Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Философия Нового времени (2 час.)

План лекции:

1. Основные идеи и особенности философии XV II в .Презентация 5, слайд 1,2)

2. Эмпиризм и рационализм. Индукция и дедукция.

3. Понятие субстанции. Пантеизм.

4. Монадология Лейбница.

5. Философия Просвещения.

1. Основные идеи и особенности философии XVII в.

Новое время связывают с началом буржуазных революций и пери­одом становления буржуазных отношений в европейских странах XVI – ХVII вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской ориентации на науку. Главной задачей философии становятся проблемы обоснования способов достижения знания - проблемы методологии познания.

Основные идеи философии XVII в.(презент. 5, слайд 1:

· Принцип автономного мыслящего субъекта.

· Принцип методического сомнения.

· Индуктивно-эмпирический метод.

· Рационально-дедуктивный метод, включающий интеллектуальную интуицию.

Особенно­сти философии Нового времени(Презент. 5, слайд 2).

Начиная с ХVI в. начинает бурно развиваться естествознание: потребности мореходства опpeделяют развитие астрономии; строитель­ство городов, кораблестроение, военное дело - развитие математики и механики. Новая наука опирается, прежде всего, на практику матери­ального производства: изобретение машин в текстильной промышлен­ности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности. Начавшийся в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества в XVII в. расширяется и углубляется. Развитие нового буржуазного общества порождает изме­нения не только в экономике, политике, социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Развитие науки нового времени привело к переориентации философии: если средневековая философия имела теоцентрический характер, философия Возрождения ориентирова­лось на искусство и гуманитарное знание, то философия Нового времени опиралась на науку.

С XVII в. начинается организационное становление науки как самостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы. Законы, открытые естественными науками, переносятся и на исследование общества. Из общефилософских знаний в период Ново­го времени в самостоятельные отрасли выделяются обществоведче­ские дисциплины: экономика, социология, политология.

Для онтологии этого периода характерны такие черты, как механицизм - абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие общества, и деизм (от лат. deus - бог) - признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход. В философии деизм стал формой дистанцирования от религии в эту эпоху. Характерной особенностью деизма было сведение к минимуму функции Бога.

ДЕИЗМ - это учение, которое признает существование Бога в качестве безличной причины, мира.

Эти представления легли в основу новой физической картины мира, важнейшими предпосылками которой стали астрономические открытия Галилео Галилея (1564-1642) и Иоганна Кеплера (1571-1630), а также открытые Исааком Ньютоном (1643-1727) законы классиче­ской механики.

В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и ре­лигией. В борьбе против религиозных догматов, авторитета и давле­ния церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Для философии Нового вре­мени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекаю­щая, прежде всего, из опыта естествознания. Крупными философами в Европе XVII в. являются: Ф. Бэкон (1561-1626) - Англия, Р. Декарт (1596-1650), Б. Паскаль (1623-1662) - Франция; Б. Спино­за (1632-1677) - Голландия; Г. Лейбниц (1646-1716) - Германия.

Не без основания XVII век называют «веком гениев», что указывает на необыкновенный взлет философской и научной мысли. Продолжа­ется также идущая от средних веков полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, согласно которому достоверное познание возможно только с помощью разума. Эти два направления в Новое время трансформировались в эмпиризм и рационализм.

  1. Эмпиризм и рационализм. Индукция и дедукция.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Схоластика (V-XV вв.) | ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria - опыт) считает основным источником достоверного научного знания опыт
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.