Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция по теме 5. Бюджет и бюджетное право




 

1.Понятие бюджета

Категория бюджет употребляется в экономическом, материальном, организационном и правовом смысле.

Как экономическая категория бюджет представляет собой публичные экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств определенного государственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти, местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории. (Крохина Ю.А.)

Денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использование бюджетного фонда. (В.М.Родионова)

Бюджет – общественные отношения, которые связаны с концентрацией и использованием его средств (Н.И.Химичева).

В материальном аспекте бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на определенном территориальном уровне для обеспечения функций органов власти.

В организационном плане бюджет является способ финансового обеспечения функций государства и органов местного самоуправления.

В правовом плане – это плановый акт, принимаемый в установленном законом порядке.

В общем виде бюджет можно определить как основной финансовый план формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности субъектов финансовых отношений. (О.Н.Горбунова)

БК РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6).

Правовая форма бюджета раскрывается в ст. 11 БК РФ. В соответствии с указанной нормой бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджет субъекта федерации – в форме закона субъекта федерации, бюджет муниципального образования – в форме акта представительного органа местного самоуправления.

Бюджет как правовая категория имеет следующие признаки:

1.Это общегосударственный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов;

2.Это финансовый план государства, где указаны его доходы и расходы;

3.Это основной финансовый план государства, поскольку наряду с ним действуют и финансовые планы предприятий, учреждения, организаций (сметы).

4.Свойство универсальности, так как бюджет охватывает практически все сферы деятельности государства и муниципального образования;

5.Свойство координированности, так как бюджет и его показатели соотносится с показателями других финансовых планов.

Функции бюджета как звена финансовой системы государства:

1.Представляет собой особую форму перераспределительных отношений, связанную с обособлением части национального дохода в собственность всего государства (или субъекта РФ) и ее использование с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных образований;

2.Бюджет осуществляет перераспределение национального дохода и части национального богатства как между территориальными образованиями, так и между отраслями хозяйства;

3.Перераспределение национального дохода бюджетными метода в более значимой степени определяется потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими пере обществом на каждом историческом этапе развития;

4.Сфера бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями финансовой системы.

 

Виды бюджетов:

1.В соответствии с федеративным устройством РФ выделяют федеральный бюджет, бюджет субъекта федерации, а также бюджет муниципального образования. Кроме того, создан бюджет союза России и Белоруссии.

В бюджетном законодательстве существует понятие «консолидированный бюджет», что означает свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории», консолидированный бюджет имеет два существенных признака: во-первых, он представляет собой совокупность бюджетов определенной территории, во-вторых, свод бюджетов определенной территории используется как экономический инструмент для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых для бюджетного планирования и анализа бюджетной деятельности.

 

2.Бюджетная классификация РФ

Это группировка отдельных видов доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Каждой группе объектов классификации присваиваются определенные группировочные коды.

В средствах бюджета в зависимости от права собственности на них законодательство выделяет собственные доходы и заемные средства.

К собственным доходам отнесены:

- закрепленные в установленном порядке за бюджетом каждого уровня источники доходов;

- отчисления, получаемые в бюджеты по регулирующим доходным источникам;

- дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления,

Заемные средства в доходной части бюджета используются при недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающий минимальную бюджетную обеспеченность в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения бюджета.

Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюджета, могут быть:

- получение органами исполнительной власти процентных или беспроцентных ссуд из иных бюджетов;

- выпуск государственных или местных займов на инвестиционные цели;

- получение кредита в банке.

Кроме того, доходная часть бюджета может быть образована, в том числе за счет средств дотаций и субвенций из бюджетов вышестоящих уровней.

Дотация в бюджетных отношениях – это определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего представительного органа власти в нижестоящий бюджета, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств.

Субвенция – денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты для конкретных целей на безвозмездной и безвозвратной основах.

Закон выделяет два вида субвенций:

- текущие, к которым относятся субвенции, направленные на финансирование текущих расходов;

- инвестиционные – направлены на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством.

