Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диверсификация исследований




МЕТОД ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ В ИССЛЕДОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

Количество и разнообразие целей и задач управления настоль­ко велики, что без комплексного подхода к исследованию их со­става не может обойтись ни одна социально-экономическая си­стема. В качестве удобного и апробированного метода можно исполь­зовать построение целевой модели в виде древовидного графа — «дерева целей». Посредством «дерева целей» описывается их упо­рядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

общая цель, находящаяся на вершине графа, должна содер­жать описание конечного результата;

при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого после­дующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

при формулировании целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;

подцели каждого уровня должны быть независимыми друг от друга и не выводимыми друг из друга;

фундамент «дерева целей» должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть вы­полнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

 

Диверсификация — это соединение различных явлений, процес­сов или тенденций, позволяющее в наиболее полной мере исполь­зовать имеющиеся ресурсы и достигать целей.

Известно, что в производстве диверсификация проявляется в превращении многих фирм и корпораций в многоотраслевые ком­плексы, соединяющие выпуск продукции различного назначения и использующие различные технологии. В этих условиях дости­гается эффект лучшего использования ресурсов, возможность ва­рьировать продукцией при изменении спроса, повышении конку­рентоспособности. Еще одно преимущество диверсификации — создание условий взаимного обогащения одной технологии дру­гой, использование смежных принципов и подходов, обеспечение разнообразия видов продукции за счет «эффекта перенесения» идеи или подхода. Это напоминает известный в квантовой мето­дологии принцип внешней дополнительности, который начинает проявляться и действовать в том случае, когда соединяется внеш­нее и внутреннее, когда возникает возможность оценить внутрен­нее с внешних или принципиально иных позиций. Это можно назвать эффектом диверсификации.

Вместе.с тем, происходит и диверсификация управления, ко­торая проявляется в разнообразии форм и видов систем управле­ния, соединении их по потребностям управления диверсифици­рованными организациями.

Процессы диверсификации проникают и в сферу исследований, проявляясь в растущем разнообразии подходов и методов иссле­дования и потребностях соединения этих подходов в конкретном исследовании.

Так, при соединении даже традиционных методов исследова­ния с психологическим регулированием исследовательской дея­тельности и особой формой ее организации получается принци­пиально новый метод исследования, отличающийся от других методов. В частности, метод синектики и множество разновидно­стей этого метода можно назвать диверсифицированным методом исследования, потому что это не просто метод анализа или кол­лективной интеллектуальной деятельности, а метод мотивирова­ния коллективной интуиции, своеобразной игры воображения, психологической настройки, целеустремленного поиска и пр.

Важной особенностью диверсифицированных методов иссле­дования является соединение оригинальных методологий иссле­дования со специфическими организационными формами их про­ведения. Именно в этом, пожалуй, наиболее ярко проявляется эф­фект диверсификации.

Диверсифицированные методы исследования получают боль­шое развитие и им принадлежит большое будущее.

Система диверсифицированных методов исследований вклю­чает: методы «мозгового штурма», систематизированного поиска, глубокого погружения в проблему, методы интенсификации мыс­лительной деятельности, методы фантастического преображения проблемы*, синектики, интуитивного поиска и др.

Все эти методы теснейшим образом связаны друг с другом. Они соединяют различное, иногда противоречивое, это и составляет основу эффекта их использования.

Различие этих методов — в сочетании методологии и органи­зации исследования, комбинации подходов и простейших мето­дов. Каждый из этих методов необходимо охарактеризовать и рас­смотреть в отдельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.