Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзор ключевых категорий и положений. Тема 8. Финансовое планирование




Тема 8. Финансовое планирование

 

Виды финансовых планов, содержание и последовательность их разработки. Модели и методы финансового планирования. Общий бюджет организации: структура и принципы составления.

Виды финансовых планов, содержание и последовательность их разработки

Финансовое планирование – процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей, включающий:

- анализ финансовых возможностей (инвестиционные, текущие), которыми располагает организация;

- прогнозирование последствий принимаемых управленческих решений;

- обоснование выбора варианта из ряда возможных решений для включения его в финансовый план;

- оценку соответствия результатов, достигнутых организацией, параметрам, установленным в финансовом плане.

Цель финансового планирования – обеспечение организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышение эффективности ее финансовой деятельности в предстоящем периоде [3].

Формы организации финансового планирования на разных временных горизонтах и форматы плановых документов имеют различия. Можно выделить следующие виды финансового планирования (табл. 69) [5]:

Таблица 69

Виды финансового планирования

Вид планирования Содержание
Стратегическое (перспективное) финансовое планирование разработка общей финансовой стратегии и финансовой политики организации по основным направлениям его финансовой деятельности (до 5 лет)
Тактическое (текущее) финансовое планирование разработка финансовых планов по отдельным направлениям финансовой деятельности организации на среднесрочную перспективу (1-3 года)  
Оперативное финансовое планирование (бюджетирование) разработка бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем направлениям финансовой деятельности организации (месяц, квартал, год)  

Логика планирования основной деятельности организации задает естественную последовательность разработки планов – от общего к частным.

Результатом финансового планирования является финансовый план – это документ, отражающий желаемые параметры доходов, расходов, финансового состояния, денежных поступлений и выплат объекта планирования и способы их достижения.

В общем виде финансовый план представляет собой документ, содержащий следующие разделы (табл. 70).

Таблица 70

Основные разделы финансового плана

Раздел Содержание раздела
Инвестиционная политика - политика финансирования основных средств; - политика финансирования нематериальных активов; - политика в отношении долгосрочных финансовых вложений
Управление оборотным капиталом - управление денежными средствами и их эквивалентами; - финансирование производственных запасов; - политика в отношениях с контрагентами и управление дебиторской задолженностью
Дивидендная политика - определение нормы распределения дивидендов
Финансовые прогнозы - характеристика финансовых условий; - доходы и расходы организаций; - прогнозная финансовая отчетность; - бюджет денежных средств; - общая потребность в капитале; - потребность во внешнем финансировании

 

Различают следующие виды финансовых планов (табл.71) [12]:

Таблица 71

Виды финансовых планов

Виды финансовых планов Содержание
Долгосрочные и среднесрочные финансовые планы
План финансовых результатов Плановые показатели на два, три и более лет, доходов, расходов и финансовых результатов организации
План инвестиций План на два, три и более лет направлений и размера инвестиций, а так же источников их финансирования
Плановый баланс активов и пассивов План на два, три и более лет величины активов и пассивов предприятия по укрупненным статьям
План денежных поступлений и выплат План на два, три и более лет денежных поступлений и выплат по укрупненным статьям
Годовые финансовые планы
План доходов и расходов (плановый отчет о прибылях и убытка) Расчет финансовых результатов деятельности предприятия на плановый год с поквартальной или помесячной разбивкой.
План распределения прибыли Определение направлений использования прибыли, расчет отчислений на дивиденды и в фонды предприятия.
Плановый баланс активов и пассивов Определения сумм по статьям актива и пассива баланса на конец планового года
Плановый баланс денежных поступлений и выплат Определение сумм, источников денежных поступлений, сумм и направления расходования денежных средств с поквартальной или помесячной разбивкой
Кассовый план План движения денежных средств через кассу предприятия с указанием конкретных сроков потребности в наличных деньгах
План инвестиций Годовой план капитальных вложений и других инвестиций, а так же источников их финансирования
Оперативные финансовые планы
Налоговый календарь (план налоговых платежей) Определение сумм и сроков налоговых платежей предприятия на предстоящий квартал (месяц)
Оперативный план денежных поступлений и выплат (платежный календарь) Месячный план движения денежных средств в наличной и безналичной форме с разбивкой по декадам (пятидневкам, дням)
Кредитный план План по размерам и срокам платежей процентов за кредит и по выплатам основной суммы долга.

Модели и методы финансового планирования

Модели финансового планирования направлены на выявление основных финансовых взаимозависимостей. В современной литературе рассматриваются три модели финансового планирования:

1. разработка финансового раздела бизнес-плана;

2. бюджетирование;

3. составление прогнозных финансовых документов.

