Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программированное обучение

Лекция № 5

Минусы проблемного обучения

Преимущества проблемного обучения

Правила создания проблемных ситуаций

Структура проблемного обучения

Структурными элементами проблемного обучения являются:

Проблемная ситуация

Учебная проблема (или задача)

М.И.Махмутов понимает проблемную ситуацию как психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или действий и должен найти новый способ действия. Таким образом, главный элемент проблемной ситуации – это неизвестное, новое, что должно быть открыто.

I. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое задание, при выполнении которого ученик должен открыть подлежащие усвоению новые знания. Правила (условия):

1) Задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет ученик

2) Неизвестное, которое нужно открыть, является новым материалом, который нужно усвоить

3) Выполнение проблемного задания должно вызвать у учащихся потребность в усваиваемом знании

II. Проблемные задания должны соответствовать его интеллектуальным возможностям

III. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала. Если ученики не выполнили учебное задание, учитель должен указать причины, из-за которых они не выполнили задание.

· Оно учит мыслить логично, научно, творчески

· Оно делает учебный материал более доступным

· Самостоятельно добытые истины сложнее забываются, а в случае забывания – быстрее восстанавливаются

· Как правило, проблемное обучение более эмоционально

1) Большие расходы времени на изучение учебного материала

2) Недостаточная эффективность при формировании практических умений и навыков, особенно трудного характера, где показательное подражание имеет большое значение – это самый большой недостаток

3) Слабая эффективность при изучении очень сложных тем.

 

 

Рекомендуется для подготовки к экзаменам:

1) Теоретические проблемы развивающего образования. Под ред. Савельевой. М. 2002

2) Ильясов: «Структура процесса учения» М.1986. Стр.27-66

3) Маркова и др. «Формирование мотивации учения». М. 1990

4) «Актуальные проблемы дифференцированного обучения» М. 1992. Авторы: Ключеня, стр. 5-38; Цыркун Н.М., стр. 75

5) Цуприкова. «Умственное развитие и обучение». М. 1995 Психологическое основы РО, в особенности стр. 180. Там же посмотреть про частные методики

С психологической точки зрения программированное обучение предполагает такую организацию обучения, когда ученик не может сделать следующего шага в усвоении знаний, не овладев предыдущими. При таком виде обучения создаются программы, в которых учебный материал подается дозами, располагающимися в строгой логической последовательности; такой материал называется программой, а обучение называется программированным. Ученик все время подает учителю информацию о том, как он освоил материал, у них постоянная обратная связь.

Программированное обучение бывает машинным и безмашинным. Программы бывают обучающие и контролирующие. Основные системы программированного обучения: линейное и разветвленное.

Линейная система программированного обучения: предложена Скиннером в начале 60-х гг, на основе бихевиориального направления в психологии. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или несколькими словами пропуск в тексте. После этого ученик должен сверить свое решение с правильным ответом. Если задание выполнено правильно, он переходит к следующему шагу, если нет – он должен выполнить задание еще раз.

Разветвленная программа программированного обучения: (автор – Крайдер). Контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а другие – неверные. Если ответ неправильный, то ему разъясняется сущность допущенной ошибки, он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемное обучение. Теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин Г.Я.) | Обучаемость и умственное развитие. Показатели умственного развития и обучаемости
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.