Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Должностная инструкция специалиста-психолога




Квалификационная характеристика должности

психолога организации (предприятия)

План

1. Должностная инструкция специалиста-психолога.

2. Рабочее место специалиста-психолога.

3. Требования к профессиональной компетенции специалиста-психолога.

На основе Положения о психологической службе можно определить квалификационную характеристику психолога-практика, работающего в организации (учреждении, предприятии), которая определяется должностной инструкцией, рабочим местом, требованиями к профессиональной компетенции.

Должностные инструкции являются основным документом, регламентирующим назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения.

Должностные инструкции позволяют:

— рационально распределить функциональные обязанности между сотрудниками;

— повысить своевременность и надежность выполнения задач за счет введения количественных показателей периодичности, трудоемкости, продолжительности и ка­лендарных сроков их выполнения;

— улучшить социально-психологический климат в коллективе, устранить конфликты между руководителями и подчиненными;

— четко определить функциональные связи работника и его взаимоотношения с другими специалистами, конкретизировать права работника в части подготовки и принятия управленческих решений и использования ресурсов;

— повысить коллективную и личную ответственность работников за своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей;

— повысить эффективность материального и морального стимулирования работников;

— организовать равномерную загрузку работников по периодам с минимальными потерями рабочего времени и перегрузками.

Должностные обязанности.

· Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

· Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

· Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

· Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

· Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

· Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

· Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

· Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего.

· Дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

· Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

· Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

· Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

· Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учет психологических факторов и эргономичес­ких требований.

· Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Должен знать:

· постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;

· психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;

· технические средства, применяемые при изучении условий труда;

· передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;

· основы технологии производства;

· основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы;

· законодательство о труде;

· правила внутреннего трудового распорядка;

· правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации

Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.

Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.

Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Рабочее место специалиста-психолога

Под рабочим местом практического психолога понимается сбалансированный комплекс функций его деятельности, обеспеченный средствами для их реализации, накладывающий соответствующие обязанности и дающий необходимые права, требующий определенной ответственности и представляющий достаточную для выполнения профессиональных задач власть. Кроме сбалансированности этого комплекса, для организации рабочего места психолога; необходимы: последовательная приверженность к творческому подходу; наличие профессиональной компетентности; практический опыт; конструктивное взаимодействие практического психолога со всеми реалиями, влияющими на результаты его труда; материальное обеспечение рабочего места.

Предлагая практическому психологу самостоятельно, творчески подойти к наполнению конкретным содержанием названных элементов рабочего места, остановимся на его материальном обеспечении.

Примерное материальное обеспечение рабочего места психолога включает в себя такие обязательные составляющие, как:

1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов.

2. Комната психологической разгрузки:

■ для проведения психологической релаксации;

■ снятия нервно-психологического напряжения;

■ эмоциональной разгрузки;

■ индивидуального и группового психологического консультирования

■ психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий;

■ работы пункта, почты или телефона доверия.

3. Материальная база психотерапевтического воздействия:

■ аудиотехника;

■ аудиокассеты с записями психотерапевтического характера;

■ проекционная аппаратура;

• проекционные материалы психотерапевтического характера;

■ специальная светотехническая система и другие средства, способствующие осуществлению психотерапевтического воздействия.

4. Материальная база психодиагностики:

- канцелярские принадлежности;

- аудиотехника с записями стимульного материала, специальные бланки;

- персональный компьютер, калькулятор и другая ЭВТ.

5. Материальная база психологического просвещения и психологической подготовки:

■ учебно-методические материалы;

■ наглядные пособия;

■ специально оборудованное помещение.

В перспективе материальное обеспечение рабочего места психолога должно расшириться и включить: в кабинете психотерапевтического воздействия — технические средства специального назначения; в материальной базе психодиагностики — комплекс психодиагностических приборов, диктофон, видеотехнику и др. Кроме того, необходимо включение в рабочее место психолога электронно-вычислительной техники со специальным программным обеспечением.