Основные характеристики названных моделей рассмотрены в табл. 72.

Таблица 72

Модели финансового планирования

Название модели Характеристика модели
Модель «Разработка финансового раздела бизнес-плана» Эта модель включает: - подготовку заявок на получение кредитов в коммерческих банках; - составление проспектов эмиссии ценных бумаг для привлечения дополнительного капитала в денежной форме; - обоснование получения иностранных инвестиций, сопровождающиеся предоставлением инвесторам надежной информации о финансовой привлекательности бизнес-проекта.
Модель «Бюджетирование» Эта модель финансового планирования применяется при краткосрочном финансовом планировании. Бюджет представляет собой смету доходов и расходов. Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Составление бюджетов включает: установление общих целей развития предприятия; конкретизацию общих целей и определение задач для каждого отдельного подразделения; подготовку отделами и подразделениями оперативных бюджетов; анализ подготовленных бюджетов высшим руководством и их корректировку; подготовку итоговых бюджетов.
Модель «Составления прогнозных финансовых документов» Модель применяется при долгосрочном финансовом планировании. Целью долгосрочного финансового планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках, основываясь на которых организация разрабатывает оперативные бюджеты.

 

Для конструирования перечисленных моделей финансового планирования применяются методы, различные сочетания которых могут использоваться в нескольких моделях. Рассмотрим характеристику методов финансового планирования в табл. 73.

 

 

Таблица 73

Характеристика методов финансового планирования

Метод Характеристика
Метод прогноза объемов реализации, («Метод прогноза продаж») Процесс финансового планирования этим методом обычно начинается с прогнозирования будущих продаж, так как правильно определенный прогноз продаж служит основой для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Период прогноза продаж увязывается с общим плановым периодом. Обычно прогнозы продаж составляются на 1 год и на 5 лет. Годичные прогнозы продаж разбиты на квартальные и месячные. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация.  
Метод баланса денежных расходов и поступлений («Метод баланса денежных потоков») Считается одним из самых важных при составлении финансового раздела бизнес-плана. Цель составления такого баланса – оценка синхронности поступления и расходования денежных средств для обеспечения достаточности их на отдельном временном отрезке денежных поступлений. Нехватка денежных средств в конкретный момент вызывает неплатежи и даже угрозу несостоятельности. Задержка же платежей может привести к уплате штрафов и пени. Баланс денежных потоков составляется в виде таблицы, в которой отражаются данные о наличии денежных средств на начало периода, их поступление и расходование в самом периоде и данные о наличии денежных средств на конец периода.
Метод бюджета наличности Бюджет наличности имеет своей целью обеспечить скоординированность доходов и расходов; в нем детально рассматриваются потоки наличности (входящие – доходы и исходящие – расходы) за определенный будущий период. Он составляется на год или полгода вперед с разбивкой по месяцам, возможно составление бюджетов наличности на неделю вперед. Основой для составления прогноза служат ежедневные отчеты о движении наличности..
Метод бюджета дополнительных вложений капитала В этом бюджете уточняются запланированные денежные расходы с учетом изменений: строительство или приобретение дополнительных заводов, машин и оборудования, замена изношенных капитальных активов.
Метод составления таблицы доходов и затрат (расходов) Таблица доходов и затрат (расходов) по своей форме и содержанию аналогична отчету о прибылях и убытках организации (форма №2). При составлении таблицы особое внимание уделяется полноте отражения вероятных источников получения прибыли и прогнозируемой величины затрат, относимых на себестоимость продукции, а также ожидаемой величины налоговых платежей.
Метод определения потребности во внешнем финансировании Применяется для расчета величины внешнего финансирования в случаях, когда собственного капитала предприятия оказывается недостаточно для увеличения объема продаж. В качестве основы для расчета используется общая формула баланса: Использование фондов = Источники фондов, то есть Инвестиции в активы, необходимые для обеспечения прогнозируемого объема продаж = Внутренние источники финансирования (резервы) + Внешние источники финансирования Определение разности между планируемым ростом общих активов и ростом текущих пассивов осуществляется по формуле: Требуемый рост чистых активов = Плановый рост общих активов – Плановый рост текущих пассивов Расчет величины необходимого внешнего финансирования производится по формуле: Требуемое внешнее финансирование = Требуемый рост чистых активов – Чистая прибыль + Дивиденды
Метод регрессивного анализа Регрессивный анализ – анализ зависимости определения величины от другой величины или от нескольких других величин. Регрессионный анализ связывает продажи и потребность в капитале, исследуя эту зависимость диалектически, он дает более точные и конкретные прогнозы, чем расчет предыдущим методом.
Метод процента от продаж Позволяет определить каждую статью планового баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из запланированной величины продаж. Таким образом, при помощи метода процента от продаж модно определить конкретное содержание прогнозных документов. Суть метода заключается в том, что каждый из элементов прогнозных документов рассчитывается как процент от установленной величины продаж.  
Метод прогнозируемого баланса активов и пассивов предприятия Дает возможность убедиться, что все запланированные активы предприятия действительно обеспечены источниками формирования. По форме баланс активов и пассивов имеет структуру бухгалтерского баланса.
Метод расчета точки безубыточности Позволяет определить объемы производства и продаж товара с точки зрения их безубыточности, а также принимать решения о целевых размерах прибыли. Суть метода состоит в поиске точки нулевой прибыли, точки безубыточности, которая означает, что валовой доход от продаж предприятия равен ее валовым издержкам, другими словами, суть метода заключается в определении такого минимального объема продаж, начиная с которого предприятие не несет убытков. При этом издержки предприятия равны его доходам.  

