Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

РБ как демократическое государство. Гарантии демократии




 

Слово «демократия» греческого происхождения (демос – народ), означающая народовластие. Демократическим можно считать государство, которое действует в интересах народа. Антиподом демократии выступает авторитарное государство, где должностные лица используют доверенные им властные полномочия в собственных интересах. Сущность демократического государства состоит в принадлежности власти народу. Это закреплено в ст. 3 К. Беларуси. Таким образом, понятия демократического государства и народного суверенитета очень близки. Народный суверенитет – самая главная часть демократического государства.

Ст. 3 провозглашает народ носителем суверенитета, источником власти. Народ Беларуси составляют граждане белорусского государства всех национальностей.

В конституционной и в целом государственном истории источником власти провозглашались и другие субъекты, кроме народа:

· монарх. Считалось, что монарх не заимствует ни у кого властные полномочия, они изначально ему принадлежат. Монарх как суверен не нёс юридической ответственности, на него не возлагались юридические обязанности, только права. Англичане говорят: «Монарх не может быть не прав».

· отдельные группы общества. Например, советские К. исходили их принадлежности власти только рабочим и крестьянам. Частные собственники и некоторые другие категории лиц лишались избирательных и других политических прав.

Различают 2 формы демократии:

Ø непосредственная (прямая). В данном случае народ сам принимает решения. Имеет место на выборах, референдумах.

Ø представительная. Она предполагает деятельность гос. органов, избранных народом. В демократическом государстве необязательно, чтобы все органы власти избирались народом. Необходимо, чтобы таким образом формировались ведущие гос. органы. В Беларуси избираются населением 3 органа:

ü Президент

ü Парламент (Национальное собрание)

ü Местные Советы депутатов

Любое общество состоит из социальных групп, которые имеют различные, а, нередко, и противоположные интересы, поэтому фактически демократическое государство не может в своих решениях отвечать пожеланиям каждой социальной группы. Демократия – это власть большинства. Тем не менее, демократическое государство должно гарантировать и права меньшинства. В частности, для демократического государства характерно признание свободы мысли и слова, включая возможность критиковать действующих должностных лиц, свободу объединений, в том числе возможность существования оппозиционной партии.

Реализовать принцип демократического государства крайне сложно. В связи с этим в политической плоскости, демократическим является государство, в котором созданы

Гарантии демократии – эти те средства и условия, которые должны предотвратить использование власти должностными лицам в их собственных интересах.

Можно выделить 2 группы гарантии демократии:

1) Гарантии, связанные со статусом человека и создаваемых им объединений. Суть этой группы гарантий состоит в сдерживании гос. власти гражданами и их объединениями, то есть гражданским обществом. К таким гарантиям относятся право избирать и быть избранным, право участвовать в референдуме, свобода мысли и слова, свобода массовых мероприятий, возможность деятельности политических партий и иных общественных объединений. Демократия бывает лишь в той стране, где гражданское общество сильнее государственного аппарата власти.

2) Гарантии, связанные с устройством самого государства как совокупности органов. Суть этой группы гарантий заключается в том, что сдерживать гос. органы от злоупотреблений должны другие гос. органы. К рассматриваемой группе гарантий относится принцип разделения властей, включая существование независимого суда; возможность привлечения к юридической ответственности любого государственного органа; возможность отмены неконституционных актов любого органа власти; подотчётность назначаемых гос. органов органам, которые избираются народом.

 

Ж. Ж. Руссо основной разработчик демократии в современном понимании. В наиболее полном виде он обосновал теорию демократии. В своих идеях отразил не столько теорию, а условия собственной жизни. Родился в бедной семье и молодому человеку было непонятно, почему простые люди отстранены от принятия решений тогдашней монархической власти. Ему было почти 40 лет, а его никто не знал, но он был знаком некоторыми людьми из французского общества, и он однажды поехал в гости и взял с собой газету: объявления академии наук: конкурс научных работ на тему: «содействует ли наука и искусство нравственному очищению общества. И вот Руссо тут же написал работу на этот конкурс. Только одна работа говорила, что современные наука и искусство вредны и используются для защиты монархии и эти достижения отстранены от простых людей. Именно эта работа получила премию. Стал в одно мгновение известным. Он руководствовался эмоциями и чувствами, а не разумом. Был не совсем понятный человек. Но он сказал, что если он и повредил других, то лишь потому что начал чувствовать раньше чем мыслить. Стал также известным писателем. Роман Руссо «Юлия….» – лучший роман о любви.

 

Разделение властей. Единство власти.