1.5. Профессиональная компетентность специалиста-психолога

Профессиональная компетентность психолога, работающего в той или иной организации, определяется в ходе различных проверок, аттестаций, а также — в ходе непрерывного самооценивания. Основные вопросы, которые контролируются в процессе определения профессиональной компетентности психолога, следующие:

1. Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности;

2. Результативность социально-психологической работы и роль психолога в ее организации;

3. Соответствие условий и возможностей для проведения эффективной социально-психологической работы;

4. Реальное социально-правовое, организационное материальное обеспечение профессиональной деятельности непосредственно психолога.

Определение уровня компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности коллектива, жизнедеятельности клиента включает проверку:

а) соблюдения этического кодекса работы психолога;

б) временных нагрузок психолога во всей сфере труда, жизни и непосредственно в его профессиональной деятельности;

в) системы личного участия психолога в работе с различными категориями клиентов (человек—семья—коллектив);

г) эффективности системы взаимодействия психолога: с другими должностными лицами по организации и проведению социально-психологической работы, коммуникабельности во взаимоотношениях с другими социально-психологическими службами;

д) степени учета информации психолога при принятии управленческих решений; в случае правильных результатов в работе психолога и своевременном предоставлении им информации соответствующим должностным; лицам, оставляемой ими без внимания, или 50% -ном преобладании временных затрат психолога во внепрофессиональной сфере — проанализировать причины неконструктивной позиции руководителей;

е) участия психолога в работе различных комиссий и выполнения функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей;

ж) самосовершенствования и овладения продуктивными технологиями социально-психологической работы.

Всестороннее изучение и оценка результативности социально-психологической работы и роли в ней практического психолога охватывают следующие вопросы:

а) эффективность социально-психологического сопровождения труда и жизни клиентов в их целостном контексте, а также при целевой работе с ними в соответствии с общими задачами, потребностями в рамках функциональных обязанностей;

б) действенность осуществления поддержки развития и реализации творческого потенциала клиентов и оказа­ние им помощи в решении различных проблем;

в) организация и результативность психологической подготовки, которая осуществляется в различных обязательных и инновационных формах психологического просвещения и консультирования;

г) соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; правильность выво­дов и рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень их учета и компетентность должностных лиц при реализации;

д) организация и эффективность психопрофилактической работы, особенно в предупреждении различных проявлений девиантного поведения, преодолении кризисных ситуаций и решении проблем труда и жизни социальных субъектов;

е) компетентность и результативность психокоррекционной и психореабилитационной работы, степень включенности элементов психологической реабилитации в сферу социально-бытовой практики: спортивно-оздоровительные мероприятия, организация досуга и др.

Анализ и оценка соответствия условий и возможностей проведению эффективной социально-психологичес­кой работы осуществляются по следующим вопросам:

а) материально-техническая база социально-психологической работы и степень ее соответствия имеющимся возможностям;

б) наличие, состояние и система работы объектов социально-психологической работы:

■ лаборатории ПФО при участии практического психолога;

■ учебно-методического кабинета социально-психологической работы;

■ центра психологической консультации в той структуре, где практический психолог выполняет свои функции;

■ комнаты психологической релаксации;в) наличие учебно-методического фонда социально-психологической работы в библиотеке, на рабочих местах, личном пользовании клиентов.

Определение реальной социально-правовой, организационной и материальной обеспеченности профессиональной деятельности практического психолога пред полагает проверку:

а) наличия рабочего кабинета, сейфа для хранения документов, учетно-отчетной документации;

б) наличия и корректности ведения учетно-отчетной основной документации, включающей:

■ планы работы практического психолога (перспективный, месячные и профессионального совершенствования);

■ результаты психодиагностики, акты (карты) обследования и составления психологических портретов клиентов;

■ ежемесячные справки-доклады о проделанной работе и другие необходимые документы;

■ оперативные информационные сообщения о состоянии дел, проблемах и т. п.;

■ рекомендации должностным лицам и другим категориям клиентов, а также требования по организации социально-психологической работы;

■ систему взаимодействия с должностными лицами по организации социально-психологической работы;

■ учебно-методические материалы и разработки для психологического просвещения и консультирования.


Тема 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.