 

Методы, используемые в моделях финансового планирования, представлены в табл. 74 (ссылка на Никулину).

Таблица 74

Модели и методы (приемы) финансового планирования

Методы (приемы), используемые в моделях финансового планирования Модель финансового планирования
Разработка финансового раздела бизнес - плана Бюджетирование Составление прогнозных финансовых документов
Метод прогноза объемов реализации (продаж) + + +
Метод баланса денежных поступлений (баланса денежных потоков) + - -
Метод бюджета наличности - + -
Метод бюджета дополнительных вложений капитала - + -
Метод составления таблицы доходов и затрат (расходов) + - +
Метод определения потребности во внешнем финансировании - - +
Метод регрессионного анализа - - +
Метод процента от продаж - - +
Метод прогнозируемого баланса активов и пассивов предприятия + - +
Метод расчета точки безубыточности + - +

«+» - метод (прием) используется;

«-» - метод (прием) не используется.

 

Общий бюджет организации: структура и принципы составления.

Процесс бюджетирования в организации объединяет работу по составлению оперативного, финансового и общего бюджетов, управлению и контролю за выполнением бюджетных показателей.

Бюджет — это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей.

Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, т. е. бюджет создается до выполнения предполагаемых действий. Это и определяет роль бюджета как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

Бюджеты имеют множество видов и форм: отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции (закупка сырья и материалов, бюджет производства и т. п.), могут нести информацию только о расходах или только о доходах (бюджет продаж), а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации.

Основные требования к информации, содержащейся в бюджете, следующие: достаточность, неизбыточность, ясность и доступность. Конкретные формы составления бюджета каждое предприятие выбирает самостоятельно.

Бюджетирование основано на ряде принципов (табл. 75) [14]..

Таблица 75

Содержание принципов бюджетирования

Принцип Содержание
Принцип разграничения доходов и расходов между отдельными бюджетами означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими субъектами управления (центрами финансовой ответственности - ЦФО)  
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы, подлежат отражению в бюджете  
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета  
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что бюджетные расходы всех ЦФО должна покрываться общей суммой доходов предприятия.  
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития предприятия в целом и отдельных субъектов управления, реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.  
Принцип согласования целей предусматривает балансирование всех факторов производства для достижения организацией намеченных задач. Осуществляется это путем составления бюджетов снизу вверх, так как нижнее звено руководства более реально оценивает ситуацию и может обеспечить выполнение запланированных показателей бюджета. При этом руководство предприятия следит за тем, чтобы интересы отдельных структурных подразделений не вступали в конфликт с интересами всего предприятия. Обеспечивается это путем согласования бюджетных планов и их корректировки  
Принцип ответственности предусматривает передачу ответственности вместе с делегируемыми полномочиями и характеризует роль человеческого фактора в управлении предприятием  
Принцип гибкости предусматривает включение в систему не только статичных, но и гибких бюджетов, которые помогают выбрать оптимальный объем продаж  

 

Бюджетный период, как правило, охватывает краткосрочный аспект планирования (год, квартал), однако, бюджеты, связанные с капитальными вложениями, составляются и на более длительный период — пять, десять лет.

Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:

I. Подготовка прогноза и бюджета продаж.

II. Определение ожидаемого объема производства.

III. Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции.

IV. Расчет и анализ денежных потоков.

V. Составление плановых финансовых отчетов.

Несмотря на то, что бюджет не имеет стандартизированных форм, определяемых государственными органами, наиболее широко используется структура общего бюджета с выделением операционного и финансового бюджетов.

