Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и принципы педагогической психологии




Проблемы педагогической психологии

Место педагогической психологии в системе наук

Педагогическая психология сформировалась на стыке педагогики и психологии.

Педагогика изучает закономерности процесса воспитания. Педагогическая психология изучает развитие ребенка в процессе воспитания.

Педагогическая психология тесно связана с общей и возрастной психологией.

Педагогическая психология тесно связана с психологией труда, которая изучает человека в процессах трудовой деятельности и психологические резервы повышения производительности труда, а в педагогической психологии изучается формирование психологической готовности к труду.

Педагогическая психология и социальная психология: социальная психология вошла в педагогическую психологию, благодаря которой появилась новая, социально-педагогическая психология, предмет изучения которой – группы, воздействие на личность СМИ, семьи, кино и т.д.

Педагогическая психология связана с дифференциальной психологией – когда речь идет о различении характеристик, качеств людей и т.д.

Разумеется, педагогическая психология связана с философией.

Педагогическая психология связана с физиологией – влияние учебного процесса на здоровье школьника.

1) Нахождение и максимально возможное использование каждого сензитивного периода в жизни ребенка (организация процесса воспитания и обучения)

2) Проблема соотношения обучения и развития. Обучение должно идти, вести за собой развитие (положение Выготского). Как связаны биологическое развитие и воспитания? И др.вопросы.

3) Проблема психологической готовности ребенка к обучению (к школе). Какие психологические особенности должны быть у ребенка, прежде чем его обучать? Какой должна быть интеллектуальная готовность? Волевая? Мотивационная? Соответствие речевого аппарата?

4) Проблема педагогической запущенности ребенка.

5) Проблема обеспечения индивидуализации обучения: как организовать процесс обучения, чтобы обеспечить личностный подход к ребенку?

6) Проблема социальной адаптации и реабилитации: о приспособлении детей, которые в силу каких-либо причин оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни (дети из спецучреждений, после Чернобыля, после к.-л. трагедий). Реабилитация – это восстановление нарушенных социальных связей и психики таких детей.

Принципы:

1. Принцип социальной целесообразности – обусловлен социальными ожиданиями образовательной системы и государства. В последнее время – это воспитание самостоятельности и самодостаточности, формирование личности.

2. Принцип единства теории и практики, между которыми должна быть неразрывная связь.

3. Принцип развития – становление и развитие каждого из участников образовательного процесса.

4. Принцип детерминации, который позволяет установить взаимосвязь предмета исследования с предыдущими и последующими событиями.

Казуальная детерминация – когда событие прошлого опыта неизбежно приводит к формированию определенного качества человека.

Целевая детерминация – когда цели и ценности субъекта направляют и определяют его жизнедеятельность.

5. Принцип системности – предмет исследования рассматривается как компонент системы. В педагогической психологии целью любой системы является развитие ее участников, осуществляемое на следующих уровнях: индивидуальном, социальном и духовном.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.