Общие условия предоставления субвенций:

1.- направление субвенции на финансирование конкретных мероприятий;

2.- осуществление субвенционного финансирования в форме долевого участия в расходах соответствующих бюджетов;

3.Орган, предоставляющий субвенцию, устанавливает назначение, объем, получателя, порядок и условия представления субвенции в соответствии с законодательством РФ;

4.Орган, предоставивший субвенции, вправе контролировать их использование, а получатель обязан отчитаться об их использовании.

Расходы бюджетов включают в себя следующие группы:

1.Содержание органов государственной власти и местного самоуправления, судов и правоохранительных органов;

2.Финансирование отраслей народного хозяйства;

3.Охрана окружающей природной среды;

4.Социально-культурная сфера;

5.Наука;

6.Международная деятельность.

Расходы распределяются между бюджетами исходя из следующих принципов:

1. соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления;

2. учет подчиненности (подведомственности) предприятий, учреждений, организаций при формировании расходов каждого бюджета;

3.учет назначения определенных мероприятий, масштабов, последствий их влияния на развитие общества, в связи с чем они могут быть включены в вышестоящий бюджет.

В соответствии с БК РФ расходы классифицируются по источникам их финансирования.

1.финансируемые исключительно из федерального бюджета;

2.совместно финансируемые из всех звеньев бюджетной системы;

3.финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ;

4.финансируемые исключительно из местных бюджетов.

 

 

3.Бюджетное право и бюджетное законодательство РФ

Бюджетное право – подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Предмет бюджетного права складывается из двух групп общественных отношений:

- атрибутивных и примыкающих.

Атрибутивные отношения – отношения в области установленного порядка образования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, опосредующие бюджетный процесс и контроль, а также ответственность за бюджетные правонарушения. Они включаются в предмет бюджетного права полностью и урегулированы только им.

Смежные отношения – регулируются другими подотраслями и институтами финансового права, создавая предмет совместного регулирования. (Например, налоговые отношения). В этой части нормы бюджетного права выступают по отношению к смежным отношениям как организующие и о определяющие саму систему правового регулирования.

Все отношения, регулируемые бюджетным правом, могут быть распределены на отношения, возникающие в следующих сферах:

1.Формирования бюджетов различных уровней;

2.Распределения средств бюджетов различных уровней;

3.Использования средств бюджета различных уровней;

4.В сфере бюджетного процесса;

5.Возникающие в процессе бюджетного контроля;

6.Возникающие в процессе реализации мер бюджетной ответственности;

Бюджетное законодательство – совокупность действующих нормативно-правовых актов, принятых представительными органами власти государства и местного самоуправления, направленных на регулирование бюджетных правоотношений и являющаяся внешней формой выражения бюджетного права.

Бюджетное законодательство состоит из следующих элементов:

1. Федеральное бюджетное законодательство;

2. региональное бюджетное законодательство;

3.Нормативные акты о местных бюджетах;

Основу бюджетного законодательства РФ составляет БК РФ (от 9 июля 1999 г., вступил в силу с 1 января 2000 г.)

В соответствии с преамбулой данного нормативного акта: БК РФ служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

В соответствии со ст. 7 БК РФ бюджетное законодательство РФ формируется с учетом предметной компетенции РФ и ее субъектов в области бюджетной деятельности.

В частности, РФ решает следующие вопросы:

1.Разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней;

2.Разграничение полномочий по осуществлению расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

3.Определение основ бюджетного процесса РФ;

4.Определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, основ управления государственным и муниципальным долгом;

5.Осуществление государственных заимствований РФ и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом РФ;

6.Установление порядка и оснований привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

В соответствии со ст. 8 БК РФ к ведению субъектов РФ относятся: вопросы взаимоотношений субъектов РФ с другими субъектами бюджетного права; вопросы, непосредственно связанные с утверждением, исполнением бюджетов субъектов РФ.

Ст.9 БК определяет компетенцию органов местного самоуправления:

1.- установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

2.- Определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

3.- определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

4.- определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

5.Определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

6.Осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.