В средние века высшая гос. власть принадлежала одному лицу – монарху, который и служил воплощением единства власти. Монарх устанавливал наиболее важные правовые нормы (законодательная власть), решал главные вопросы управления страной (исполнительная власть), был верховным судьей. С развитием капиталистических отношений возникают идеи о необходимости распределения властных полномочий между несколькими гос. органами с целью ограничения власти монарха, недопущения произвола, злоупотреблений с его стороны.

Англичанин Джон Локк выдвинул концепцию разделения гос. власти на законодательную, исполнительную, союзную. Под последней он понимал полномочия в области внешней политики, то есть по проведению международных переговоров, заключению международных договоров и т. д. Несколько позже Шарль Монтескье (18 век) разработал теорию разделения властей, развив идею Локка. Монтескье выделил законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.

Теория разделения властей получила очень широкое распространение в мире и стала закрепляться в первых конституционных актах: Конституция США 1787 года, Французской декларации прав человека и гражданина 1789 года (В статье 16 названной Декларации содержалось известнейшее положение: общество в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей не имеет Конституции.) (Принцип разделения властей выступает основой к. строя всех демократических государств и является настоящим столпом конституционализма.)

Советские Конституции не закрепляли разделения властей, т.к исходили из противоположного принципа: «Вся власть советам!». В советские время разделение властей критиковалось с позиции народовластия. Дело в том, что теория разделения властей требовала уравнять высшие государственные органы − органы, избираемые народом, с органами, которые назначались. Советские идеологи считали это недемократическим положением. В соответствии с принципом «Вся власть советам» высшая власть в СССР принадлежала Верховному Совету.

Действующая белорусская конституция признает разделение властей. Статья 6 гласит, что гос. власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Тем самым конституция восприняла модель разделения властей, предложенную Монтескье, а не Локком.

 

Суть принципа разделения властей состоит в следующем:

1. Высшая власть в государстве должна распределяться между несколькими государственными органами.

2. Названые органы являются самостоятельными и равными в отношениях друг с другом.

3. Каждый из этих органов выполняет специфическую функцию, полномочия, которые образуют определенную ветвь власти. Соответственно выделяются законодательная, исполнительная и судебная ветви власти.

Законодательная власть это установление наиболее важных правовых норм путем принятия законов. Законодательная власть в Беларуси представлена одним органом – Парламентом. (в этом ее уникальность)

Исполнительная власть есть организация исполнения законов и других законодательных актов. Данная ветвь представлена наибольшим числом гос. органов. Согласно Конституции, главным органом исполнительной власти выступает Правительство.

Судебная власть являет собой разрешение наиболее значимых споров и других юридических вопросов посредством принятия обязательных для конкретных субъектов постановлений. Особенность судебной власти в РБ заключается в отсутствии одного ведущего органа. Есть 3 высших органа судебной власти: Конституционных суд, Высший Хозяйственный суд, Верховный суд. У Верховного суда и Высшего Хозяйственного суда имеются нижестоящие суды. Ниже Конституционного суда нет никого.

4. Каждый орган наделяется небольшой частью полномочий органа другой ветви власти. Это делается для того, чтобы гос. органы уравновешивали и сдерживали друг друга. Данное положение называется механизмом сдержек и противовесов. Формально он противоречит принципу разделения властей, но фактически служит его реализации. Например: Парламент может выразить недоверие правительству, Правительство, в свою очередь, наделено правом законодательной инициативы, а суды могут признать противоправными акты и Парламента, и Правительства.

В К. РБ упоминаются гос. органы, которые нельзя отнести ни к одной из трех названных ветвей власти:

· Прокуратура

· Комитет государственного контроля

· Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов

· Национальный банк

· Местные советы депутатов

Существование подобных органов не противоречит принципу разделения властей, поскольку в ст. 6 он назван лишь основой гос. власти и не исчерпывает ее. Более того, некоторые ученые дополняют триаду ветвей власти, выделяя новые ветви. Применительно к Беларуси, можно сказать, что некоторыми чертами самостоятельной ветви власти обладает прокуратура и Комитет государственного контроля. Их иногда называют надзорно-контрольной властью.

Более сложным является вопрос о соотношении принципа разделения властей со статусом президента Беларуси. Обладая очень широкими полномочиями, он руководит Правительством, то есть обладает исполнительной властью, может издавать правовые акты, имеющие силу закона (декреты), а значит располагает законодательными полномочиями, назначает единолично почти всех судей, пользуется правом помилования осужденных. Но статус президента полностью не охватывается ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной ветвями власти.

Таким образом, для гос. власти в РБ характерно как разделение, так и единство, воплощенное в статусе президента.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.