Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обследование функционирования слухового анализатора

(с точки зрения логопедии)

Типичные ошибки детей с минимальным снижением слуха:

1. Неустойчивые замены и смешения «М», «Б»; «Н», «Д»;, «Х», «С»; «К», «Т».

2. Раздельное произношение аффрикатов (согласные, состоящие из взрывного (смычного) и фрикативного (щелевого) элементов; например, рус. «ц» и «ч».) – вместо «Ц» говорят «ТСЦ»

3. Неадекватное смещение согласных зв. и отсутствие мягкости в необходимых случаях: «КОН» вместо «КОНЬ»

4. Оглушение звонких зв. И наоборот озвучание глухих не зависимо от позиции в слове, даже если звук находится в сильной позиции

5. Нарушение слого_ритмического рисунка и звукового компонента слов

6. Неверное выделение ударного слога в простых и знакомых словах

7. Затруднения восприятия безударных частей, особенно касается флексий (разные виды изменения слов), неправильное употребление флексий, проглатывание окончаний. Мы снижаем интонацию голоса в повествовании и ребенок недослышивает окончания.

II. Этап логопедического обследования:

 

1. Обследование звукопроизношения

Проводится поэтапно - изолируем звук в слогах, затем в словах, в предложениях:

· Сначала 1 группу звуков - это гласные «А,О,У,Ы,И,Э,Е,Ё,Ю,Я»

· Свистящие, шипящие,аффрикаты «Ц,Ч,Щ» слиянием 2-х звуков «С,СЬ,З,ЗЬ,Ц,Ш,Ч,Щ, Ж»

· Сонорные (с участием носовой полости) – «Р,РЬ,Л,ЛЬ,М,МЬ,Н,НЬ»

· Парные звонкие и глухие в твердом и мягком варианте

· Мягкие звуки в сочетании с разными гласными «ПИ,ПЯ,ПЕ,ПЮ»

Обращаем внимание на:

· Отмечают отсутствие звука

· Искажение звука

· Замену звука

· Смешение звука

 

2. Обследование строение артикуляционного аппарата:

· Губы (расщелины, послеоперационные рубцы, укорочение верхней губы)

· Зубы (прикус, посадка зубов - Прогнатия, Прогения, Диастема-щербатость)

· Твёрдое нёбо – готическое куполообразное, расщепление тв.нёба, подслизистое расщепление нёба)

! Обратить внимание на заднюю часть тв.нёба про фонации звука «А»:

Что происходит: втягивание, поднимается занавеска около мягкого нёба или ложная слизистая тв.нёба, образуя равносторонний треугольник

–указывает на истончение слизистой

· Мягкое нёбо – короткое –

Обращаем внимание на:

-Короткое м.нёбо, как результат возможного расщепления

-Раздвоение мягкого язычка

-Укорочение или отсутствие мягкого язычка

 

3. Обследование дыхательной функции

*)Определяем тип неречевого дыхания (ключичное-поверхностное…)

*) Объем речевого дыхания

- Просим ребенка произнести любую фразу:

(N:в 5 лет 3-4 слова, в 6-7 лет 4-6 слов)

- смотрим возможность моделирование голоса

*) Частот речевого дыхания: Тахилалия (патологически быстрый темп речи), Брадилалия (патологически замедленный темп речи).

*) Продолжительность речевого дыхания

- норма или укороченный

(Литература: Алмазова Е.С. «Методы постановки голоса и дыхания при заикании», «Фонетический ритм дыхания глухих»)

4. Обследование голосовой функции

· Громкость голоса

· Тембр голоса


· Хриплость голоса

-Специфические особенности нёба и развитие голосовых складок

 


· Атака голоса, начало фразы - голос. подача

· Модуляция голоса

 

5. Обследование просодической стороны речи

· Информационная выразительность речи

· Украшение речи

· Темп

· Ритм

· Паузация

(Автор: Руденко Т П. Издательство: Express Publishing. … «Просодика» Ю.А.Руденко «Выразительность речи»)

6. Обследование фонематического восприятия:

· Узнавание, различение и сравнение простых фраз

· Выделение и запоминание определенных слов в ряду других

· Различие отдельных звуков в звуковом ряду

· Запоминание слоговых рядов из двух-четырех элементов с изменением гласных «ПА, ПЕ, ПУ» и согласных «РА, ПА, СА, ША», а так же изменение и гласных и согласных «СА, ПУ, РЕ,ШУ»

· Запоминание звуковых рядов

Особенности понимания речи:

· Показ называемых картинок перед ребёнком

· Показ предметов картинок вне поля зрения

· Проверка понимания слов в затрудненных условиях

(Автор: Лурия А,Р, - Многократное повторение слов или нескольких слов)

· Понимание действия с помощью пары картинок

· Изучение и понимания слов сходных по составу(фонематический анализ по логопедическим картинкам)

· Сложные задания на понимание семантического значения слов (ассоциации)-

- подбор предмета на картинке подходящего к определениям или действиям

· Подбор целого, называя части (Дом-крыша, окно, крыльцо)

· Подбор названия общего понятия к частному (стул, стол – мебель)

· Название предметов по их действиям

· Подбор антонимов (счастье-несчастье, здоровье-нездровье)

· Закончить предложение (выбор из данных слов наиболее подходящих по смыслу)

· Прилагательное и его замена близкого по значению (…)

· Выбор прилагательного подходящих к заданному существительному

(«Густой дремучий лес.»)

ДЛЯ понимания предложения используется прием Лурия:

 

1) Ребёнку предлагается показать 2 называемых предмета

1 вариант: (ключ и карандаш)

Задание:

- Покажи: ключ карандашом

-Покажи: ключом карандаш

2 вариант: с парами картинок (Собака и собака с человеком)

Задание:

- Покажи хозяина собаки

Обследование:

- Понимание на уровне показа, даже если ребенок не говорящий

 

2) Исправление предложения («Коза принесла корм девочке.»)

 

3) Ответы на вопросы по прочитанному предложению.

 

4) Понятие смысла («Петя встретил девочку.» Кто приехал?)

 

5) Исправление предложения, в котором порядок слов не совпадает с порядком действия

(Автор: Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.)

 

6)Для выявления синтаксических отношений

- Ребенка просят закончить предложение, выбрав вариант (окончания, придумав концовку, выбрав правильное предложение из двух)

!У детей с ОНР сохраняется аграмматизм!

 

7)Понимание грамматических форм обследуется с помощью:

- Изменение категории по числам (сущ, глаг, прилаг) –(дошкольник-картинки)

(Автор: Нищева «Дидактический материал» -Программа исправления речи)

(Авторы: Фильченко, Чиркина)

- Исследование понимания форм м.р. и ж.р. глаголов в прошедшем времени

- Исследование понимание значения предлогов (Настольные дидактические игры «Понимание предлогов» Серия: логические цепочки)

(Авторы: Архипова, Разенкова, Денисова «Коррекция задержки речевого развития. Обследование у детей раннего возраста» 452 д\с «Родничок» Н.Новгород Школа развития Печора)

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №2 от 29.12.12 | Обследование связной речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.