Общий бюджет ( основной бюджет) — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

Операционный (текущий, периодический, оперативный) бюджет — это система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации. Составление общего бюджета начинается именно с операционного бюджета, первым шагом в котором является бюджет продаж. Целью и заключительным этапом процесса составления операционного бюджета выступает бюджетный отчет о прибылях и убытках. В ходе составления операционного бюджета формируются бюджеты различных расходов (на закупку сырья и материалов, коммерческих и административных расходов и т. п.).

Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования. Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного баланса.

Структура общего бюджета предприятия представлена на рис. 19.

 

 

       
   


Блок операционных бюджетов Блок финансовых

бюджетов

Бюджет продаж

Бюджет капитальных

Бюджет Бюджет затрат

коммерческих производства

расходов

Бюджет Бюджет движения

Бюджет материальных денежных средств

управленческих затрат

расходов

Бюджет Прогнозный

трудовых бухгалтерский

затрат баланс

 

Бюджет

общепроизводственных

расходов

 

Смета себестоимости

реализованной продукции

 

Бюджет прибылей и убытков

       
   


Рис. 19 Структура общего бюджета организации

 

 

Содержание и характеристика отдельных бюджетов приведена в табл. 76.

Таблица 76

Характеристика бюджетов

Бюджет Содержание
Бюджет продаж Основывается на прогнозе сбыта, отражающего: что, сколько и по какой цене реализовывать продукцию. План продаж определяется высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга. Бюджет объема продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности предприятия, оказывают воздействие на большинство других бюджетов, которые по существу исходят из информации, определенной в бюджете продаж.
Бюджет производства После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении определяется количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов. На основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции на конец периода, о наличии продукции на начало бюджетного периода и о количестве единиц продаж разрабатывается производственный график.
Бюджет прямых материальных затрат, затрат на оплату труда Составляются исходя из объемов производства и нормативов затрат ресурсов. Бюджет трудовых затрат определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объема производства, которое рассчитывается умножением количества единиц продукции или услуг на норму затрат труда в часах на единицу, В этом же документе определяются затраты труда в денежном выражении умножением необходимого рабочего времени на соответствующие часовые ставки оплаты труда.
  Этот бюджет представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде. Этот бюджет имеет две цели: 1) интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанных руководителями по производству и его обслуживанию и 2) аккумулируя эту информацию, вычислить нормативы этих расходов на предстоящий учетный период для распределения их в будущем периоде на отдельные виды продукции или другие объекты калькулирования затрат.
Бюджет коммерческих расходов Характеризует объем расходов на доставку готовой продукции, на оплату труда сбытового персонала, издержки на упаковку, маркетинговые исследования, рекламу и др.
Бюджет управленческих расходов Представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, и необходимых для поддержания деятельности в целом по предприятию в будущем периоде. Разработка этого бюджета необходима для обеспечения информации, которая требуется для подготовки бюджета денежных средств, а также для целей контроля этих расходов. Эта информация также необходима для определения финансового результата деятельности предприятия в планируемом периоде. Большинство элементов этого бюджета составляют постоянные затраты.
Прогнозный отчет о прибылях и убытках На основе подготовленных периодических бюджетов необходимо разработать прогноз себестоимости реализованной продукции, используя данные бюджетов использования материалов, затрат труда и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции и, добавив информацию из бюджетов коммерческих затрат и общих и административных расходов, можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках.
Бюджет капитальных затрат Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет денежных средств, затрагивая вопросы расходов на приобретение или строительство, а также выплаты процентов за кредиты, на прогнозный отчет о прибылях и убытках, на прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет
Бюджет денежных средств Бюджет денежных средств состоит из двух частей – ожидаемые поступления денежных средств и ожидаемые платежи и выплаты. Для определения ожидаемых поступлений за период используется информация из бюджета продаж, данные о продажах в кредит или с немедленной оплатой, данные о порядке сбора средств по счетам к получению. Также планируется приток денежных средств и из других источников, таких, как продажа акций, продажа активов, возможные займы, получение процентов и дивидендов и т.д. Суммы ожидаемых платежей берутся из различных периодических бюджетов. Ответственный за подготовку бюджета денежных средств должен знать, какие затраты на материалы и рабочую силу предусмотрены за период, какие товары и услуги необходимо приобрести, а также будут ли они оплачены сразу же или возможна отсрочка платежа. В этой связи очень важно знать политику платежей и выплат предприятия.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.