Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пятый принцип - обеспечение возможности развития и расширения предприятий

При компоновке следует учитывать в соответствии с этим принципом направление будущего развития производства, предусматривать резервы территории и определять порядок их будущей застройки. Расширение предприятий следует предусматривать, как правило, без сноса возведенных ранее зданий и сооружений.

Типы производственных зданий и сооружений. Виды застройки территории предприятий

1. Здания - одноэтажные, многоэтажные (в отдельных случаях высотные), двухэтажные - занимающие промежуточное положение между одноэтажными и многоэтажными и обладающие свойствами обоих, и смешанной этажности, где в различных сочетаниях присутствуют здания, названные выше. Каждый из перечисленных типов производственных зданий является характерным для цехов соответствующих видов производств.

Одноэтажные здания имеют в настоящее время по сравнению с другими видами зданий наибольшее распространение - около 70%. В перспективе они сохранят доминирующее значение, хотя доля многоэтажных и двухэтажных зданий будет возрастать. Одноэтажные здания имеют свою специфику - их высота относительно невелика по отношению к длине и ширине. Многоэтажные здания в настоящее время применяют узкие и широкие, в перспективе применение широких зданий увеличится.

2. Инженерные сооружения в виде хранилищ сыпучих материалов (бункера, силосы), емкостей для жидкостей и газов, устройств для несения технологического оборудования, внутризаводского транспорта и коммуникаций (этажерки, железнодорожные и крановые эстакады, эстакады для размещения инженерных коммуникаций, пешеходные галереи); устройств оборотного водоснабжения (водонапорные башни, градирни, водоводы); мачт, труб, башен и прочих сооружений. Инженерные сооружения перечисленных типов в различных сочетаниях встречаются на многих, если не на всех, предприятиях независимо от отраслевой специфики. Это обстоятельство позволило провести межотраслевую унификацию инженерных сооружений.

3. Технологическое оборудование в виде открытых или частично открытых аппаратов и установок.

Застройка предприятий имеет несколько видов, различающихся, с одной стороны, характером членения территории магистралями и проездами на планировочные элементы, а с другой стороны, характером застройки самих планировочных элементов строительными объектами-зданиями, сооружениями, технологическим оборудованием. Вид застройки находится в зависимости от размеров предприятий, специфики производства, вида транспортного обслуживания и многих других факторов и, что особенно важно отметить, от проектного замысла. Исходной структурной - ячейкой в планировке территории является квартал - часть территории, заключенная между продольными и поперечными проездами. Кварталы по размерам территории могут быть равными и не равными, а по форме - квадратными и прямоугольными.

Территория небольших предприятий может умещаться в одном квартале. Для больших предприятий характерна застройка в виде параллельных рядов кварталов - панелей, заключенных между продольными проездами. Это панельная или квартально-панельная застройка (см. рис. 16.1). Для современных предприятий характерно объединение нескольких кварталов в укрупненный структурный элемент планировки и застройки территории - блок, заключающий в себе законченную часть технологического процес­са, законченную очередь, пусковой комплекс. Застройка такого вида имеет название блочной или квартально-блочной.

Застройка территории по характеру заполнения кварталов строительными объектами также имеет несколько видов. Один из них -однокорпусная или сплошная застройка.

Периметральная застройка характерна главным образом для предприятий, функционирующих в сложившейся городской застройке. Подобный вид застройки соответствует, например, многим текстильным фабрикам с внутренними дворами, реконструируемым предприятиям других отраслей промышленности.

Секционная застройка характерна для предприятий, производственные здания которых формируют из типовых строительных секций различной этажности. Число комбинаций подобных секций, и соответственно застройки, отличается большим разнообразием. Размеры площади секции могут колебаться в широких пределах. Встречаются многоэгоэтажные секции размерами 42х42м, 36х48 м, двухэтажные 72х36 м, одноэтажные 72х72 м, 48х96 м и др. Подобный вид застройки большой плотности обеспечивает возможность изолированного расположения цехов, в том числе цехов с законченными циклами производства и находит широкое применение ряде отраслей промышленности.

Входы и въезды на промышленные предприятия и элементы застройки предзаводской территории. Магистрали и проезды. Разрывы между предприятиями, зданиями и сооружениями.

В архитектурном проекте промышленного предприятия входы занимают важное место. Число входов и их размещение зависит прежде всего от размера территории предприятия и расположения остаановочных пунктов общественного транспорта. Максимальное расстояние от входа до бытовых помещений не должно превышать 800 м что соответствует примерно 10-12 минут хотьбы. Если оно превышает 800 м, необходимо применять внутризаводской пассажирский транспорт или устраивать один или несколько дополнительных входов.

Обычно входы располагают со стороны главного фасада предприятия. Если их устраивают по периметру тер­ритории, что типично для крупных предприятий, то расстояние между входами должно быть не более 1,5 км. На предприятиях с несколькими входами один является главным. При многокорпусных предприятиях его размещают, как правило, на оси основной внутризаводской магистрали или площади. На крупных предприятиях нередко главная заводская магистраль, начинаясь у одного входа, пересекает всю территорию предприятия и заканчивается у другого входа.

