Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологические проблемы

Тема 5. Проблемы городов

Экологическое неблагополучие городов стало острейшей глобальной проблемой, требующей скорейшего решения.

Возрастающее внимание к изучению проблем города в последнее время привело к увеличению исследований городской среды. Городская среда – это совокупность условий жизнедеятельности населения. Она неодинакова в больших и малых, столичных и провинциальных городах, центрах агломераций и городах-спутниках, городах-курортах и наукоградах, городах Крайнего Севера и средней полосы России. Вследствие особенностей генезиса, функциональной структуры и промышленного профиля городов степень сформированности городской среды зависит от типа города.

Город – ареал глубоко измененной природы, особая экосистема. Степень её изменения зависит от географического положения, конкретной географической ситуации, ответственности властей и активности жителей.

Экологическое неблагополучие городов складывается за счёт вредных веществ, попадающих в окружающую среду: воздушный бассейн, водные источники и т.п.

Источники, загрязняющие воздушный бассейн, делятся на две группы: стационарные (выбросы промышленных предприятий, котельных и других энергетических установок) и мобильные (транспорт).

В перспективе воздействие стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха на воздушный бассейн в крупнейших городах необходимо существенно снизить за счёт:

  • проведения активной политики ограничения и запрещения строительства в крупнейших городах новых промышленных предприятий, загрязняющих воздушный бассейн;
  • изменения структуры хозяйства крупнейших городов в сторону увеличения доли экологически «чистых» производств: наука и научное обслуживание, верхние этажи промышленности (точное и сложное машиностроение, электроника, радиотехника, текстильная, швейно-трикотажная и другие отрасли), предприятия сферы обслуживания населения;
  • перепрофилирования и выноса экологически «грязных» производств за пределы крупнейших городов;
  • прогресса в области очистных сооружений;
  • внедрения межотраслевых малоотходных технологий (отходы одних производств – сырьё для других);
  • возможности льготного кредитования предприятий для их перевода на более прогрессивные технологии;
  • экологической сертификации технологий и продукции, где учтён «экологический груз», возникающий в процессе эксплуатации данной продукции и её конечной утилизации по окончании её использования.

Сложнее обстоит дело с мобильными источниками загрязнения воздушного бассейна. Особенно велико в этом отношении загрязнение от автотранспорта. Большинство прогнозов о перспективах влияния автотранспорта на состояние воздушного бассейна крупнейших городов весьма пессимистичны. Доля автотранспорта в загрязнении атмосферы крупнейших городов составляет до 90 % от общего объёма всех вредных выбросов в воздушный бассейн.

Меры, призванные снизить объёмы выбросов от автотранспорта:

  • отдавать предпочтение электрическому общественному транспорту, обладающему высокой провозной способностью и экологически более «чистому» (метрополитен, скоростной трамвай, троллейбус, монорельсовая дорога) (рис. 58);
  • выпуск новых, более экономичных по удельному расходу горючего автомобилей (гибридных автомобилей) (рис. 59);
  • производство экологически более «чистого» горючего;
  • замена физически и морально устаревшего автопарка новыми машинами;
  • реконструкция транспортной сети крупнейших городов;
  • строительство объездных транзитных кольцевых и рокадных автомагистралей на большом удалении от жилых массивов, а в черте города – транзитных развязок в разных уровнях;
  • сооружение пешеходных туннелей на всех наиболее оживленных перекрестках.

Несмотря на то, что все эти капитальные мероприятия сопряжены с крупными капиталовложениями, не следует забывать об их комплексном характере: помимо большого вклада в охрану окружающей среды, они позволяют существенно снизить аварийность движения и травматизм, а также сократить сроки доставки грузов к потребителю и уменьшить эксплуатационные расходы на автотранспорте.

В крупнейших городах наблюдаются серьёзные микроклиматические отклонения от окружающей их территории. Так, в городах-миллионерах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, велико тепловое загрязнение атмосферы. Над городом образуется «шапка» тепла, обусловливающая температурные колебания между центром и загородными территориями до 6–7°. Исследования, проведённые метеорологической обсерваторией МГУ, показали, что по режиму летней температуры воздуха Москва, например, соответствует территориям, расположенным на 200–250 км южнее [11]. Тепловое загрязнение, вызываемое парниковым эффектом от повышенного содержания пыли в атмосфере, потреблением большого количества топлива, обилием заасфальтированных территорий, каменных зданий и сооружений, способствует созданию дискомфортных условий проживания человека. Наиболее эффективные средства борьбы с этим явлением заключаются в уменьшении расхода топлива, максимальном озеленении территории. Положительную роль могут играть и планировочные мероприятия.

Помимо «шапки» тепла, над крупнейшими городами формируется мощное электромагнитное поле, оказывающее негативное влияние на деятельность целого ряда промышленных предприятий и здоровье человека. Достаточно эффективных мер по борьбе с рассматриваемым явлением пока не найдено.

