Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие при движении глаза и его проявление в архитектуре

 

Удивительную особенность в работе светоприемников глаза заметили ученые. Так советский исследователь А.Л. Ярбус [28] создал оригинальное приспособление в виде располагаемой на роговице присоски с миниатюрной лампочкой. Естественно, эта присоска двигалась вместе с глазным яблоком, и потому изображение источника света падало на одно и тоже место сетчатки, на одни и те же рецепторы. При этом было замечено, что у человека ощущение света возникает только в момент включения и выключения лампочки, но когда она горит постоянно, человек не видит ее. Весьма своеобразный факт! Ведь мы привыкли непрерывно видеть предмет при его рассмотрении. Оказалось, что рецепторы сетчатки работают по он-, офф-типу, т.е. реагируют только на включение или выключение светового раздражителя. Непрерывность же наших ощущений связана с тем, что глаз постоянно совершает микро движения, благодаря которым изображения перемещаются по сетчатке, «включая» и «выключая» при этом всякий раз новые рецепторы или изменяя их потенциал.

Глаз – самый подвижный из наших органов чувств. Он почти никогда не бывает совсем неподвижным: небольшие непроизвольные движения совершаются даже при попытке фиксировать взор на одной точке.

При попытке фиксации взора различают движения трех типов (рис. 3):

тремор – колебания зрительных осей глаз (мелкое дрожание) с амплитудой около одной угловой минуты и с частотой от 30 до 90 Гц. Направление перемещения и частота при треморе непостоянны и хаотически меняются;

саккады – быстрые скачкообразные движения глаза (обычно соответствующие дуге в несколько минут), происходящие 1-2 раза в секунду с угловой скоростью порядка сотен градусов в секунду при попытке фиксации взора на какой-либо точке;

дрейф – медленные, также хаотически меняющиеся по скорости и направлению повороты глаз между саккадами. Скорость движения при дрейфе от 0 до 30 угловых минут в секунду, средняя скорость примерно 6 минут в секунду. Продолжительность одного дрейфа может доходить до двух секунд, но чаще всего лежит в пределах от 0,2 до 0,8 с. Изображение фиксируемой точки перемещается по центральной ямке, но не выходит за ее пределы.

Эти микродвижения глаза помогают нам видеть окружающий мир. При помощи этого процесса взгляд переводится с более ярких элементов на менее яркие и наоборот. Все это происходит с большой частотой. Таким образом, изображения с различными яркостями, перемещаясь по различным участкам сетчатки, «включают» или «выключают» соответствующие рецепторы. После каждого такого взаимодействия в мозг посылается определенная информация, которая формирует наши ощущения.

Природная среда также «помогает» этому процессу. Листочки, травинки, ветки просто на фоне светлого неба или темной земли, плюс это все приводиться в движение потоками ветра, плюс неравномерная яркость небосвода, плюс, постоянно изменяющаяся освещенность – все это способствует нормальному восприятию. Мы еще не успеваем осмыслить всю прелесть увиденного, а саккады, одна за другой посылают в центр сигнал «сцепка произошла, все нормально». И человек чувствует себя комфортно.

Представим теперь, что перед нами огромная равнояркая плоскость. Глаз сделал скачок, а сигнала об изменении яркости в мозг не поступило. Зрительная система вводится в заблуждение: действие есть, а подтверждения нет. Это все равно, что сделал шаг, а нога не ощутила твердой поверхности. Неудивительно – подобное приведет человека в замешательство, утомляет зрение, а может и на состоянии здоровья, в том числе на психике, сказаться.

К сожалению, подобные плоскости часто имеют место в современной архитектуре, на производстве. Стекло и бетон, однояркие стены больших размеров, огромные панели «под дуб» или другое модное дерево в кабинетах. Это усиливает дискомфорт и отрицательно отражается на нервной системе.

Наша беда в том, что год от года размеры строительных плит и плоскости стекол растут, гомогенизируя среду, делая ее все более однородной. Возьмем электронную или приборостроительную промышленность. Стены, халаты, шапочки - белые; столы, инструменты – светло-серые. Плюс к этому напряженная зрительная работа в основном при постоянном искусственном освещении. И результат – 80% работающих на подобных предприятиях уходят домой с головной болью. Видимая среда как экологический фактор, к сожалению здесь не учтена.

Поэтому предлагается все раскрашивать в разные цвета. А на стол каждой монтажнице поставить телевизор, по специальному видеоканалу которого показывать приятные для глаза пейзажи в сопровождении мягкой негромкой музыки. При каждом предприятии создать комнаты психологической разгрузки.

