Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок, его механизм и функции




Рынок как экономическое явление претерпел несколько стадий исторического развития: место встречи продавцов и покупателей (в эпоху первобытного общества); специальная территория на которых осуществлялась розничная и оптовая торговля (эпоха средневековья). Несмотря на это он сохранил свою экономическую сущность - это экономические отношения между продавцом и покупателем по поводу товарного обмена.

В современном понимании целостная система экономически отношений между покупателями и продавцами, складывающихся в связи с формированием свободных цен, колеблющихся в зависимости от динамики спроса и предложения.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Так как рынок функционирует в определенной экономической системе, то это обуславливает специфику форм его проявления: удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, организация рынка, формы, методы и масштаб регулирования рынка, а так же специфические черты - ассортимент товаров, традиции и т.д.. Наличие специфических черт у рынка позволяет говорить о московском, российском, американском, японском и других вида рынков.

Сущность рынка находит свое выражение в его экономических функциях, выражающих основное значение данной категории: 1) интегрирующая функция состоит в соединении сферы потребления, сферы производства, а так же торговцев-посредников и включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами; 2) регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре; сбалансированность спроса и предложения по цене и объему; 3) стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию товаров, необходимых потребителю с наименьшими затратами и максимальной прибылью, а следовательно развитию научно-технического прогресса и оптимизации организационной структуры производства; 4) ценообразующая (эквивалентная) функция - установление ценовых эквивалентов для обмена продуктов; 5) контролирующая функция - рынок является главным контролером конечных результатов производства (качество продукции); 6) посредническая функция - обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда; 7) информационная функция дает участником рынка через постоянно изменяющиеся цены и процентные ставки объективную информацию о спросе и предложении на товары и услуги на рынке; 8) функция экономичности - предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат потребителей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения заработной платой; 9) функция реализации интересов рыночных субъектов - обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении максимального дохода, а покупателя в удовлетворении своих потребностей с наименьшими затратами.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает его роль в общественном производстве, которое сводится к следующему: 1) выдавать сигнал производству с помощью обратных связей, что и в каком объеме следует производить; 2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики; 3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на удовлетворение рыночного спроса; 4) разорение неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.

Экономики свойственен ряд признаков, позволяющих характеризовать её как рыночную. Такими принципами является: 1) наличие в экономике разнообразных форм собственности и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними (как правило для этого необходимо не мене 15-20 производителей однотипной продукции); 2) обеспечение свободы хозяйственной деятельности; 3) формирование механизмов свободного ценообразования (право рыночных субъектов самим устанавливать цены; 4) свободное маневрирование ресурсами; 5) полнота и доступ к информации о состоянии рынка и всех действующих на нем экономических субъектов; 6) наличие рыночной инфраструктуры - комплекса отраслей систем, служб и предприятий обслуживающих рынок; 7) сохранение значительного нерыночного сектора экономики; 8) интеграция национальной экономики в систему мирового хозяйства; 9) обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам, предоставление всем равных возможностей в «зарабатывании средств» и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.

Под инфраструктурой рынка понимается совокупность организационно-правовых форм опосредующих движение товаров и услуг (акты купли-продажи) или совокупность институтов, систем, служб и предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционировании. Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются: 1) Биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество; 2) Аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества; 3) кредитная система и коммерческие банки; 4) эмиссионная система и эмиссионные банки; 5) система регулирования занятости населения и центры государственного и не государственного содействия занятости (биржи труда); 6) информационные технологии и средства деловой коммуникации; 7) налоговая система и налоговая инспекция; 8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании; 9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства СМИ; 10) торговые палаты и другие общественные добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов; 11) таможенная система; 12) профсоюзы работающих по найму; 13) коммерческо -выставочные комплексы; 14) система высшего и среднего экономического образования; 15) аудиторские компании; 16) консультативные (консалтинговые) компании; 17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности; 18) специальные зоны свободного предпринимательства. Классическая инфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи и биржи труда.

Биржа - это организационная форма оптовой торговли массовыми стандартными товарами или систематических операций по купле-продаже валюты, рабочей силы и ценных бумаг.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов. Она выполняет следующие функции: 1) обеспечении возможности участникам рыночных отношений реализации их интересов; 2) повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных экономических субъектов и видов деятельности; 3) организационное оформление рыночных отношений; 4) обеспечение форм юридического и экономического контроля, а также государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности.

Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложение, спроса, цены и конкуренции. Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент тесным образом связан с ценой, которая служит основным инструментом воздействия на спрос, предложение и конкуренцию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.