Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологическая функция

Гносеологическая функция.

Гносеологическая функция происходит от греч. gnosis - знание. В теории познания (гносеологии) отношение «мир-человек» рассматривается как отношение объекта и субъекта познания. В противоречивом взаимо­действии субъекта и объекта познания постигается истина. Вопрос о том, что такое истина, есть один из вечных вопросов гносеологии. Исследуя проблему истины и ее критерия, ее внутреннюю диалектич­ность, философия и выполняет гносеологическую функцию, которая взаимосвязана с познавательными способностями человека. К ним относятся: рассудок, разум, интуиция (през.1, слайд 4). К ним относятся: рассудок – способность оперировать известными категориями по известным правилам; разум – способность создавать новые категории и правила рассуждения. Рассудок ограничен дискурсией (постепенным доказательством), а разум использует и интуицию (непосредственное усмотрение результата). В науке они обязаны соединяться.

В теории познания сложились эмпирическое и рационалистическое направления. Сторонники эмпиризма (греч. empeiria - опыт) единственным источником знания считают опыт, основанный на чув­ственном познании, недооценивая активную роль в познании теope­тического мышления. Сторонники рационализма (лат. ratio - разум) абсолютизируют роль абстрактного мышления, недооценивая значе­ние чувственного познания, наблюдения, опыта, эксперимента. Оче­видно, оба эти направления страдают односторонностью в оценке двух неразрывно связанных друг с другом сторон познавательной деятель­ности человека.

Методологическая функция заключается в том, что философия разрабатывает всеобщие, частные, и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути, способы познания мира.

МЕТОД – это способ теоретического или практического овладения предметом.

Наиболее важными особенностями всякого метода познания являются: 1) цель; 2) средства (понятия, принципы); 3) форма деятельности (последовательность операций в их связи и сами операции).

Методы конкретных наук обусловлены содержанием их предмета. В математике применяются математические методы, в геометрии – геометрические, в физике – физические и т.д.

ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОДэто способ познания всеобщего и необходимого в природе, обществе и познании (мышлении).

В истории философии сложились два основных метода философского познания: метафизический и диалектический (през. 1, слайд 5).

Метафизический метод состоит в предположении неизменной сущности предметов, вещей или явлений. Сам же предмет рассматривается вне всеобщих универсальных связей, без противоречий и развития.

Диалектический метод противоположен метафизическому и характеризуется следующим:

· не существует никакой вечной, неизменной сущности предметов, вещей, явлений, процессов, поэтому нет ничего раз и навсегда данного и неизменного;

· предмет исследуется не односторонне, а в его всеобщих связях и в развитии путем превращения противоположностей;

· противоречие рассматривается как источник и движущая сила развития.

На основании метафизического и диалектического методов оформились два проекта науки: софистский и аристотелевский (през.1, слайд 6).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мировоззренческая функция. Тема 2. Функции философии | Интегративная функция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.