени, вызвавшие их помехи, период их возникновения, продолжительность перерывов, конкретные ви­новники.

При фотографировании необходимо соблюдать точность, иначе оно не принесет никакой пользы, ведь полученные данные пред назначаются для ответа на вопросы, на что расходуется время, сколько его нужно для выполнения тех или иных дел, какие фак­торы помогают или наоборот препятствуют его эффективному использованию.

На основе знания данных показателей можно определить ко­эффициент возможного повышения производительности управ­ленческого труда за счет устранения потерь времени.

Исследования свидетельствуют, что 20—30% своего времени руководители тратят на разбор корреспонденции, просматривая при этом до 100 документов в день, из которых лишь 30 представ­ляют действительны и интерес; в год им приходится подписывать до 20 тыс. документов, затрачивая на это около 20 суток; в дело­вой переписке объем ненужных сведений составляет 15—20%, по всем каналам из внутренних источников сведений поступает на 30% больше, чем требуется, а из внешних — на 40%1.

Достоинствами метода наблюдения являются оперативность получаемой информации, относительная дешевизна (отсутствие необходимости в сложном инструментарии, тиражировании ан­кет и т.д.) и простота использования, возможность использования в экстремальных, кризисных условиях, когда другие методы сбора информации технически неприменимы, возможность использова­ния в поисковых исследованиях, когда проблемы, задачи и рабо­чие гипотезы исследования еще четко не определены, непосред­ственный контакт социолога (психолога) с объектом исследования, возможность изучения социального явления «изнутри» с помощью метода включенного наблюдения, целостное восприятие социаль­ного явления наблюдателем.

Метод наблюдения имеет и недостатки: во-первых, наблюда­тель может фиксировать только те события, которые происходят в данном месте в данный момент; во-вторых, повторное исследо­вание наблюдаемых событий, как правило, невозможно; в-треть­их, наблюдение дает информацию преимущественно о действиях людей, а возможности получения с помощью этого метода дан­ных о целях, мотивах, ценностях весьма ограничены; в-четвертых, это субъективность, искажения, ошибки в регистрации данных под влиянием эмоционального состояния, в силу низкой квали­фикации и неверных методологических установок наблюдателя; в-пятых, данные могут быть искажены под влиянием стереотипов наблюдаемой группы; в-шестых, этот метод пассивен, поскольку зависит от состояний объекта (системы управления) на момент наблюдения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод мозгового штурма | Проведение эксперимента в системе управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.