Почему мы любуемся творениями Растрелли или других архитекторов барокко? Да потому, что у них на каждом квадратном метре столько элементов, сколько необходимо для автоматии саккад, и расположены эти элементы по эстетическим законам. У нас же кругом сплошные стены, порой без единого декоративного элемента.

Индустрия строительства сводит порой на нет интересные задумки архитекторов. Так например, в Москве неподалеку от Свято-Данилова монастыря расположен огромный Монетный двор. Целый квартал – и весь из ребер. Стоишь перед ним, и возникает исключительно неприятное ощущение. Театр на Таганке – стена, обращенная к Садовому кольцу, - сплошь гомогенное полотно.

У немецкого художника Гюнтера Юккера, имеется произведение в виде серого полотна размером 2 ´ 1,5 м. В него на половину длины квадратно-гнездовым способом (каждые 2 см) вбиты гвозди. Художник назвал это произведение «Агрессивное поле». Обеспечить глазом фиксацию точки (шляпки гвоздя) невозможно. Куда ни кинь взгляд – одни гвозди. Все одинаковы. Смотришь на один, и нет уверенности, что видишь именно его. Зрительная система приходит в полное заблуждение: саккада наслаивается на саккаду, невозможно ничего выделить, отделить одну от другой – состояние неприятное.

Вот такие агрессивные поля заполонили нашу архитектуру. Окна, подобно гвоздям на полотне, располагаются равномерно. И не парадокс ли, 70% жителей новых микрорайонов, по опросам, хотели бы куда-то переехать из столь долгожданных новых квартир. Их легко понять: выходишь из подъезда - перед тобой стена с окнами – гвоздями, справа – такая же стена, слева – тоже. Неуютно. В природе за долгую эволюцию человек не встречался с такими агрессивными полями и нет механизма, от них защищающего. Не потому ли урбанизация, по данным ВОЗ (Всемирная охрана здоровья – международная общественная организация), неуклонно ведет к росту численности психических заболеваний.

Деревянные панели в служебных помещениях, стенки под дерево заполняют все плоскости холлов, комнат и коридоров многих квартир. Вроде бы порядок. Только вот бежать из такого холодного дома хочется.

Каким же образом можно избежать подобных неприятностей? Главное – создать среду в соответствии с законами восприятия окружающего нашими органами чувств. В идеале она не должна отличаться от природной среды. Тогда горожанину не захочется бежать из города. Прежде всего нельзя строить такие гомогенные да еще и агрессивные массивы. Их разбить нетрудно. Жидкому бетону можно придать любую форму. Яркая окраска, веселые балкончики, башенки, шпили. Очевидно, скоро мы к этому придем. Тут за образец можно взять Зеленоград, Новосибирский Академгородок, когда вроде бы стандартные дома «прячутся», удачно вписываясь среди ландшафта и деревьев. Норильск, Киев (Троещино) – ярко окрашенные косыми полосами стены крупнопанельных зданий. Хорошо применить фонтаны, скульптуры и др. малые архитектурные формы. Все это должно быть выполнено в соответствии с законами автоматии саккад, где все углы остры, как в природе.

А в интерьерах помещений важно, чтобы не было однообразия. Здесь смогут помочь любые репродукции: эстамп, графика, скульптура. Для этой цели можно привлечь комнатные цветы и растения, особенно большие, разрушающие гомогенность.

Прежде всего, это важно в интерьере детской. Замечено, что если ребенок от 3 до 18 месяцев пребывает в серой, скучной, однородной среде, это отражается на его развитии. Он не видит мир таким, каким он есть. Краски тускнеют. Причина в том, что младенец видит в несколько раз хуже взрослого. Без яркого, контрастного окружения трансформируется заложенная природой связь между сенсорным и зрительным аппаратами. Став взрослым, такой человек может быть умственно отсталым, а к ряду профессий (летчик, космонавт, оператор и др.) просто непригодным. Об этом мы как раз и говорили в начале этой лекции (опыт с обезьянами).

Еще один важный момент. Нужно периодически делать перестановку мебели, перевешивать картины, гравюры. В этом кроется огромный психологический фактор. Меняя среду, мы воздействуем на свой эмоциональный настрой. А если внести новый элемент – цветок, свечу, салфетку, положить на один диван подушку – эффект будет усилен. Так, вроде бы незаметно, мы можем бороться не только с гомогенными, но и агрессивными полями [2].

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реакции глаза на внешние раздражители | Основные понятия, величины, единицы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.