Чрезвычайно вредно для организма шумовое загрязнение (рис. 60), возрастающее из года в год во всех крупнейших городах. По прогнозам ИСЭП РАН, в ближайшие 20–25 лет в крупнейших городах страны ожидается постоянное увеличение шумов на 0,5–1 дБ в год, главным образом, за счёт транспорта, что грозит превратить шумовое загрязнение в одну из наиболее опасных проблем (рис. 61) [11].

К сожалению, все мероприятия по снижению шумового загрязнения крупнейших городов (планировочные мероприятия при застройке территории, создание «зелёных барьеров» между транспортными магистралями и жилыми массивами) стоят довольно дорого, осуществляются в крайне недостаточных объёмах и не дают большого эффекта.

Таким образом, к числу мероприятий по улучшению экологических условий жизни горожан следует отнести: введение системы обязательной очистки и кондиционирования воздуха в жилых и рабочих помещениях, ликвидацию газовых кухонь, внедрение шумопоглощающих строительных материалов и покрытий, установку ветрозащитных сооружений в новых районах, высадку зелёных насаждений, в том числе использование вертикального озеленения, развитие внутригородских и загородных рекреационных зон.

В крупном городе ежегодно производится приблизительно 1 т твёрдых бытовых и промышленных отходов в расчёте на 1 человека.

Геохимические исследования показали, что крупные города представляют собой техногенные геохимические провинции, которые по уровню накоплений химических элементов превосходят территории развития рудных полей и месторождений.

Решение этой проблемы возможно путём повышения степени использования сырья и материалов в промышленности, более полным использованием пищевых отходов населения в сельском хозяйстве, утилизацией прочих отходов и расширением сети мусороперерабатывающих предприятий.

Все перечисленные меры утилизации бытовых и промышленных отходов становятся особенно актуальными в связи с уменьшением по мере их осуществления потребности в добыче топливно-сырьевых ресурсов, что сопряжено со значительной экономией капиталовложений и эксплуатационных расходов в добывающих отраслях, на транспорте. И, кроме того, способствует улучшению состояния окружающей среды в районах промышленной эксплуатации природных ресурсов.

Серьёзное беспокойство вызывают быстро возрастающие объёмы промышленных и бытовых стоков, нуждающихся в химической и биологической очистке, в водные бассейны крупнейших городов.

В канализационную сеть миллионный город сбрасывает ежегодно до 350 млн т загрязненных сточных вод, включая ливневые и талые воды с промышленных площадок, городских свалок, стоянок автотранспорта. В этих стоках содержится около 35 тыс. т взвешенных веществ, в том числе фосфатов – 24 тыс. т, азота – 5 тыс. т, нефтепродуктов – до 2,5 тыс. т [7].

Как правило, в большинстве отечественных городов с населением свыше 1 млн чел. положение с очисткой промышленных и бытовых стоков обстоит неблагополучно. Тяжёлое состояние водных бассейнов крупнейших городов усугубляется «транзитным» загрязнением, приносимым реками из других районов.

Для улучшения состояния водного бассейна необходимо пороговое увеличение капиталовложений на строительство комплексных очистных сооружений для целых промышленных районов и повсеместное внедрение замкнутой, оборотной системы водопотребления на предприятиях.

Меры по рациональному устройству территории, принимаемые в целях улучшения экологической обстановки, могут быть следующими:

  • технологическими (переход на более совершенные, «чистые» технологии, технологии замкнутого цикла);
  • техническими (совершенствование систем очистки сбросов в водоёмы и выбросов в атмосферу);
  • структурными (закрытие и вывод за пределы города производств-загрязнителей и, наоборот, развитие производств, экологически уместных для него);
  • архитектурно-планировочными (организация промышленных зон, создание санитарно-защитных разрывов).

В генеральные планы городов, схемы районной планировки, региональные схемы расселения и генеральную схему расселения России включены разделы по охране окружающей среды. С конца 1970-х годов введено обязательное составление для районов и городов страны территориальных комплексных схем охраны природы (ТерКСОП). Такие схемы сделаны для всех экологически неблагополучных территорий. Причём в этих схемах допустимые экологические и санитарно-гигиенические условия обеспечиваются не в среднем по городу, а в каждой функциональной зоне (жилой, рекреационной, промышленной и т.д.) и в каждом районе города.

Основным результатом деятельности по нормализации экологической ситуации в крупных городах является достижение экологического баланса города и окружающей территории. Данный баланс может быть получен лишь в том случае, когда общий объём антропогенной нагрузки города на окружающую среду (АНГ) будет меньше или равен экологическому ресурсу территории (ЭРТ):

АНГ≤ ЭРТ.

Под экологическим ресурсом территории понимается объём химических, физических и биологических воздействий, нейтрализуемых экосистемами территории без вреда для себя.

Различные регионы обладают разными экологическими ресурсами. Самые малые присущи тундровым экосистемам и экосистемам аридных зон, озёрам с ограниченным водообменом, эстуариям рек и некоторым другим природным системам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Опорный каркас расселения России | Демографические проблемы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.