Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В начальной школе




Научные основы и принципы организации обучения русскому языку

Седов Г. Г., Снопков В. И. Перевозка грузов на судах с горизонтальной погруз­кой. М.: Транспорт, 1979. 152 с.

Клименко К. Н. Контейнерные и пакетные перевозки. М.: Транспорт, 1978. 192 с.

Барановский М. Е. Обеспечение несмещаемости навалочных грузов на судах. Л.: Судостроение, 1976. 72 с.

Андронов Л. П. Перевозка опасных грузов морем. М.: Транспорт, 1971.208 с.

Андронов Л. П. Грузоведение и стивидорные операции. М.: Транспорт, 1975.376 с.

6. Хордаст Г. С. Техническое кондиционирование воздуха и инертных газов на су­дах. Л.: Судостроение, 1974,264 с.

План

1. Из истории методики преподавания грамматики в начальных классах.

2. Задачи обучения грамматике младших школьников.

3. Дидактические и методические принципы обучения грамматике.

4. Методы обучения русскому языку.

 

Литература:

Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов» / Сост. Т.П.Сальникова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – с. 14-15

1. Из истории методики преподавания грамматики в начальных классах

Основателем научной разработки вопросов обучения русскому языку является выдающийся русский языковед, академик Федор Иванович Буслаев. Его книга «О преподавании отечественного языка» (1844) является классикой нашей методики (автору было 26 лет!). Главную задачу «грамматического учения» Буслаев видел в том, чтобы дети ясно понимали прочтенное и умели правильно выражаться словесно и письменно. Большое внимание он уделял развитию врожденного дара слова. Придавая решающее значение практике, упражнениям, Буслаев высоко ценил сочинения, изложения, переписку, деловое письмо. В изучении языка он видел огромные возможности для умственного развития учащихся.

О необходимости развития мышления и речи говорится и в трудах И. И.Срезневского. Так, в «Беседах об изучении родного языка» (1860) языковед утверждал, что задача первоначального изучения языка состоит в том, чтобы научить детей понимать высказываемое или написанное и правильно, понятно говорить и писать. Он считал, что приобрести какой бы то ни было навык можно только постоянными упражнениями, цель которых не изучать определения и правила, а научиться их применять на практике.

Огромен вклад в методику русского языка К.Д.Ушинского, который создал учебники «Детский мир» и «Родное слово». Методические идеи Ушинского актуальны и сегодня. Основными положениями в системе К.Д.Ушинского при решении вопроса о значении и месте грамматики в общей системе обучения языку являются следующие:

1. Все три вида занятий по родному языку (беседы, чтение и изучение грамматики) автор рассматривал как «совместные». Изучение грамматики Ушинский считал важным, но не исключительным и не преобладающим.

2. Роль грамматики в обучении языку определяется с учетом ее значимости в развитии логического мышления учащихся, их самосознания, а также в формировании навыков грамматически правильного выражения мыслей в устной речи и преимущественно на письме.

3. Самым рациональным приемом изучения грамматики является наблюдение учащихся под руководством учителя над собственной речью, над теми грамматическими законами, которым ученик бессознательно подчиняется в своей речи, усвоенной подражанием. Рациональность такого приема обусловлена тем, что грамматика создавалась в результате наблюдений над языком.

С годами утратилась ценность некоторых частных методических приемов, но сам принцип взаимосвязи изучения лексики, фонетики, этимологии, синтаксиса и орфографии остается и сегодня актуальным.

По мнению К.Д.Ушинского курс грамматики имеет практическую направленность. Изучение грамматики он рекомендовал начинать от текста, от предложения. Сам Ушинский в своей книге по грамматике все грамматические темы строил на обнаружении изучаемых форм в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и выявлении их функций. Так усваивались значения падежных форм имен существительных, повелительного наклонения глагола и т.п.

Согласно Ушинскому, речь учащихся должна развиваться на лучших образцах литературного языка, ее правильность обеспечивается грамматикой. К.Д.Ушинский предложил систему изложений и сочинений, высоко ценил самостоятельную речь детей: «Сочинения, если подними разуметь упражнения дара слова, должны составлять главное занятие на уроках отечественного языка, но они должны быть действительно упражнениями, т.е. по возможности самостоятельными усилиями учащихся выразить изустно или письменно самостоятельную мысль, а не сшивкой чужих фраз».

Другие методисты 70-90-х г.г. XIXстолетия – В.И.Водовозов, Н.Ф.Бунаков, также большее внимание отводили занятию чтением и письменным работам типа изложений и сочинений. Их в истории методики называли антиграмматистами, так как они не придавали решающего значения правилам грамматики при обучении языку и особенно правописанию.

Другое направление в последней четверти XIX века известно под названием грамматического. К нему обычно относят Ф.Ф.Пуцыковича, А.Анастасиева, Д.И. Тихомирова и др. Все они стремились повысить уровень грамматических занятий в школе и на их основе упорядочить систему орфографических упражнений; в частности, они добились, чтобы грамматика и орфография имели право на самостоятельное существование в школьных занятиях.

В послереволюционный период методику начального обучения языку разрабатывали С.П.Редозубов, Н.А.Костин, Н..Щербакова, М.Л.Закожурникова.

Основными чертами современной методики преподавания грамматики являются:

· Научный уровень грамматических знаний, сознательное и прочное усвоение норм литературного языка;

· Установка на развитие речи и мышления в процессе обучения;

· Тесная связь обучения правописанию с изучением грамматики;

· Разработка эффективных видов упражнений в соответствии с характером изучаемого материала.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.