Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система связей родителей и детей




В процессе семейного взаимодействия складывается многообразная система связей родителей и детей, получившая в психолого-педагогической литературе определение «тип семейного воспитания».

Традиционно выделяются пять типов отношений в семье:

1. Диктат родителей негативно сказывается на формировании таких качеств, как инициативность, вера в себя, чувство собственного достоинства; ведет к формированию неадекватной самооценки, фрустрированию многих потребностей, в том числе, в саморазвитии, самоутверждении, самореализации.

Опека родителей предполагает максимальное удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от всех трудностей. В этом случае возможны два варианта развития ребенка: а) ребенок вырастет неприспособленным к жизни, безответственным, субъективно и объективно неблагополучным; б) у ребенка сформируются деспотические черты характера.

3. Невмешательство - это система межличностных отношений, которая строится по принципу независимого сосуществования взрослых и детей. При этом семья не становится референтной группой для ребенка, возникает отчуждение.

4. Конфронтация предполагает наличие в семье перманентного конфликта. При этом могут встречаться все виды конфликтов (последовательно или параллельно): внутриличностный, межличностный, межгрупповой, - которые формируют у детей неадекватную самооценку, механизмы конфликтного взаимодействия, негативные качества личности (грубость, скандальность, цинизм и пр.).

5. Сотрудничество предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, общими ценностями и смыслами.

Выделяются также три педагогических стиля в отношении родителей к детям.

Первый стиль - авторитарный («делай так, как я сказал, потому что я -отец»). В таких семьях дети чаще всего вырастают мрачными, недоверчивыми, пассивными.

Другой стиль - полная снисходительность («делай, что хочешь»). В этом случае дети не отличаются ни старательностью, ни упорством в достижении поставленной цели.

Третий стиль представляется оптимальным («поступай так по такой-то причине»). В этом случае дети, как правило, растут любознательными, оптимистичными, проявляют самостоятельность мышления, участвуют во всех видах семейной деятельности.

Ведущими видами деятельности в семье являются: игра, труд, познание, общение. Организация родителями разнообразных видов деятельности является ведущим методом воспитания детей в семье.

В современном обществе все большую роль в жизни ребенка играет познавательная деятельность. Именно она становится ведущим средством развития фундаментальных качеств личности подрастающего человека. Познавательная деятельность детей внутри семьи сводится, с одной стороны, к интериоризации и экстериоризации социокультурного опыта, существующего в обществе (через СМИ). С другой стороны, учебная деятельность ребенка внутри семьи является дополнением к школьной (в форме выполнения домашних заданий) или средством самообразования (семейное обучение). Родители могут успешно справиться с задачей организации учебной деятельности ребенка при условии постоянного взаимодействия с образовательными учреждениями, учителями, классными руководителями, которые определяют стратегию и тактику обучения ребенка. Методы семейного обучения способствуют:

- овладению умениями и навыками организации учебной деятельности (организация рабочего места, распределение времени, оптимальный режим выполнения домашних заданий, использование вспомогательных средств обучения и пр.);

- формированию умений и навыков самостоятельной работы с учебным материалом (работа с разными источниками информации, поиск необходимых знаний в справочной и научной литературе);

- развитию творческого мышления ребенка (решение задач на основе анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации, обобщения и т.д.);

- умению выполнять отдельные виды домашних заданий (написание сочинений, рефератов; подготовка докладов; выполнение моделей, макетов; работа с компьютером и т.п.);

- овладению навыками самоконтроля.

Построенная на принципах сотрудничества учебная деятельность в семье способствует образованию, развитию, формированию личности ребенка, раскрытию его индивидуальности. Она гармонизирует внутрисемейные отношения, отношения ребенка с окружающим миром, отношения двух важнейших педагогических систем: семьи и школы.

Эффективность функционирования семьи как педагогической системы во многом определяется управленческой деятельностью. Здесь следует различать внешнее и внутреннее управление.

Внешнее управление- это деятельность государства, политических партий, общественных организаций и т.п., направленная на укрепление семьи как социального института, как педагогической системы. Государство формирует стратегию и тактику управления семьей, разрабатывает и формулирует стратегические, долгосрочные цели семейной политики, определяет ее основные принципы. Основными принципами государственной семейной политики являются: принцип суверенности (независимости семьи от государства), принцип общественного договора, принцип свободы выбора семьей любого образа жизни, принцип единства целей федеральной или региональной политики и принцип социального участия.

Внутреннее управление в семье направлено на реализацию комплекса семейных целей, в идеале - на создание условий для всестороннего развития личности каждого члена семьи.

Уверенность родителей в собственной эффективности в качестве воспитателей помогает им управлять ситуацией развития ребенка. Когда родители теряют контакт с детьми, теряют контроль над ситуацией, они начинают ощущать собственную неадекватность и именно в этот период чаще всего обращаются за помощью и поддержкой к педагогам (учителям, классному руководителю, социальному педагогу, психологу и т.д.).

 


Тема: Мезофакторы социализации

План:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.