Въезды пассажирского транспорта на территорию предприятия приближают по возможности к проходной, чтобы можно было объединить контроль. Въезды для грузового автотранспорта желательно устраивать на второстепенных улицах промышленной зоны со стороны основных грузовых потоков с приближением к складам и другим зданиям, связанным с транспортными операциями. Для свободного въезда и выезда грузовых и легковых автомобилей и автобусов въездные ворота должны иметь ширину не менее 4,5 м, а для железнодорожных въездов - не менее 4,9 м. Расстояние между въездами должно быть не более 1,5 км. На предприятиях с территорией более 5 га должно быть не менее двух въездов, включая резервные. Если сторона территории предприятия, примыкающая к проезду или дороге общего пользования, имеет протяженность более 1 км, то на ней должно быть не менее двух въездов. Территория, расположенная как перед входами и въездами пассажирского и грузового транспорта, так и за ними, должна быть по размерам достаточной для размещения стоянок легковых и грузовых автомобилей. Наибольшие площади перед входами следует отводить под стоянки личного транспорта работающих. Их следует предусматривать в виде отдельных самостоятельных площадок или дополнительных полос вдоль проезжей части улицы, прилегающей к входу. Необходимо учитывать постоянное увеличение транспортных средств личного пользования и предусматривать резервные территории для расширения площади под стоянки.

Размещение входов и въездов связано с решением сети проездов и магистралей на территории промышленных предприятий. Планировка проездов и магистралей должна преследовать цели создания кратчайших и удобных путей от входов на промышленную зону к цехам, удобного сообщения между отдельными зданиями и обеспечения пожарной безопасности. Назначаемые в соответствии с санитарными и противопожарными нормами и архитектурно-планировочными требованиями разрывы между предприятиями и зданиями и размеры проездов должны отвечать рациональному размещению подземных, наземных и надземных инженерных сетей и коммуникаций и обеспечивать нормальные условия их ремонта и эксплуатации, удовлетворять условиям размещения транспортных путей, градостроительным требованиям и условиям благоустройства.

Система заводских магистралей и проездов служит своеобразным каркасом, который определяет в значительной степени структуру планировки промышленных зон и предприятий.

Как уже говорилось, ширину магистралей и проездов в разбивочных осях зданий и сооружений следует принимать кратной 6 м. Она должна также соответствовать габаритам готовой продукции или полуфабрикатов. При определении ширины магистралей следует иметь в виду высоту прилегающей застройки. Опыт проектирования показывает, что ширина магистралей и проездов должна быть не меньше высоты наиболее высокого из зданий, расположенных по обеим сторонам проезда.

Ниже приводится несколько часто встречающихся нормативных размеров, используемых при проектировании за­водских проездов [15]. Расстояние от края проезжей части или свободно спланированной территории, обеспечивающих проезд пожарной машины, до стены здания должно быть не более 25 м; расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до наружной грани стены здания при отсутствии въезда должно быть при длине здания до 20 м не менее 1,5 м, при длине здания более 20 м - не менее 3 м, при наличии въезда в здание для электрокар и двухосных автомобилей - не менее 8 м, а трехосных автомобилей - не менее 12м; расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до оси железнодорожных путей колеи 1524 мм должно быть не менее 3,75 м; расстояние от оси железнодорожных путей до наружной грани стены или выступающих частей здания принимают не менее 3,1 м, а при наличии выходов из здания - 6 м. Проходной габарит железных дорог по высоте должен быть не менее 6 м, а автомобильных-не менее 5 м.

Для правильного определения ширины улицы или проезда следует проектировать их поперечный разрез с нанесением габаритов застройки, дорог, подземных сетей, переходных галерей и озеленения. Ширина и протяженность улиц и проездов в свою очередь влияют на характер застройки и архитектурное решение зданий и сооружений.

Помимо обеспечения необходимых условий для прокладки транспортных путей и инженерных коммуникаций, озеленения и благоустройства, ширина проездов и разрывы между зданиями и сооружениями должны удовлетворять требованиям создания нормальных санитарных условий, обеспечения достаточной освещенности и аэрации зданий, ослабления вибрационных воздействий от производсгвенных установок, а также противопожарным требованиям.

Расстояние по санитарным требованиям между зданиями, освещаемыми через оконные проемы, должно быть не менее наибольшей высоты противостоящих зданий. Расстояния по противопожарным требованиям между зданиями и сооружениями при степени их огнестойкости I и II с производствами категорий Г и Д не нормируют, а при огнестойкости зданий I—V с производствами категорий А, Б, В минимально вставляют 9-18 м.*

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы оптимизации инсоляционного режима | Введение. общиЕ принципЫ построения современных ЭВМ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.